«Многие как делают? Берут готовое изделие известной марки и снимают с нее лекала. Китайцы вообще сразу же с подиума копируют. У нас другой подход: мы сами разрабатываем все от и до».
Чемпион России по ралли 2011 года Дмитрий Тагиров, первый (и единственный) россиянин на ралли Dakar в зачете Quad Сергей Карякин, дизайнер Ferrari Данил Кузвесов. Что объединяет этих людей? Екатеринбург, любовь к экстремальному спорту и бренд DRAGONFLY.
Сегодня под этой маркой выпускается экипировка для езды на снегоходах, квадроциклах и мотоциклах. Производство находится в Екатеринбурге.
Три рождения Cтрекозы
Основали компанию DRAGONFLY (с англ. «стрекоза») пять лет назад Максим и Александра Соболевы. Идея отшивать спортивную одежду у них возникла тогда, когда они сами стали обладателями мототехники. Приехав в магазин за подшлемниками, они были удивлены ценам на эти не слишком сложные в изготовлении изделия. Александра, будучи по образованию модельером-конструктором, решила сделать подшлемник сама. Несколько первых образцов никуда не годились, но со временем качество изделий выросло настолько, что Соболевы запустили небольшой цех и стали продавать подшлемники, а чуть позже и дождевики через свой интернет-магазин и мотосалоны.
Налаживая сбыт, они познакомились с Ринатом Фатыховым, который на тот момент был совладельцем «БайкХауса». Выйдя из бизнеса по продаже техники, он стал партнером Соболевых.
Вообще же, за время своего существования, компания DRAGONFLY пережила три рождения. С появлением Рината в 2013 году произошло второе по счету: был расширен ассортимент, и помимо подшлемников и дождевиков появились сложные изделия (к примеру, первые зимние костюмы), а объем производства вырос в три раза.
Третье рождение случилось у компании в декабре прошлого года, когда к команде присоединился Виктор Уткин.
Последние восемь лет я занимался строительством, — рассказывает он. — Но когда последний объект, Opera Tower, по экономическим причинам был заморожен, а других интересных проектов я не нашел, я подумал: «Пора двигаться дальше». Я давно хотел начать свое дело, и карты сложились. Рассматривал много разных вариантов, познакомился с Максимом Соболевым. После длительных переговоров решил вступить в этот бизнес. Времена у компании были непростые, срочно нужна была реорганизация, требовались инвестиции.
Виктор Уткин
Он выкупил долю у основателей DRAGONFLY, а, став мажоритарным акционером, принялся за настройку бизнес-процессов:
В теме я «сыроват» (у меня есть квадроцикл, но с Ринатом мне не сравниться — он занимается мототехникой и тем, что с этим связано, всю жизнь). Но, как говорит Радислав Гандапас, не обязательно быть больным, чтобы лечить. Мне нужно было просто окружить себя нужными людьми.
Организм DRAGONFLY
Первым делом определили целевую аудиторию. «Наш клиент — это человек, который выбирает сегмент «средний+», то есть деньги имеет, но их считает. В luxury мы не попадаем, потому как в этом классе не воспринимают российские бренды, а в эконом нам идти неинтересно, потому что мы хотим работать с новыми технологиями», — рассказывает Виктор.
После этого предприниматели прописали миссию компании («создавать функциональные, красивые и качественные вещи, которые помогут любителям техники получить максимум удовольствия от поездки»), построили график финансирования и взяли кредит.
Затем начались переговоры с дизайнерами Данилом Кузвесовым (сейчас он работает в Ferrari), и Юлией Швидкой. Оба они окончили УралГАХА, но уже больше 10 лет живут и работают в Италии. Обсуждение условий потенциального сотрудничества было недолгим: во-первых, Данилу и Юлии давно хотелось сделать что-то полезное для родного города. Во-вторых, и специализация DRAGONFLY оказалась им не чужда. Кузвесов давно в спортивной теме (в частности, он сотрудничал с таким известным производителем мотоэкипировки, как Dainese). Кроме того, он и сам большой любитель байков и экстремального отдыха, поэтому не понаслышке знает о потребностях райдеров. Причем, взявшись за работу для DRAGONFLY, Данил и Юлия не только разрабатывают дизайн коллекций, но и участвуют в подборе тканей и отслеживают всю производственную цепочку — как говорят здесь, «осуществляют авторский надзор».
Свой дизайн и свой крой — приоритет для компании, поэтому на разработку каждой модели тратится до 50 тыс. руб., а сложность изделий такова, что ведущие конструкторы города говорят, что трудней задач у них еще не было.
Многие как делают? Берут готовое изделие известной марки и снимают с нее лекала. Китайцы вообще сразу же с подиума копируют. У нас другой подход: мы сами разрабатываем все от и до, — говорит Уткин.
Он считает, что первая составляющая успеха в спортивной экипировке — именно дизайн, вторая — качественные материалы (ткань для технологичной спортивной одежды российского производства не найти — ее везут из Тайваня, Кореи, Штатов, а фурнитуру — из Италии и Турции).
Есть еще, конечно, третья составляющая — это команда. Поэтому, закрыв вопрос с дизайном, Уткин и Фатыхов продолжили ее собирать. В отдел продаж взяли трех человек (и говорят, что те «просто молодцы»). Но на то, что швейный цех работает на пределе, повлияло не только это, но и сами условия, которые сложились на рынке.
Если раньше мы сами клиентов искали, — рассказывает Ринат, — то сейчас ситуация изменилась. Сработало и сарафанное радио — о нас узнали, и то, что импорт сильно подорожал. Люди стали на нас выходить сами. Особенно это заметно в последние два месяца, ближе к зимнему сезону.
Самая главная проблема швейного производства (о чем говорят все швейники) — это швеи, и недаром в этом предложении три однокоренных слова. Система подготовки кадров для производства одежды в нашей стране сегодня находится в плачевном состоянии: практически все профильные учебные заведения закрыты. Создатель марки уличной одежды SH'U, уралец Андрей Кравцов производит свои изделия в Китае, поскольку считает, что в России для этого нет никаких условий. В первую очередь, он имеет в виду как раз отсутствие кадров. Однако Виктор надеется, что и у нас в скором времени «все завертится».
К слову, в одном только Екатеринбурге сейчас около 10 производителей одежды для спорта и активного отдыха. Но они, по словам Уткина, между собой не конкурируют: «Мы вообще не пересекаемся, у каждого своя ниша. Поэтому мы общаемся и делимся поставщиками и технологиями», — говорит он.
Но, возвращаясь к кадровой теме, он рассказывает, что штат швей в DRAGONFLY на сегодня до сих пор недоукомплектован, потому половина производственных мощностей еще не загружена (пока цех компании выпускает около ста сложных изделий в месяц):
Я умиляюсь, когда вижу новости, что какой-то предприниматель открывает цех на сотни рабочих мест. Такое ощущение, что достаточно щелкнуть пальцами, и сразу же к тебе придет тысяча работников. Мы швей холим и лелеем, и то очереди не стоит. Закидали объявлениями все СМИ, предлагаем зарплату выше рынка, а людей с подходящей квалификацией нет. По этой причине мы ищем партнеров и заключаем с ними договоры на подряд, но очень мало кто может выдержать наши условия по качеству и срокам.
Кстати, каждое изделие DRAGONFLY проходит тройную проверку. Сначала закройщик смотрит, чтобы на ткани не было брака, затем детали будущего костюма проверяет швея. Третий контролер — это собственный ОТК, куда поступают уже готовые изделия. Там вручную тестируется буквально каждый шов. Все же остальные процессы в компании постарались автоматизировать.
Куда Стрекоза летит
В планах у акционеров компании выйти на СНГ и Европу. Этим они намерены вплотную заняться со следующего года, хотя уже сегодня им поступают предложения из США и Финляндии.
В России экипировка уральского бренда продается в 50 магазинах партнеров, которые работают от Красноярска до Мурманска. Но Уткин и Фатыхов намерены развивать также и собственную розничную сеть. Так, к открытию готовится первый шоу-рум (он появится в Екатеринбурге и будет примыкать к производственному цеху).
Продолжать работу бизнесмены намерены в той же нише, что была выбрана изначально, но думают и над расширением ассортимента (в частности, за счет запуска городской линейки).
Клиенты и друзья все время просят отшить им что-то еще. Послушать их, так мы должны уже перейти на чулки и на блузки. Но мы считаем, что надо стать профессионалами сначала в чем-то одном, и сосредоточились на своем продукте, — говорит Виктор.
Ринат добавляет, что по их задумке компания должна стать универсальным поставщиком:
Дилеры сегодня покупают подшлемники, допустим, в Москве, аксессуары в Первоуральске, термобелье в Новосибирске (я условно говорю). Это все лишняя трата денег и времени на логистику. Мы стремимся к тому, чтобы клиент мог покупать все в одном месте.
Предприниматели обещают, что в ближайшем будущем они займутся разработкой не только стандартных моделей, но и «усредненного» нестандарта: по их словам, по такому пути уже пошли европейские производители экипировки. Кроме того, сейчас в DRAGONFLY идет работа над персональными костюмами для именитых уральских гонщиков — Дмитрия Тагирова и Сергея Карякина.
Словом, задач много, и амбиций — не меньше. Напоследок я спрашиваю Виктора, как он чувствует себя в другой роли (не наемного сотрудника, а собственника) и в совершенно другой сфере деятельности. По горящим глазам понимаю, что неплохо:
Стройка мне нравилась тем, что ты видишь результат своего труда. Только там ты ждешь несколько лет, а здесь все намного быстрее. У меня в принципе позиция такая, что купи — продай это не круто, поэтому заниматься производством мне нравится. А успех, в моем понимании, меряется не деньгами, а тем, сможешь ли ты создать что-то по-настоящему стоящее. Я верю, что мы на правильном пути!