эксперты Игорь Авдокушин руководитель уральского представительства Tez Tour Александр Беляков директор по развитию группы компаний «Пальма-Турс» Константин Брыляков заместитель министра по физическ
эксперты
Игорь Авдокушин
руководитель уральского представительства Tez Tour
Александр Беляков
директор по развитию группы компаний «Пальма-Турс»
Константин Брыляков
заместитель министра по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области
Наталья Обожина
директор КП «Крылья»
Светлана Столярова
директор по туризму Orange tur
Зачем турагентства продают франшизы
Какие консульства открылись в Екатеринбурге
Перспективен ли внутренний туризм
Событием года для туристической отрасли стало вступление в силу (с 1 июня 2007 г.) поправок к ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Они ввели механизм финансовых гарантий для туроператоров. Право создавать международные туры получили только те компании, которые оформили финобеспечение своей деятельности на 5 млн руб. в виде банковской гарантии или страхового полиса. Сумма гарантии для операторов внутреннего туризма ниже — 500 тыс. руб. Всех, кто выполнил требования закона, внесли в Единый федеральный реестр туроператоров.
В профессиональных туристических кругах и в прессе долго обсуждали последствия введения поправок. Выдвигали версию, что число региональных туроператоров снизится, поскольку не каждый сможет выдержать возросшую финансовую нагрузку. Через полгода после введения поправок эксперты констатировали: глобальных изменений не произошло.
По словам КОНСТАНТИНА БРЫЛЯКОВА, заместителя министра по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области, в Единый федеральный реестр попали 70 туроператоров, зарегистрированных на территории области. Из них 51 компания работает в сфере международного туризма и 19 — в сегменте внутреннего. «Ведущие уральские туроператоры смогли адаптироваться в новых условиях и остались на рынке», — подчеркивает г-н Брыляков. СВЕТЛАНА СТОЛЯРОВА, директор по туризму Orange tur, замечает, что многие опасались вступления закона в силу — речь шла о значительных суммах, а механизм формирования обеспечения был непонятен. «Когда выяснилось, что достаточно приобрести страховку или банковскую гарантию, опасения исчезли. У всех турфирм есть возможность заплатить 50-70 тыс. руб. для оформления финобеспечения. Я не знаю ни одну компанию, которая хотела, но не смогла получить гарантию», — резюмирует г-жа Столярова.
В Екатеринбурге пока не было прецедентов выплат по новому механизму финансовых гарантий, говорят представители туристической индустрии. Константин Брыляков полагает, что итоги подводить рано — правоприменительная практика только нарабатывается. Как отмечают директора компаний, шум вокруг закона лишь ввел в заблуждение туристов. Потребители считают, что за любой недочет теперь могут получить деньги через страховую компанию. На самом деле выплаты по гарантиям производятся, только когда вина туроператора есть, а средства на компенсацию у него отсутствуют. Например, при банкротстве. В остальных случаях претензии туристов рассматривают, минуя страховые компании, чаще всего в досудебном порядке. По данным экспертов, число претензий от туристов в этом году не превышало показателей 2006 г.
НАТАЛЬЯ ОБОЖИНА, директор КП «Крылья», предполагает, что рынок могли покинуть несколько мелких операторов. Но связывает это с естественным отбором, а не со вступлением в силу поправок к ФЗ. «Федеральные операторы могут позволить себе держать цены на туры ниже за счет больших объемов бронирования и в состоянии обеспечить широкий выбор отелей для клиента. Мелким операторам тяжело конкурировать с ними, и они уходят в нишу агентств», — полагает г-жа Обожина. Небольшим компаниям трудно соответствовать лидерам и по темпам внедрения новых технологий. Например, сегодня нормой стало использование систем онлайн-бронирования через сайты операторов. По оценке Натальи Обожиной, создание такой системы обходится в несколько миллионов рублей. «Без IT-технологий туристический бизнес уже невозможен», — подчеркивает она.
К крупнейшим среди местных туроператоров эксперты относят Orange tur, «Фонд Мира», More Travel (федеральный туроператор с головным офисом в Екатеринбурге), «Европорт» и др.
В столице Урала представлены практически все федеральные игроки. Их доля рынка, констатируют эксперты, достигает 90%. Среди крупнейших федералов по масштабам деятельности в Свердловской области называют Tez Tour, «Натали Турс», «Ривьеру», «Неву» и др.
В этом году экспансия федеральных компаний продолжилась. «Рынок Екатеринбурга — один из динамично развивающихся и привлекательных для туроператоров. Поэтому федералы постоянно присматриваются к нему и заходят в регион», — говорит ИГОРЬ АВДОКУШИН, руководитель уральского представительства Tez Tour. За 2007 г. в Екатеринбурге появились туроператор Mostravel (см. «ДК» № 5 от 12 февраля 2007 г.), федеральная сеть агентств «VKO Клуб» (см. «ДК» № 14 от 16 апреля 2007 г.) и туроператор VKO Travel.
Операторы и агентства поделили сферу ответственности перед потребителем. Тот, кто формирует тур, отвечает за сам продукт — перелет, трансфер, отель. Агентство же несет ответственность за информационные услуги, т. е. за то, насколько точно продукт предоставили заказчику. Чтобы быть уверенными в качестве продаж и нарастить объемы, туроператоры внедрили институт уполномоченных агентств — стали продавать туры через нескольких крупных игроков. Более мелкие фирмы покупают продукт у уполномоченных в качестве субагентов. Г-жа Обожина говорит, что турфирма с солидными оборотами помимо права покупать туры напрямую получает дополнительные бонусы, например возможность отправить в бесплатный ознакомительный тур своих сотрудников: «Туроператор взамен имеет гарантированный рынок сбыта и дополнительные удобства, например единый документооборот».
Интерес операторов к большим объемам продаж заставил агентства укрупняться. Компании строят франчайзинговые сети, открывают собственные офисы или сочетают оба варианта. Сеть агентств «Элита Трэвэл» стала одной из первых турфирм в Екатеринбурге, начавших работу по франчайзинговой схеме. Менее чем за год НАТАЛЬЕ ОБОРИНОЙ, директору агентства, удалось увеличить свою сеть с двух офисов до двенадцати (см. «ДК» № 33 от 10 сентября 2007 г.). Сеть агентств «РоссТур» заявила о намерении продавать франшизы. У КП «Крылья» к 15 существующим добавилось еще пять офисов, два из которых франчайзинговые. Сеть агентств «Пальма-Турс» прибавила к восьми филиалам еще восемь в УрФО, часть из них — по франшизе. Агентство «Виста» строило сеть самостоятельно, открыв четыре дополнительных офиса в Екатеринбурге (см. «ДК» № 12 от 2 апреля 2007 г.).
АЛЕКСАНДР БЕЛЯКОВ, директор по развитию группы компаний «Пальма-Турс», убежден: укрупнение позволяет агентствам диктовать условия туроператорам. Он говорит, что по мере роста сетей туристический рынок приближается к ритейлу, где правила диктует не производитель, а конечный покупатель при помощи грамотного продавца. «Любое турагентство при работе с заказом проводит негласный тендер. Он проходит в голове у менеджера, когда тот думает, с кем отправить клиента, ранжируя предложения по цене или удобству для потребителя. Задача туроператора — заставить менеджера вспомнить в этот момент о себе», — поясняет г-н Беляков. По его наблюдению, операторы уже сейчас используют для этого программы лояльности, включающие повышенные комиссии, бонусы и др.
Светлана Столярова соглашается, что операторы готовы давать преференции крупным сетям, даже теряя часть своей прибыли: «Между операторами идет борьба за долю рынка. Все стимулируют рост объемов продаж, вводя дифференцированные комиссии». Например, у Orange tur для агентств, отправляющих в Турцию одного-пять туристов в год, комиссия равна 8%, а за 350 человек и более комиссия превышает 12% и обсуждается в индивидуальном порядке.
Борьба за долю рынка идет на фоне непрекращающегося роста выездного потока туристов. Согласно статистике, за девять месяцев 2007 г. россияне совершили 26,3 млн поездок за рубеж с различными целями. Это на 18% превышает показатель за аналогичный период 2006 г. Существенно увеличился туристский поток в страны традиционного пляжного отдыха — Египет (рост на 52%), Таиланд (на 75%), Турцию (на 27%). Эти страны популярны благодаря безвизовому режиму и относительно невысоким ценам.
Местные эксперты говорят, что ситуация в Екатеринбурге схожа с общероссийской, а по ряду направлений рост даже выше. В КП «Крылья» и Tez Тour больше других увеличились продажи туров в Египет. Tez Тour, например, отправил в эту страну из Екатеринбурга на 140% туристов больше, чем год назад. Темпы роста туристского потока в Турцию обогнали общероссийские показатели. По подсчетам г-жи Столяровой, объем перевозок в Анталию из аэропорта Кольцово в 2007 г. увеличился в два раза.
Цены на путевки в этом году поднялись примерно на 15-20%. Причин несколько. Во-первых, увеличилась стоимость авиаперелетов в связи с подорожанием топлива. Во-вторых, турецкие отельеры подняли цены на размещение из-за большого спроса. Наконец, туристы все чаще выбирают более дорогие и комфортабельные отели категории пять звезд. Средняя цена двухнедельного тура в Турцию в этом сезоне колебалась в районе $1200.
Александр Беляков убежден: по структуре спроса Екатеринбург отстает от столицы на пять-семь лет: «Москва сейчас переживает бум на экзотические направления. Популярны Вьетнам, Хайнань и т. д. Местный же рынок близится к насыщению по массовым направлениям — Египет, Турция, Испания и др. Вслед за ними поднимется спрос на экскурсионные европейские туры, а уже затем на экзотику».
Новые направления становятся доступнее для екатеринбургских туристов благодаря открытию консульств и приходу зарубежных авиаперевозчиков. В 2007 г. полеты Екатеринбург — Будапешт начала осуществлять венгерская авиакомпания Malev (см. «ДК» № 15 от 23 апреля 2007 г.). В столице Урала открылось почетное консульство Венгрии. «В город прибыли представители дипломатических миссий Франции и Вьетнама. Также в 2007 г. выдавать шенгенские визы начало консульство Федеративной Республики Германия», — рассказывает г-н Брыляков.
Туроператоры отмечают, что с появлением иностранных представительств в регионе поток туристов в эти страны активно растет. Особенно хорошо, если консульство начинает выдавать визы. «Консульство Испании, например, есть только в Москве. В столице туры на ту же дату, что и у нас, заканчивают продавать на четыре дня позже. Мы теряем это время на доставку документов в Москву и обратно в Екатеринбург», — поясняет г-н Авдокушин. Пока, как отмечают эксперты, местные туроператоры активно сотрудничают в получении виз с американским, британским и чешским консульством. Игроки рынка связывают большие надежды на 2008 г., когда Чехия войдет в шенгенскую зону и консульство будет выдавать шенгенские визы.
Представители туриндустрии говорят, что в 2008 г. потрясений на рынке не будет. Значительных изменений в отраслевом законодательстве не предвидится. Сумму фингарантий увеличат вдвое, но это мало скажется на основных игроках. Поэтому рынок должен развиваться планомерно, объемы продаж будут расти, а компании продолжат укрупняться и укреплять позиции.
Константин Брыляков прогнозирует рост внутреннего и въездного туризма в связи с развитием инфраструктуры: «В Свердловской области значительно вырастет число гостиниц, откроются загородные отели и базы отдыха, появятся новые маршруты». За 2006 г. гостиницы области приняли на 136% больше туристов, чем год назад. Данных за 2007 г. еще нет, но г-н Брыляков полагает, что рост продолжился.
«Пальма-Турс» в 2008 г. намерена запустить как минимум два российских тура. Первый — речной круиз Тюмень — Тобольск, по местам последнего путешествия царской семьи. Второй — экскурсионный тур с посещением двух столиц (Москвы и Санкт-Петербурга). «На самом деле суммарный объем рынка внутреннего туризма на порядок больше, чем выездного. Хотя по стране люди часто ездят самостоятельно, не пользуясь услугами турфирм», — делится наблюдениями г-н Беляков. Задача агентств, по его мнению, завести таких туристов в стандартную цепочку обслуживания: турагентство — туроператор — поставщик услуг.