В прежние времена, когда между заместителями главы Екатеринбурга и министрами в правительстве Свердловской области возникали непримиримые разногласия, Аркадий Чернецкий и алексей Воробьев согласовы
В прежние времена, когда между заместителями главы Екатеринбурга и министрами в правительстве Свердловской области возникали непримиримые разногласия, Аркадий Чернецкий и алексей Воробьев согласовывали интересы на личных встречах. Механизм был эффективным, хотя и работал от ручного привода. После увольнения г-на Воробьева встречи закончились — новый председатель правительства и мэр общего языка не нашли. Из чего следует, что планы нужно строить с учетом текущей политической ситуации.
Отставкой губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, которому в 2009 г. исполнилось 72 года, федеральный центр подал сигнал лидерам пенсионного возраста в других регионах (Татарстан, Башкирия, Оренбург, Омск, Москва) и губернаторам, занимавшим должность по три-четыре срока (Челябинская область, ХМАО, ЯНАО). Чтобы стать долгожителями, некоторым из них пришлось переделывать под себя местное законодательство. В 2001 г. депутаты регионального Законодательного собрания внесли поправки в Устав Свердловской области, позволившие г-ну Росселю баллотироваться на третий срок. К другим поправкам в Устав, подразумевающим одну палату вместо двух, одновременные выборы депутатов и объединение должностей губернатора и председателя правительства, Эдуард Россель относился отрицательно, что дало повод Анатолию Гайде, главе думского комитета по законодательству, упрекнуть исполнительную власть в нежелании следовать федеральным законам. Рабочую группу по изменению Устава собрал новый губернатор Свердловской области Александр Мишарин. Михаил Коробельников, политолог: «Если Эдуард Россель олицетворял инициативу снизу (региональные ФПГ и региональные политические движения), то новый губернатор призван проводить политику вертикали власти, скорее даже административно-командной системы. В этом случае задача Александра Мишарина — свести инициативы снизу к минимуму, став проводником инициатив сверху. Сегодня сложилась ситуация, когда старые элиты отодвинуты от рычагов власти, а новые элиты пока совершенно не понимают, какие рычаги, когда и как можно использовать».
Депутатов, проводящих в областной думе инициативы «Единой России», после мартовских выборов стало меньше — из 14 мандатов (50% общего числа) восемь достались оппозиции — КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Большинство голосов еще позволяет единороссам принимать решения без оглядки на политических оппонентов, но кворум они уже не набирают. И фракции, составляющие меньшинство, этим пользуются. Константин Киселев, заместитель директора Института философии и права УрО РАН: «Принципиальных депутатов, которые отстаивают свое мнение, становится все меньше. За редким исключением сегодня в Думе работают люди, которые колеблются вместе с генеральной линией партии. По сути, они приходят голосовать с уже поднятыми руками. И это неудивительно, поскольку сама Елена Чечунова, председатель областной думы, — человек губернатора. Образно говоря, тень Мишарина в юбке».
Став губернатором, г-н Мишарин обнародовал задачи экономики, которые намерен решить: энергосбережение, инновационные технологии, борьба с безработицей, модернизация ЖКХ, поддержка 17 моногородов и запуск новых социальных программ. Главным направлением остается развитие межрегионального транспорта и логистики. Восполнить дефицит бюджета правительство собирается за счет размещения заказов на предприятиях области, новых контрактов и западных инвестиций. Владислав Чарсов, политолог: «Александра Мишарина поддерживает федеральный центр. Это значит, что Свердловскую область отдали не олигархам, а транспортникам. Федеральный центр намерен развивать Екатеринбург как транспортно-логистический узел. Индикатором стал проект «Урал Промышленный — Урал Полярный». Прежний губернатор от него дистанцировался, чего не может позволить себе человек, встроенный в вертикаль власти. Мы видим, что при новом губернаторе область вошла в состав учредителей проекта «УП-УП», подтвердив верность партийной линии».
Эффективным лоббистом интересов Свердловской области на федеральном уровне эксперты называют министра регионального развития РФ Виктора Басаргина. Г-н Басаргин согласился сделать регион пилотной площадкой для инвестиционных проектов в сфере ЖКХ. В список 335 российских моногородов, нуждающихся в государственной поддержке «в случае недостаточности региональных мер», попали Асбест, Нижний Тагил и Каменск-Уральский. Федерация предлагает им деньги. Оппоненты, впрочем, указывают, что из обещанных премьер-министром РФ Владимиром Путиным 10 млрд руб. Нижний Тагил получил пока только 1,5 млрд.
Три олигарха и владыка Викентий
При Эдуарде Росселе ключевые министры в правительстве Свердловской области были компромиссными фигурами, которые устраивали и губернатора, и финансово-промышленные группы. Система, позволявшая олигархам влиять на действия исполнительной власти, а главе региона — привлекать к инфраструктурным и социальным проектам (медицина, образование, спорт) ресурсы частных структур, держалась, пока губернаторов выбирали прямым голосованием. Как политик, считавший себя независимым, г-н Россель мог учитывать мнение «ставленника НТМК» или «человека Вексельберга», если их предложения выглядели разумными. Механизм опосредованного лоббирования перестал работать со сменой кабинета министров, где из прежнего состава уцелело четыре чиновника — Анатолий Гредин, Владимир Власов, Михаил Максимов и Александр Харлов. Не все замены получились удачными. Правильным выбором эксперты считают кандидатуры премьера и министра экономики, которому губернатор оказал доверие. В целом же нынешний кабинет называют правительством переходного периода — тот, кто не выполнит показатели KPI, к концу года останется без должности.
Уже в январе 2010 г. о намерении губернатора вывести отношения правительства и «профсоюза олигархов» на новый уровень заявил премьер Гредин, не уточнивший, впрочем, какие правила игры устраивают губернатора. Помимо прямых контактов с г-ном Мишариным у олигархов осталось два канала влияния на руководителя региона — либо через Москву (Министерство транспорта и Министерство регионального развития), либо с помощью владыки Викентия, успевшего наладить контакты с губернатором. Если в правительстве Алексея Воробьева содействие Екатеринбургской епархии оказывал он сам, то с приходом Виктора Кокшарова эта практика завершилась (сохранявшие нейтралитет Эдуард Россель и Аркадий Чернецкий держали святых отцов на расстоянии). Новый выход владыки Викентия на политическую арену случился при Александре Мишарине, одобрившем планы возведения храмов. По оценкам наблюдателей, олигархи (и даже представители среднего бизнеса), жертвующие деньги в пользу церкви, начали прибегать к содействию владыки в лоббистских целях. О выросшей роли архиепископа можно судить, в частности, и по его присутствию в информационном поле.
Меньше других олигархов от кадровых перестановок потерял руководитель Трубной Металлургической Компании (ТМК) Дмитрий Пумпянский. В отличие от Андрея Козицына, которого прочили в губернаторы, или Виктора Вексельберга, расставлявшего своих людей на должности, г-н Пумпянский находился в тени, однако за последние годы его влияние увеличилось. Г-н Чарсов: «Козицын и Вексельберг с приходом Мишарина ничего не утратили и не приобрели, оставшись при своем интересе. Из трех олигархов, которые и раньше оказывали воздействие на экономику Свердловской области, влияние усилил Пумпянский, который в прежние годы был на заднем плане. Сейчас он самый главный». В этом смысле показателен эпизод с назначением губернатора Волгоградской области — должность, на которую прочили зампредседателя Государственной думы Валерия Язева, прошедшего согласования в администрации президента РФ, в последний момент досталась вице-губернатору Анатолию Бровко. Г-на Бровко считают ставленником ТМК, переигравшей ЛУКОЙЛ в споре за губернаторское кресло. По общему мнению, Дмитрий Пумпянский имел отношение и к назначению Александра Мишарина (как минимум высказался в пользу его кандидатуры).
Аркадий Чернецкий возвращается
На выборах мэра Екатеринбурга в 2003 г. Александр Мишарин (тогда — начальник Свердловской железной дороги) работал в команде, продвигавшей кандидата областной администрации Юрия Осинцева. Семь лет спустя г-н Мишарин в статусе губернатора оказался перед выбором — или выстраивать отношения с Аркадием Чернецким, который все это время управлял городом, или искать ему замену.
В декабре 2009 г. политологи восприняли конфликт мэра с руководителем областного ГУВД Михаилом Никитиным как сигнал из центра о близящейся отставке главы Екатеринбурга. Называли и срок — после мартовских выборов в Свердловскую облдуму, но не позже июня. Теперь одни говорят — «ситуация пролонгировалась», другие — «в кресле мэра Чернецкий усидел». И сходятся во мнении, что ситуацию изменили итоги выборов: без помощи главы города, которого не включили в избирательный список «Единой России», достичь плановых показателей партии власти не удалось. После этого целесообразность ухода Аркадия Чернецкого стала неочевидной (хотя сам он и его замы заявили, что готовы). Владислав Чарсов: «Усилению команды Чернецкого способствовала короткая скамейка запасных игроков у губернатора. Заменить управленцев мэрии сегодня некем. У олигархов хватает забот с реализацией своих околосоциальных программ (Академический, Кольцово, Центральный стадион) и с управлением моногородами. Силы распылены, а команды, которая могла бы прийти со стороны и эффективно управлять городом, реально нет. И Чернецкий показал, что без него решить многие вопросы, необходимые для реформ Мишарина, будет гораздо сложнее».
Реализация двух проектов нового губернатора — замена выбираемых мэров сити-менеджерами и «Большой Екатеринбург», предусматривающий единое муниципальное образование областного центра и городов-спутников, — требуют времени. Борьба Александра Мишарина с неэффективными главами администраций началась в Артемовском, где губернатор ввел внешнее управление, отстранив от работы мэра Юрия Манякина и оставив ему в помощь замминистра энергетики и ЖКХ Николая Смирнова. Затем еще два мэра — Анатолий Шевалдин
Команда Аркадия Чернецкого тут же послала сигнал: «Мы готовы!» В Устав Екатеринбурга готовятся поправки, позволяющие нынешнему составу городской думы выбирать мэра и сити-менеджера из числа депутатов. Если давление на г-на Чернецкого возобновится, он уйдет со своего поста, чтобы вернуться депутатом гордумы, который станет председателем и мэром, выполняющим представительские функции.
Не расходится с планами Аркадия Чернецкого и намерение губернатора объединить города в муниципальное образование «Большой Екатеринбург» — при Эдуарде Росселе он не раз жаловался на проволочки со стороны областной власти. Технология уже понятна. Чтобы не устраивать по поводу объединения референдум, с инициативой выступят не жители городов, а органы местного самоуправления — это может быть решение Думы или постановление мэра. Мнение жителей предполагают учесть с помощью опросов и публичных слушаний. Затем обращения муниципалитетов поступят в областную думу, которая примет закон, определяющий статус нового муниципального образования, его границы и состав территорий. Остальное — дело техники. При условии, что команда г-на Чернецкого остается на месте.
Методика
Как мы отбирали участников
На первом этапе исследования при помощи ведущих политконсультантов «ДК» составил шорт-лист рейтинга из 40 персон, влияющих на политические решения в регионе. В него вошли политики (исполнительная и законодательная власть, партийные функционеры, председатели думских комитетов, министры), представители силовых структур, финансово-промышленных групп, церкви.
Кто оценивал
20 экспертов — политконсультанты города, чиновники, депутаты, редакторы независимых СМИ. Политики, попавшие в список экспертов, не могли голосовать за себя.
Как оценивали
Эксперты оценили каждую персону по четырем критериям: уровню влияния на распределение финансовых ресурсов, уровню влияния на силовые структуры, уровню связей в политических кругах, уровню влияния на общественное мнение. Каждый критерий применительно к конкретной персоне оценивали по 5-балльной шкале (5 — наиболее высокий уровень влияния, 1 — наиболее низкий).
Как обрабатывали результаты
Финальным результатом стал интегральный рейтинг политического влияния. Рассчитав средний балл по четырем критериям, мы умножили его на индекс значимости критериев. Этот показатель был получен в ходе голосования: эксперты присваивали каждому критерию вес — насколько он значим для оценки политического влияния. Самые влиятельные политики региона. Цифры рейтинга
Чиновники и депутаты Свердловской области
Ф. И. О.
|
Интегральный рейтинг
|
|
|
Место
|
Балл
|
Мишарин Александр Сергеевич
|
1
|
10,95
|
Чернецкий Аркадий Михайлович
|
2
|
10,30
|
Винниченко
|
3
|
9,13
|
Гредин Анатолий Леонидович
|
4
|
9,10
|
Тунгусов Владимир Георгиевич
|
5
|
8,96
|
Басаргин Виктор Федорович
|
6
|
8,85
|
Максимов Михаил Игоревич
|
7
|
8,03
|
Архиепископ Викентий
|
8
|
7,77
|
Баринов Игорь Вячеславович
|
9
|
7,64
|
Лашманкин
|
10
|
7,61
|
Савельев Валерий Борисович
|
11
|
7,30
|
Брозовский Вячеслав Пиусович
|
12
|
7,12
|
Гайда Анатолий Войцехович
|
13
|
6,85
|
Ковпак Игорь Иванович
|
14
|
6,83
|
Павлов Анатолий Иванович
|
15
|
6,83
|
Бурков Александр Леонидович
|
16
|
6,69
|
Колтонюк
|
17
|
6,67
|
Мостовщиков
|
18
|
6,67
|
Никифоров
|
19
|
6,28
|
Артюх Евгений Петрович
|
20
|
6,05
|
Таскаев Владимир Павлович
|
21
|
5,98
|
Перский Георгий Михайлович
|
22
|
5,52
|
Багаряков
|
23
|
5,39
|
Волков Леонид Михайлович*
|
24
|
5,18
|
Ковпак Лев Игоревич
|
25
|
5,14
|
Непубличность отодвинула главного олигарха на III место
Крупнейшие бизнесмены-лоббисты региона
Ф. И. О.
|
Интегральный рейтинг
|
|
|
Место
|
Балл
|
Козицын Андрей Анатольевич,
|
1
|
10,37
|
Вексельберг Виктор Феликсович,
|
2
|
10,34
|
Пумпянский Дмитрий Александрович, председатель совета директоров ТМК
|
3
|
9,67
|
Абрамович Роман Аркадьевич,
|
4
|
8,69
|
Лисин Владимир Сергеевич,
|
5
|
7,53
|
Влияние прокуратуры трудно переоценить
Ключевые руководители силовых ведомств
Ф. И. О.
|
Интегральный рейтинг
|
|
|
Место
|
Балл
|
Пономарев Юрий Александрович,
|
1
|
8,66
|
Козиненко Борис Николаевич,
|
2
|
8,37
|
Никитин Михаил Александрович, начальник ГУВД по СО
|
3
|
8,13
|
Овчарук Иван Кириллович,
|
4
|
7,89
|
Мэр Екатеринбурга влияет на массы
ТОП-10 лидеров общественного мнения
Ф. И. О.
|
Уровень влияния
|
|
|
Место
|
Балл
|
Чернецкий Аркадий Михайлович
|
1
|
6,79
|
Волков Леонид Михайлович*
|
2
|
5,92
|
Артюх Евгений Петрович
|
3
|
5,76
|
Архиепископ Викентий
|
4
|
5,73
|
Мишарин Александр Сергеевич
|
5
|
5,37
|
Брозовский Вячеслав Пиусович
|
6
|
5,21
|
Мостовщиков Владимир Дмитриевич
|
7
|
5,15
|
Бурков Александр Леонидович
|
8
|
5,07
|
Тунгусов Владимир Георгиевич
|
9
|
4,99
|
Винниченко Николай Александрович
|
10
|
4,5
|
Губернатор контролирует финансы
ТОП-10 регуляторов денежных потоков области
Ф. И. О.
|
Уровень влияния на распределение финансовых ресурсов
|
|
|
Место
|
Балл
|
Мишарин Александр Сергеевич
|
1
|
16,42
|
Гредин Анатолий Леонидович
|
2
|
15,05
|
Чернецкий Аркадий Михайлович
|
3
|
14,88
|
Колтонюк Константин Александрович
|
4
|
13,5
|
Басаргин Виктор Федорович
|
5
|
13,34
|
Тунгусов Владимир Георгиевич
|
6
|
12,78
|
Максимов Михаил Игоревич
|
7
|
12,66
|
Лашманкин Вячеслав Евгеньевич
|
8
|
10,95
|
Винниченко Николай Александрович
|
9
|
10,26
|
Брозовский Вячеслав Пиусович
|
10
|
9,24
|
* - выполняет функции иностранного агента