«Компании уже столкнулись с тем, что банки не сразу проводят их платежи». Обслуживание малого бизнеса может стать для банков неинтересным из-за усиленной борьбы со схемами обналички.
Центробанк потребовал от банков усилить борьбу с малым и микробизнесом, который торгует наличной выручкой, пишет «Коммерсантъ». Продажа выручки по итогам 2017 г. достигла 29% в объеме транзитных операций повышенного риска.
Регулятор указывает на смещение торговцев наличными в сферу малого и микробизнеса, занимающихся оптово-розничной торговлей, путем распределения сумм между несколькими торговцами,— рассказывает собеседник издания.
ЦБ описывает схему следующим образом: компания, которой нужны наличные, через фирму-прокладку переводит безналичные деньги нескольким торговым точкам. Те возвращают ей сумму наличными. При этом основания по зачислению средств фиктивной компании могут не совпадать с основанием при их списании, также формулировки поручений не расшифровываются.
Маркеры сомнительного клиента по версии ЦБ следующие. Компания относится к малому бизнесу, зарегистрирована после 1 января 2016 г., счет открыт после 1 января 2017 г., налоговая нагрузка не превышает 2%. Подозрение банка должно вызвать операция по поступлению или списанию со счета суммы от 1 млн руб. в день в качестве оплаты за автомобили и запчасти, табачные изделия, продовольственные продукты, непродовольственные товары.
Банк будет обязан на день приостановить операцию компании, у которой есть признаки контрагентов вероятных продавцов наличной выручки. Финучреждение за сутки должно проверить, есть ли у клиента признаки транзитной компании, пообщаться с ним и решить, проводить платеж или отказать и сообщить о подозрительной операции в Росфинмониторинг.
Особенно нелегко придется тем банкам, для которых работа с малым бизнесом является приоритетной.
Компании уже столкнулись с тем, что банки не сразу проводят их платежи. Как показывает проведенный нами опрос, остановить могут перевод даже на сумму до 10 тыс. руб., — сказала главный редактор газеты «Учет. Налоги. Право» Ольга Смирнова.
По ее словам, если в операции нет ничего противозаконного, вопрос решается после беседы с сотрудниками банка.