Страховщики подготовили два варианта отказа от регулирования обязательных тарифов ОСАГО Центробанком. Благодаря этому совсем скоро обязательная страховка для машины может стать дороже почти в 10 раз.
«Предложения по переходу к свободному образованию тарифов по ОСАГО» уже направлены в ЦБ. Страховщики предлагают 2 варианта развития событий, пишет «Коммерсант».
1. Никакого демпинга
Отказ с 1 июля 2018 года от регулирования ЦБ пяти коэффициентов: территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), возраста и стажа водителя (КВС), ограничения по допуску за руль (КО), мощности авто (КМ) и использования автомобиля с прицепом (КПр).
При этом Центробанк будет устанавливать максимальный базовый тариф (ТБ) для легковых автомобилей физлиц, например 30 тыс. руб. (цифра приводится в документе, для других категорий ограничения нет) и максимальный размер премии.
Сейчас максимальная цена полиса ограничена трехкратным ТБ и пятикратным, если клиент страховщика предоставил ему недостоверные сведения при заключении договора. Кроме того, ЦБ устанавливает минимальный размер премии для страховщиков, которые ранее не продавали ОСАГО, и по результатам мониторинга устойчивости компаний.
Далее реформа, по замыслу РСА, продолжится, и с 1 января 2020 года ЦБ вовсе откажется от регулирования тарифов, устанавливая лишь нижнюю границу тарифного коридора на основании информационной базы РСА, а также минимальный перечень обязательных факторов риска, которые страховщики обязаны учесть при тарификации, например, историю вождения (сейчас это КБМ).
Как рассказал президент РСА Игорь Юргенс, прописанное в первом этапе должно помочь не допустить случаев демпинга и необходимо для верного формирования портфеля страховщика.
Необходимо, чтобы компания понимала, что надо набрать сбалансированный портфель с нормальным количеством опытных и молодых водителей,— говорит он.— Компания, только вышедшая на рынок ОСАГО, будет ориентироваться на давно работающую, которая за низкий тариф продает полисы опытным водителям, и не учитывать, что она в портфеле имеет и молодых водителей с более высоким тарифом. То есть минусы одних компенсируются плюсами других.
2. База увеличится в 2 раза, коэффициент территорий упразднят
Второй вариант, который предложили ЦБ, подразумевает на первом этапе отмену регулирования четырех коэффициентов — возраста, стажа, ограничения по допуску за руль и прицепного. При этом ЦБ устанавливает максимальный ТБ (20 тыс. руб.) только для легковых автомобилей физлиц.
Далее — все по первому сценарию, за исключением лишь того, что в промежутке с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2019 года ЦБ отказывается от коэффициента территорий (КТ) и увеличивает базовый тариф в два раза. На полный отказ от регулирования ставок по ОСАГО ЦБ выходит также с 1 января 2020 года.
По словам Юргенса, первый вариант более благоприятен для потребителя, поскольку при государственном регулировании невозможно быстро изменить КТ.
А страховщик оперативно видит проблемную территорию и территорию, где высокий коэффициент не нужен,— считает глава союза.— Сейчас есть ряд городов, где он действительно завышен.
Обоснованность тарифа ОСАГО, как и в КАСКО, должна подтверждаться путем направления уведомления страховщиком ЦБ. Это, по мнению страхового лобби, не допустит сговора на рынке.
Как пишет «Медуза» (издание внесено в список иноагентов в России), в рамках очередной реформы ОСАГО Минфин хочет ввести два новых варианта полиса. К сегодняшим лимитам выплат в 500 тысяч рублей по вреду здоровью и 400 тысяч рублей по вреду имуществу ведомство хочет добавить тарифы с лимитами миллион и два миллиона рублей по каждой категории. Сколько будет стоить такой полис, не сообщается.