Данил Винницкий заместитель председателя президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов, заведующий кафедрой финансового права УрГЮА, доктор юридических наук Экспертам по
Данил Винницкий
заместитель председателя президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов, заведующий кафедрой финансового права УрГЮА, доктор юридических наук
Экспертам по налоговым вопросам нередко приходится сталкиваться с «милицейскими» проверками налогоплательщиков. Ситуация во всех случаях однотипна. В один прекрасный день в офис предприятия приходят люди в форме. Обескураженному таким визитом предпринимателю гости показывают удостоверения сотрудников милиции. И требуют предъявить хозяйственную документацию.
Особо не объясняя причин своего неожиданного визита, сотрудники милиции изымают финансовые документы компании и удаляются. А через какое-то время в отношении бизнесмена возбуждается уголовное дело. За уклонение от уплаты налогов.
Дальше используется весь арсенал средств уголовного процесса: обыски, изъятия, задержания и допросы.
В итоге дело передают в районный суд общей юрисдикции, который может поспешить вынести обвинительный приговор, не учитывая сложные нюансы налогового закона.
В такой ситуации важно добиться рассмотрения этого дела налоговой инспекцией и судом на самой первой его стадии. Парадокс, но часто налоговые органы не находят никаких нарушений, о которых идет речь в материалах уголовного дела.
Самое интересное даже не то, что органы милиции и налоговые инспекции могут не сойтись во мнении. По действующему законодательству сотрудники МВД вообще не имеют права вторгаться к предпринимателю с проверками в обход налоговой инспекции.
Налоговое двоевластие в нашей стране царило в 90-е гг. Тогда и налоговые органы, и подразделения МВД имели равные права на проверку финансовых документов предприятий, наложение санкций и т. д. Это приводило к тому, что одной и той же компании налоговая инспекция и милиционеры (тогда — органы налоговой полиции) могли предъявлять требования, друг другу противоречащие. Закон позволял этим двум государственным ведомствам даже судиться между собой в Высшем арбитражном суде РФ.
Но времена двоевластия прошли. Законодатель абсурдность прежней ситуации вполне понимает. Отстранить правоохранительные органы от вторжения в сферу налогообложения он пытался неоднократно. Еще в конце 90-х гг. приняли Налоговый кодекс. Этот документ установил принцип: только налоговый орган имеет право представлять государство в налоговых отношениях.
Последующие редакции кодекса еще больше ограничили полномочия милиции. К 2003 г. органы МВД окончательно утратили право самостоятельно участвовать в налоговых отношениях. Лишь отдельные сотрудники милиции могли по запросу налоговиков сопровождать их в проверке предпринимателей.
При этом все решения принимает только налоговый орган. В случае если он обнаружит признаки преступления, то сообщает об этом в МВД. И только потом милиция вправе начать проверку в порядке Уголовного процессуального кодекса.
Точку в решении этой проблемы поставил Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ, который внес изменения в закон «О милиции», вообще исключив из текста этого нормативного акта какое-либо упоминание о праве органов милиции вторгаться в сферу налоговых отношений и проводить специальные проверки налогоплательщиков.
Нельзя терпеть!
Прав проверять налогоплательщиков у органов милиции нет никаких. Но согласны ли с этим в МВД? Не исключено, что прежняя практика по инерции будет продолжаться. Милиционерам проще по-прежнему изымать финансовые документы, проводить допросы, нежели ждать решения налоговиков. А суды общей юрисдикции, как и раньше, будут бояться вынести оправдательные решения по таким делам. Не в пример им арбитражный суд куда чаще встает на сторону налогоплательщика. Но милиция в арбитраж дела не направляет. Это не их вотчина.
Однако у бизнеса появились серьезные инструменты борьбы с необоснованными действиями правоохранительных органов. Это раньше, чтобы опротестовать законность действий сотрудников МВД, приходилось ждать, когда закончится уголовный процесс. А он мог тянуться годами. Необходимо было претерпеть все перипетии предварительного и судебного следствия.
Теперь для этого нет никаких оснований. Действия милиции можно обжаловать на самых первых стадиях, как только стало известно, что правоохранители действуют в обход налоговиков (Федеральной налоговой службы).
Но волю предпринимателей к протесту парализует нависшее над головой уголовное дело и моральное давление в виде все тех же обысков, вызовов к следователю и допросов. И бизнес терпит.
А терпеть нельзя! Следует подавать заявление в суд сразу после первого необоснованного визита или изъятия документов!
Владимир Ардашев
управляющий партнер консалтинговой группы «Ардашев и Партнеры»:
— На фоне кризиса, похоже, еще не все заметили, что 10 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 26 января 2008 г. № 293-ФЗ, который наконец-то пресек откровенный произвол, прессинг и бесконтрольное вмешательство милиции в работу субъектов предпринимательской деятельности.
Отныне милиции запрещается «кошмарить бизнес», самостоятельно проводить налоговые и иные подобные проверки, входить в помещения, требовать документы, изымать их и проводить иные оперативно-розыскные мероприятия, блокирующие деятельность компаний. Общеизвестно, что эти весьма широкие полномочия сотрудники милиции использовали преимущественно в интересах рейдеров, конкурентов и собственного кошелька, собирая инсайдерскую информацию и вымогая деньги у коммерсантов.
Теперь предприниматели могут вздохнуть спокойно. Налоговые проверки вправе проводить исключительно налоговые органы!
Увы, но, как и ранее, большинство предпринимателей при виде человека в погонах просто теряют дар речи и ведут себя совершенно неадекватно. Включается генетическая память образца тридцать седьмого года, и работает стереотип «был бы человек, а статья найдется». Тотальная правовая безграмотность, неверие в свои права, в судебную защиту, в готовность договориться и порождают произвол!
Мой богатый опыт показывает: виноват сам предприниматель, который до сих пор живет категориями 90-х гг., и, даже когда ему предлагаются эффективные способы защиты силой права, он все еще стремится использовать право силы!
Андрей Синеглазов
заместитель начальника управления по борьбе с налоговыми преступлениями ГУВД по Свердловской области:
— Казуистика г-на Винницкого мне понятна. Он верно рассуждает в той части, которая касается четкого разделения полномочий между органами МВД и налоговой инспекцией. Милиция, действительно, не имеет права проводить камеральные и выездные проверки. Это факт.
Но не нужно путать налоговые проверки с оперативно-розыскными мероприятиями. Согласно закону об оперативно-розыскной деятельности сотрудники управления по борьбе с налоговыми преступлениями имеют полное право изымать финансовые документы компании, если ее руководителей подозревают в уголовном преступлении.
Нужно понимать, что следователи не просто приходят наугад в любой офис и приступают к обыскам. Изъятию документов и возбуждению уголовного дела предшествует большая и серьезная работа. И в офисы компаний мы приходим тогда, когда у нас есть все основания подозревать предпринимателя в серьезном правонарушении.
Теперь о том, что касается небольшого количества оправдательных приговоров в судах общей практики. Действительно, эта инстанция признает невиновность подозреваемых в уклонении от уплаты налогов реже, чем арбитражный суд. Но это не от непрофессионализма или ангажированности судей. Просто поток дел здесь куда меньше, чем в арбитраже.
Налоговая инспекция обязана проверять предпринимателей в постоянном режиме. Ежегодно она проводит десятки тысяч ревизий. А в нашем управлении за весь прошлый год возбуждено лишь 346 уголовных дел по налоговым преступлениям. Мы действуем точечно. И в суд дело передаем лишь тогда, когда у нас есть все необходимые доказательства вины. Потому и процент оправдательных приговоров минимален.