Базовый тариф по ОСАГО увеличится в России в среднем на 40-60% уже с середины апреля. Страховщики довольны новым тарифом, а автомобилисты грозятся перестать страховать машины.
Как сообщается в официальном сообщении ЦБ РФ, базовая ставка на большую часть транспорта вырастет на 40%, при этом размер «тарифного коридора» расширен с 5 до 20 процентных пунктов. Региональный коэффициент вырастет в 11 регионах России (Камчатский край, Адыгея, Мордовия, Амурская область, Воронежская область, Ульяновская область, Чувашия, Курганская область, Челябинская область, республика Марий Эл), где ОСАГО показало наибольшую убыточность. Территориальный коэффициент будет понижен в 11 регионах (Ленинградская область, Дагестан, Забайкальский край, Тыва, Ингушетия, Чеченская республика, Еврейская автономная область, республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Байконур), где страхование не было убыточным. Максимальное повышение коэффициентов произойдет в Камчатской области и Мордовии. Там ставки вырастут на четверть. Самое значительное понижение - на 41% - произойдет в Магаданской области.
- Я полагаю, что рост тарифов ОСАГО является логичным и вполне предсказуемым. В октябре прошлого года был повышен лимит выплаты по имущественному ущербу с 120 тыс. до 400 тыс. руб. Теперь пришло время повысить и тариф. Относительно размера его увеличения, я могу предположить, что учитывался тот факт, что бивалютная корзина ЦБ РФ с января 2014 года по настоящее время обвалилась как раз на 60%. Доля иномарок в России составляет 55% и стоимость их ремонта привязана к курсам доллара и евро, - рассказывает DK.RU аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
Регулятор поясняет на примере, как изменится стоимость полиса. Например, для автомобиля мощностью 101-120 л.с. (Ford Focus, Hyundai Solaris, Lada Priora/Granta), если в полис вписаны водители старше 22 лет со стажем более 3 лет, примерная стоимость полиса в Москве составит 8237 - 9883 руб., Санкт-Петербурге - 7413 - 8895 руб., Волгограде – 5354 - 6424 руб., Челябинске – 8649 - 10 377 руб., Хабаровске - 7001 - 8401 руб.
- В среднем полис ОСАГО на легковой автомобиль, принадлежащий физическому лицу, подорожает на 41–60%. Ни в одном случае и ни в одном регионе даже с учетом территориального коэффициента стоимость ОСАГО не повысится более чем на 100%, - заключают в ЦБ РФ.
Регулятор объясняет, что ставки повышаются в связи с увеличение с 1 апреля размера страховой выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших, - со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей. Кроме того, из-за ослабления рубля подорожали запчасти и комплектующее автомобилей, и это тоже заложили в новый тариф.
Новые базовые ставки вступают с 12 апреля 2015 года.
Страховщики одобрили ставки
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс поддерживает решение Банка России о повышении тарифа ОСАГО.
- Повышения именно на таком уровне рынок ждал очень давно, этот тариф обеспечит стабилизацию выплат, балансировку рынка, даже в наиболее проблемных регионах. Можно ожидать улучшения качества услуг, оказываемых страховщиками, - приводятся слова Игоря Юргенса на сайте РСА.
По мнению Игоря Юргенса, многие проблемы на рынке сложились из-за недооцененности тарифа. До октября 2014 года тариф не пересматривался ни разу. Прошлогодний рост тарифов практически сразу был «съеден» инфляцией, и убыточность тут же «поползла верх». Страховщики продолжили уходить из регионов, заключает он.
При этом Игорь Юргенс говорит, что в дальнейшем вновь потребуется новая корректировка тарифов.
- Однако выплаты по «автогражданке» росли еще до первого увеличения тарифа, они растут сейчас и будут расти в дальнейшем. Инфляционные процессы, макроэкономические факторы будут продолжать давить на этот рынок, и мы полагаем, что через определенное время тариф может потребовать корректировки и донастройки. Объективно нужна ежегодная переоценка тарифов.
Автомобилисты против
Автомобилисты тарифами остались недовольны. Координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов пророчит крах системе ОСАГО.
- Одно лишь 40-процентное повышение базового тарифа означает, что страховщики соберут с водителей не 150 мрлд руб., как в 2014 году, а 225 млрд руб., - сообщил он изданию «КоммерсантЪ».
Петр Шкуматов не исключают, что автомобилисты начнут отказываться от услуг страховых компаний.
- Часть водителей вообще не захотят заключать договоры: они будут просто покупать бланки ОСАГО за 1-1,5 тыс. руб. Это сделать сегодня не сложно, такие предложения можно найти в интернете — бланки эти уже с печатью, по страховым базам,— говорит Петр Шкуматов.
При небольших повреждениях водителям будет невыгодно обращаться в страховую компанию, чтобы не заработать аварийный стаж.
- Люди начнут договариваться на месте, передавать друг другу деньги, как в начале 1990-х, когда еще не существовало ОСАГО, - добавляет Петр Шкуматов.
В беседе с «Известиями» Петр Шкуматов добавил, что теперь владельцу «Лады», если был страховой случай в минувшем году, придется отдать за полис до 35 тыс. рублей. Эта сумма равна 70 штрафам за езду без полиса. Поэтому многие водители предпочтут платить штраф, чем приобретать полис ОСАГО.
Дмитрий Лукашов считает, что отказываться от ОСАГО может начать «средний класс», который с автомобилей пересядет на общественный транспорт, владельцы премиальных авто от страхования не откажутся.
- На мой взгляд, большинство автомобилистов продолжит пользоваться ОСАГО. Так как, те, кому это уже не по карману, скорее всего также не смогут содержать и сам автомобиль. То есть, я полагаю, что процентное содержание люксовых иномарок в общем автомобильном потоке заметно увеличится, а «средний класс» будет чаще ходить пешком. Кроме того, для поддержания привлекательности ОСАГО с 1 апреля повышены выплаты по ущербу здоровью со 160 тыс. до 500 тыс. руб. Ну и остаются надежды, что с ростом тарифов будет улучшаться качество услуг страховых компаний, - сообщил аналитик в беседе с DK.RU.
В ЦБ РФ изданию «КоммерсантЪ» сообщили, что при корректировке тарифов старались найти баланс экономических интересов страховых компаний и социальных ожиданий населения.
Глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников в беседе с «Газетой.RU» отметил, что страховые компании неплохо зарабатывали и до повышения тарифа. При сборах от ОСАГО в 2014 году 150,9 млрд руб. выплаты автолюбителям составили всего 90,3 млрд руб.
- То есть уровень выплат составил 59%. В 2013-м сборы были 135 млрд руб., а выплаты — 78 млрд руб., то есть 57%. При этом, согласно закону, на выплату компенсаций страховые компании должны направлять не менее 77% собранных средств. Получается, что в 2014 году людям недоплатили 27 млрд руб., а в 2013 году — 33 млрд руб. — В настоящее время происходит лоббирование собственных интересов узкой группы бизнеса. Если Центробанк говорит о необходимости повышения стоимости полисов, то таким образом он принимает решение в пользу 10–15 компаний в ущерб российским автомобилистам, - говорит Николай Тюрников.
Тем временем депутаты Госдумы Игорь Лебедев и Ярослав Нилов (оба — ЛДПР) подготовили поправки в ФЗ «Об ОСАГО». Они предлагают не повышать тарифы до 2017 г. Также они подготовили письмо на имя главы Центрального банка РФ Эльвиры Набиуллиной, где просят пересмотреть политику регулятора в отношении повышения тарифов ОСАГО. По их мнению, в сложных экономических условиях не стоит повышать тарифы на ОСАГО, сообщают «Известия».
Тег: Обзоры DK.RU