«Какая-то шизофрения получается. Минфин чётко понимает, что много государства — это плохо. Но при этом вся бюджетная конструкция — это именно об увеличении доли государства».
В 2019–2021 гг. федеральный бюджет получит 2,04 трлн руб. от повышения ставки НДС с 18% до 20%. Об этом говорится в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», подготовленном Минфином.
Ведомство запланировало 349,8 млрд руб. дополнительных поступлений в 2019 г., 374,3 млрд — в 2020 г. и 404 млрд руб. в 2021 г. от НДС, связанного с внутренним производством. 283,7 млрд руб. 303,9 млрд руб. и 323,4 млрд руб. соответственно бюджет получит от повышения НДС на ввозимые товары, ожидает Минфин.
В ведомстве также заложили в документ резкий рост доходов от дивидендов по акциям компаний с госучастием. Если в 2018 г. бюджет получит от них, как ожидается, 250,7 млрд руб., то в 2019 г. — 542,3 млрд руб., в 2020 г. — 585,9 млрд руб., а в 2021 г. — 639,7 млрд руб.
Повышение пенсионного возраста же позволит сократить трансферт на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд всего на 9,3 млрд руб. в 2020 г., а в 2021 г. — уже на 156,3 млрд руб.
Исходя из текста документа, который будет обсуждаться на парламентских слушаниях, главная задача правительства — продемонстрировать, что налогоплательщиков не ждут существенные изменения, кроме роста НДС на 2 п.п., сказал РБК руководитель аналитического департамента «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.
«Но именно продемонстрировать, потому что на самом деле изменения есть и будут, и довольно существенные для налогоплательщиков», — полагает он.
Директор аналитического департамента «Локо-инвест», экс-директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Кирилл Тремасов указал противоречие в политике Минфина. «Другим фактором, оказывающим значительное, но на этот раз сдерживающее, влияние на рост производительности труда, оказалась доля потребления государства в ВВП. При росте этого показателя на 1 п.п. в представленной выборке рост замедлялся на -0,46 - -0,50п.п.».
Какая-то шизофрения получается. Минфин чётко понимает, что много государства — это плохо. Но при этом вся бюджетная конструкция — это именно об увеличении доли государства, — пишет г-н Тремасов.
Тем самым наградим тех, кто всё время исправно платил налоги. Мне кажется, это был бы реальный механизм ускорения экономического роста. То, что предлагается, это скорее механизм его замедления, — полагает экономист.