Меню

Турагентства строят сети

эксперты Игорь Авдокушин руководитель уральского представительства Tez Tour Александр Беляков директор по развитию группы компаний «Пальма-Турс» Константин Брыляков заместитель министра по физическ

В этом году операторы туристического рынка обзавелись финансовыми гарантиями, запустили новые направления. Значительно вырос выездной поток туристов. Однако главным трендом уходящего года эксперты называют укрупнение агентств. Игроки рынка создавали франчайзинговые сети либо наращивали число собственных филиалов.

эксперты
Игорь Авдокушин
руководитель уральского представительства Tez Tour
Александр Беляков
директор по развитию группы компаний «Пальма-Турс»
Константин Брыляков
заместитель министра по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области
Наталья Обожина
директор КП «Крылья»
Светлана Столярова
директор по туризму Orange tur

Действует ли механизм финансовых гарантий туроператоров
Зачем турагентства продают франшизы
Какие консульства открылись в Екатеринбурге
Перспективен ли внутренний туризм

Событием года для туристической отрасли стало вступление в силу (с 1 июня 2007 г.) поправок к ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Они ввели механизм финансовых гарантий для туроператоров. Право создавать международные туры получили только те компании, которые оформили финобеспечение своей деятельности на 5 млн руб. в виде банковской гарантии или страхового полиса. Сумма гарантии для операторов внутреннего туризма ниже — 500 тыс. руб. Всех, кто выполнил требования закона, внесли в Единый федеральный реестр туроператоров.

В профессиональных туристических кругах и в прессе долго обсуждали по­следствия введения поправок. Выдвигали версию, что число региональных туроператоров снизится, поскольку не каждый сможет выдержать возросшую финансовую нагрузку. Через полгода после введения поправок эксперты констатировали: глобальных изменений не произошло.

Фингарантии не сказались на бизнесе туроператоров

По словам КОНСТАНТИНА БРЫЛЯКОВА­, заместителя министра по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области, в Единый федеральный реестр попали 70 туроператоров, зарегистрированных на территории области. Из них 51 компания работает в сфере международного туризма и 19 — в сегменте внутреннего. «Ведущие уральские туроператоры смогли адаптироваться в новых условиях и остались на рынке», — подчеркивает г-н Брыляков. СВЕТЛАНА СТОЛЯРОВА, директор по туризму Orange tur, замечает, что многие опасались вступления закона в силу — речь шла о значительных суммах, а механизм формирования обеспечения был непонятен. «Когда выяснилось, что достаточно приобрести страховку или банковскую гарантию, опасения исчезли. У всех турфирм есть возможность заплатить 50-70 тыс. руб. для оформления финобеспечения. Я не знаю ни одну компанию, которая хотела, но не смогла получить гарантию», — резюмирует г-жа Столярова.

В Екатеринбурге пока не было прецедентов выплат по новому механизму финансовых гарантий, говорят представители туристической индустрии. Константин Брыляков полагает, что итоги подводить рано — правоприменительная практика только нарабатывается. Как отмечают директора компаний, шум вокруг закона лишь ввел в заблуждение туристов. По­требители считают, что за любой недочет теперь могут получить деньги через страховую компанию. На самом деле выплаты по гарантиям производятся, только когда вина туроператора есть, а средства на компенсацию у него отсутствуют. Например, при банкротстве. В остальных случаях претензии туристов рассматривают, минуя страховые компании, чаще всего в досудебном порядке. По данным экспертов, число претензий от туристов в этом году не превышало показателей 2006 г.

Число федеральных туроператоров в Екатеринбурге выросло

НАТАЛЬЯ ОБОЖИНА, директор КП «Крылья», предполагает, что рынок могли покинуть несколько мелких операторов. Но связывает это с естественным отбором, а не со вступлением в силу поправок к ФЗ. «Федеральные операторы могут позволить себе держать цены на туры ниже за счет больших объемов бронирования и в состоянии обеспечить широкий выбор отелей для клиента. Мелким операторам тяжело конкурировать с ними, и они уходят в нишу агентств», — полагает г-жа Обожина. Небольшим компаниям трудно соответствовать лидерам и по темпам внедрения новых технологий. Например, сегодня нормой стало использование систем онлайн-бронирования через сайты операторов. По оценке Натальи Обожиной, создание такой системы обходится в несколько миллионов рублей. «Без IT-технологий туристический бизнес уже невозможен», — подчеркивает она.

К крупнейшим среди местных тур­операторов эксперты относят Orange tur, «Фонд Мира», More Travel (федеральный туроператор с головным офисом в Екатеринбурге), «Европорт» и др.

В столице Урала представлены практически все федеральные игроки. Их доля рынка, констатируют эксперты, достигает 90%. Среди крупнейших федералов по масштабам деятельности в Свердловской области называют Tez Tour, «Натали Турс», «Ривьеру», «Неву» и др.

В этом году экспансия федеральных компаний продолжилась. «Рынок Екатеринбурга — один из динамично развивающихся и привлекательных для туроператоров. Поэтому федералы постоянно присматриваются к нему и заходят в регион», — говорит ИГОРЬ АВДОКУШИН, руководитель уральского представительства Tez Tour. За 2007 г. в Екатеринбурге появились туроператор Mostravel (см. «ДК» № 5 от 12 февраля 2007 г.), федеральная сеть агентств «VKO Клуб» (см. «ДК» № 14 от 16 апреля 2007 г.) и туроператор VKO Travel.

Агентства активно укрупняются

Операторы и агентства поделили сферу ответственности перед потребителем. Тот, кто формирует тур, отвечает за сам продукт — перелет, трансфер, отель. Агентство же несет ответственность за информационные услуги, т. е. за то, насколько точно продукт предоставили заказчику. Чтобы быть уверенными в качестве продаж и нарастить объемы, туроператоры внедрили институт уполномоченных агентств — стали продавать туры через нескольких крупных игроков. Более мелкие фирмы покупают продукт у уполномоченных в качестве суб­агентов. Г-жа Обожина говорит, что турфирма с солидными оборотами помимо права покупать туры напрямую получает дополнительные бонусы, например возможность отправить в бесплатный ознакомительный тур своих сотрудников: «Тур­оператор взамен имеет гарантированный рынок сбыта и дополнительные удобства, например единый документооборот».

Интерес операторов к большим объемам продаж заставил агентства укрупняться. Компании строят франчайзинговые сети, открывают собственные офисы или сочетают оба варианта. Сеть агентств «Элита Трэвэл» стала одной из первых турфирм в Екатеринбурге, начавших работу по франчайзинговой схеме. Менее чем за год НАТАЛЬЕ ОБОРИНОЙ, директору агентства, удалось увеличить свою сеть с двух офисов до двенадцати (см. «ДК» № 33 от 10 сентября 2007 г.). Сеть агентств «РоссТур» заявила о намерении продавать франшизы. У КП «Крылья» к 15 существующим добавилось еще пять офисов, два из которых франчайзинговые. Сеть агентств «Пальма-Турс» прибавила к восьми филиалам еще восемь в УрФО, часть из них — по франшизе. Агентство «Виста» строило сеть самостоятельно, открыв четыре дополнительных офиса в Екатеринбурге (см. «ДК» № 12 от 2 апреля 2007 г.).

АЛЕКСАНДР БЕЛЯКОВ, директор по развитию группы компаний «Пальма-Турс», убежден: укрупнение позволяет агентствам диктовать условия туроператорам. Он говорит, что по мере роста сетей туристический рынок приближается к ритейлу, где правила диктует не производитель, а конечный покупатель при помощи грамотного продавца. «Любое турагентство при работе с заказом проводит негласный тендер. Он проходит в голове у менеджера, когда тот думает, с кем отправить клиента, ранжируя предложения по цене или удобству для потребителя. Задача туроператора — заставить менеджера вспомнить в этот момент о себе», — поясняет г-н Беляков. По его наблюдению, операторы уже сейчас используют для этого программы лояльности, включающие повышенные комиссии, бонусы и др.

Светлана Столярова соглашается, что операторы готовы давать преференции крупным сетям, даже теряя часть своей прибыли: «Между операторами идет борьба за долю рынка. Все стимулируют рост объемов продаж, вводя дифференцированные комиссии». Например, у Orange tur для агентств, отправляющих в Турцию одного-пять туристов в год, комиссия равна 8%, а за 350 человек и более комиссия превышает 12% и обсуждается в индивидуальном порядке.

Египет и Турция по-прежнему в лидерах

Борьба за долю рынка идет на фоне непрекращающегося роста выездного потока туристов. Согласно статистике, за девять месяцев 2007 г. россияне совершили 26,3 млн поездок за рубеж с различными целями. Это на 18% превышает показатель за аналогичный период 2006 г. Существенно увеличился туристский поток в страны традиционного пляжного отдыха — Египет (рост на 52%), Таиланд (на 75%), Турцию (на 27%). Эти страны популярны благодаря безвизовому режиму и относительно невысоким ценам.

Местные эксперты говорят, что ситуация в Екатеринбурге схожа с общероссий­ской, а по ряду направлений рост даже выше. В КП «Крылья» и Tez Тour больше других увеличились продажи туров в Египет. Tez Тour, например, отправил в эту страну из Екатеринбурга на 140% туристов больше, чем год назад. Темпы роста туристского потока в Турцию обогнали общероссийские показатели. По подсчетам г-жи Столяровой, объем перевозок в Анталию из аэропорта Кольцово в 2007 г. увеличился в два раза.

Цены на путевки в этом году поднялись примерно на 15-20%. Причин несколько. Во-первых, увеличилась стоимость авиаперелетов в связи с подорожанием топлива. Во-вторых, турецкие отельеры подняли цены на размещение из-за большого спроса. Наконец, туристы все чаще выбирают более дорогие и комфортабельные отели категории пять звезд. Средняя цена двухнедельного тура в Турцию в этом сезоне колебалась в районе $1200.

Александр Беляков убежден: по структуре спроса Екатеринбург отстает от столицы на пять-семь лет: «Москва сейчас переживает бум на экзотические направления. Популярны Вьетнам, Хайнань и т. д. Мест­ный же рынок близится к насыщению по массовым направлениям — Египет, Турция, Испания и др. Вслед за ними поднимется спрос на экскурсионные европейские туры, а уже затем на экзотику».

Новые направления становятся доступнее для екатеринбургских туристов благодаря открытию консульств и приходу зарубежных авиаперевозчиков. В 2007 г. полеты Екатеринбург — Будапешт начала осуществлять венгерская авиакомпания Malev (см. «ДК» № 15 от 23 апреля 2007 г.). В столице Урала открылось почетное консульство Венгрии. «В город прибыли представители дипломатических миссий Франции и Вьетнама. Также в 2007 г. выдавать шенгенские визы начало консульство Федеративной Республики Германия», — рассказывает г-н Брыляков.

Туроператоры отмечают, что с появлением иностранных представительств в регионе поток туристов в эти страны активно растет. Особенно хорошо, если консульст­во начинает выдавать визы. «Консульство Испании, например, есть только в Москве. В столице туры на ту же дату, что и у нас, заканчивают продавать на четыре дня позже. Мы теряем это время на доставку документов в Москву и обратно в Екатеринбург», — поясняет г-н Авдокушин. Пока, как отмечают эксперты, местные туроператоры активно сотрудничают в получении виз с американским, британским и чешским консульством. Игроки рынка связывают большие надежды на 2008 г., когда Чехия войдет в шенгенскую зону и консульство будет выдавать шенгенские визы.

Операторы присматриваются к внутреннему туризму

Представители туриндустрии говорят, что в 2008 г. потрясений на рынке не будет. Значительных изменений в отраслевом законодательстве не предвидится. Сумму фингарантий увеличат вдвое, но это мало скажется на основных игроках. Поэтому рынок должен развиваться планомерно, объемы продаж будут расти, а компании продолжат укрупняться и укреплять позиции.

Константин Брыляков прогнозирует рост внутреннего и въездного туризма в связи с развитием инфраструктуры: «В Свердловской области значительно вырастет число гостиниц, откроются загородные отели и базы отдыха, появятся новые маршруты». За 2006 г. гостиницы области приняли на 136% больше туристов, чем год назад. Данных за 2007 г. еще нет, но г-н Брыляков полагает, что рост продолжился.

«Пальма-Турс» в 2008 г. намерена запустить как минимум два российских тура. Первый — речной круиз Тюмень — Тобольск, по местам последнего путешествия царской семьи. Второй — экскурсионный тур с посещением двух столиц (Москвы и Санкт-Петербурга). «На самом деле суммарный объем рынка внутреннего туризма на порядок больше, чем выездного. Хотя по стране люди часто ездят самостоятельно, не пользуясь услугами турфирм», — делится наблюдениями г-н Беляков. Задача агентств, по его мнению, завести таких туристов в стандартную цепочку обслуживания: турагентство — туроператор — по­ставщик услуг.