«Под цифровой трансформацией разные бизнесы и собственники понимают совершенно разное: от внедрения САП до, прости господи, группы в ВК. А работать туда идут диджитал-директора с черным билетом».
Почему в России так много говорят о цифровой трансформации, но решаются на нее немногие, а доводят процесс до конца и вовсе только единицы? Алена Владимирская, создатель «Антирабства», опубликовала в своем Facebook краткие тезисы с выступления на форуме «Открытые инновации».
— Почему не приживаются цифровые трансформаторы в бизнесе? И что нам всем с этим делать? Нет, я не про трансформаторы как приборы. Я про людей и процессы, конечно.
Почему не получается? (основные проблемы)
— Карго-культ запроса. В реалии бизнес не хочет и боится цифровой трансформации (хотя внешне транслирует обратное): «Придут, такие, и все сломают», но вынуждены ее внедрять как «приказ сверху». Поэтому любого человека, который приходить «трансформировать», пытаются со всех сторон «обезопасить», проводя безумное количество согласований и дополнительных сдерживающих факторов. Фактически этим парализуя любое внедрение. И через год увольняют с формулировкой «Ничего не делал, только болтал».
Причем, вот это самое «обезопашивание» бывает трех видов:
- само первое лицо (редко);
- второй уровень топов (максимально часто);
- смешанное: первое лицо говорит «Да, я хочу», но не дает полномочий: «Договаривайся с топами сам».
— Непонимание самого термина (процесса). Под цифровой трансформацией разные бизнесы и собственники понимают совершенно разное: от внедрения САП до, прости господи, группы в ВК. Не понимая, выбирают чаще всего экзотических людей с непонятными компетенциями и начинают менять к ним требования и установки после каждой поездки топа на отраслевую конференцию или прочтения статьи в «Ведомостях».
— Хайп отрасли. Сейчас о цифровой трансформации говорят на любом углу. Поэтому большое количество неуспешных ИТ и диджитал-директоров, находящихся фактически с черным билетом в своих отраслях, переформулируют свое резюме и продают свой опыт в цифровую трансформацию. А поскольку они объективно не успешны (кто-то ленив, кто-то вороват или еще что-то), то через год их увольняют с большим скандалом. А потом идет мнение: вся эта цифровая трансформаця — просто болтовня, чтобы собственника на деньги развести
— Нет людей с полной компетенцией. Как обычно берут топов на работу? Желательно с большим успешным опытом и из этой же отрасли. Проблема в том, что цифровой трансформации у нас всего лет пять. И в большинстве отраслей успешного законченного опыта этого процесса еще нет. Поэтому взять идеального и из своей отрасли невозможно. Ищут годами и не находят. Далее смотри пункт третий — обжигаются на самозванцах, которые умеют только себя продавать.
Что делать?
— Надо понимать и объяснять, что без воли собственника (долгосрочной), единой стратегии, не меняемой в процессе, и доверия цифровой трансформации не будет — процесс не быстрый и болезненный, затрагивающий весь бизнес.
— Объяснить бизнесу, что такое цифровая трансформация и сделать карту компетенций.
— Объяснить, что это кросс-платформенная компетенция (искать нужно из тех отраслей, куда трансформация заходила первой. Не поверите, но, например, это медиа как отрасль).
— Сделать какой-то отраслевой очно-заочный МВА для людей, которых можно быстро доучить до этой компетенции.
— Рассказывать публично об этапах и сложностях и реперных точках больших трансформаций.
Только так победим.
Теги: мнение, бизнес, управление персоналом