эксперты Яна Барац начальник отдела маркетинга туристической фирмы «Фонд Мира» Константин Брыляков заместитель министра по физкультуре, спорту и туризму Свердловской области Диана Галимова директор
эксперты
Яна Барац
начальник отдела маркетинга туристической фирмы «Фонд Мира»
Константин Брыляков
заместитель министра по физкультуре, спорту и туризму Свердловской области
Диана Галимова
директор турагентства «Аркаим-Трэвел»
Алексей Головин
генеральный директор компании «АльпИндустрияТур»
Владимир Измайлов
директор ГУПСО «Управление «Свердловсккурорт», президент Уральской ассоциации санаторного и рекреационного бизнеса
Вадим Овчинников
директор туристического агентства «Тесис-Екатеринбург», член правления Уральской ассоциации туризма
Почему падает спрос на экскурсии
Сколько областные власти тратят на продвижение региона
Может ли Шигирский идол привлечь иностранцев
Представители туристической индустрии убеждены, что въездной1 и внутренний2 туризм способен принести региону намного больше денег, чем выездной. Во-первых, средства, потраченные туристами, остаются в области и продолжают работать. Во-вторых, с открытием новых санаториев, природных парков, баз отдыха в регионе появится больше рабочих мест. А это способствует подъему экономики в депрессивных районах.
Поэтому руководители турфирм считают, что «внутриобластной» туризм следует развивать, чтобы спрос на местный отдых постоянно увеличивался.
Как отмечает КОНСТАНТИН БРЫЛЯКОВ, заместитель министра по физкультуре, спорту и туризму Свердловской области, «по итогам 2007 г. в области услугами гостиниц, санаторно-курортных предприятий и баз отдыха воспользовались около 1,1 млн человек, это примерно на 10% больше, чем в 2006 г.». Поток состоит из приезжающих к нам иностранцев, москвичей, жителей регионов Урала и свердловчан, путешествующих или отдыхающих на территории области. По данным Свердловскстата, 93% гостей отелей и санаториев — россияне, 7% — иностранцы.
Большая часть приезжих и отдыхающих останавливались в отелях (700 тыс. человек). В основном это бизнес-туристы. По неофициальным оценкам, их доля в общей численности постояльцев гостиниц — 70-80%. Г-н Брыляков подчеркивает, что деловой туризм значим для области, поскольку бизнесмены отличаются хорошей платежеспособностью плюс везут в регион инвестиции, новые проекты, технологии.
Однако растет и число граждан, выбирающих Свердловскую область для отдыха. В прошлом году 340 тыс. человек посетили базы отдыха и санатории. Но если считать не клиентов, а количество ночевок, то статистика получится обратной — 3,23 млн в санаториях и на базах отдыха и 1,67 млн в гостиницах области.
По данным Свердловскстата, половина россиян, прибывающих в область, приезжают с неделовыми целями. Среди иностранцев доля отдыхающих ниже — 20%. Именно они наряду с жителями области и становятся потенциальными клиентами турфирм, специализирующихся на внутриобластном туризме.
Руководители туристических компаний Екатеринбурга подтверждают официальную статистику роста «неделового» туристического потока. Представители организаций, специализирующихся на экскурсионном туризме3, уточняют, что путешественников становится больше примерно на 20% ежегодно. ВАДИМ ОВЧИННИКОВ, директор туристического агентства «Тесис-Екатеринбург» (компания занимается въездным туризмом), рассказывает, что число иностранцев, посещающих столицу Урала с познавательными целями, растет в среднем на 5-7% в год. Увеличивается количество любителей отдыхать на природе. Как отмечает АЛЕКСЕЙ ГОЛОВИН, генеральный директор компании «АльпИндустрияТур» (специализируется на экологическом туризме — поездки на природу, походы — и на активном отдыхе), число его клиентов каждый год удваивается. В 2007 г. в сезон (май — октябрь) компания организовала туры по области для 1 тыс. туристов, это без учета корпоративных программ. По наблюдениям г-на Головина, 30% от потока — москвичи, 40% — жители соседних регионов, 20% — свердловчане и 10% — иностранцы.
В единый федеральный реестр туроператоров входит 16 компаний, которые зарегистрированы в Свердловской области и занимаются внутренним туризмом. В Екатеринбурге есть несколько фирм, принимающих иностранцев («Центр Гидов», «Тесис-Екатеринбург», «ПрофСервис» и др.).
Многие компании предлагают несколько видов отдыха (экскурсии, активный отдых, лечение и т. п.), но специализируются на каком-то одном. Турфирмы «Евразия», «Аркаим-Трэвел», «Свердловское бюро путешествий» и др. предлагают познавательные туры с посещением исторических мест. На активном отдыхе и экотуризме специализируется «АльпИндустрияТур», также эти направления развивают «Счастливый случай», «Очарованный странник», «Искатели приключений», «Байкал Тур». Санаторно-оздоровительное направление разрабатывают многие, а в качестве основного вида деятельности его выбрало, к примеру, ГУПСО «Свердловсккурорт». Турфирмы, занимающиеся приемом иностранцев, для «неделового» потока обычно предлагают сочетание познавательного и экологического туризма. Г-н Овчинников: «В период с мая по сентябрь приезжают группы туристов по 15-20 человек из Великобритании, Франции, США и Германии. Они путешествуют по Транс-Сибирской магистрали от Москвы до Иркутска и делают 1-2-дневную остановку в Екатеринбурге». По словам Вадима Овчинникова, за один экскурсионный день иностранцы успевают осмотреть город, побывать на границе Европы и Азии и в монастыре на Ганиной Яме. Во второй день обычно заказывают поездку на природу, в «тайгу».
Наиболее динамично, добавляют игроки, в последние годы развивается сегмент санаторно-курортного лечения. ВЛАДИМИР ИЗМАЙЛОВ, директор ГУПСО «Управление «Свердловсккурорт», президент Уральской ассоциации санаторного и рекреационного бизнеса, констатирует, что среднегодовой уровень загрузки санаториев 70-90%. Спрос на лечение увеличивается. Г-н Измайлов объясняет это ростом уровня жизни свердловчан — люди готовы вкладывать деньги в свое здоровье. За годы перестройки, поясняет он, число медучреждений снизилось, а нуждающихся в лечении не убавилось. «До 1990 г. в Свердловской области хорошо развивалось санаторно-курортное дело. На тот момент было 150 санаториев и свыше 300 баз отдыха. Во время перестройки перед оздоровительными учреждениями встала задача выживания. За этот период «коечный фонд» и число оздоровленных людей снизилось в пять-шесть раз», — вспоминает Владимир Измайлов. Сейчас в области работают 72 санатория и около 30 баз отдыха.
Рост спроса и высокий уровень загрузки санаториев привлекают в этот бизнес частных инвесторов. По подсчетам г-на Измайлова, срок окупаемости подобного проекта — три-пять лет. Например, холдинговая компания «Лидер» заключила договор с правительством области о долгосрочной аренде двух санаториев — «Самоцвет» и «Нижние Серги». Как сообщил Владимир Измайлов, в этом году «Лидер» приступает к строительству трех новых санаториев — в районе Туринска, Тавды и в селе Сарана Красноуфимского района. Оздоровление здесь будет основано на практически не использовавшемся ранее в Свердловской области природном ресурсе — минеральных термальных водах с температурой 38°С.
Набирают популярность среди отдыхающих организованные поездки на природу. «У нас пользуются спросом туры в природный парк «Оленьи ручьи». За сезон (июнь — сентябрь) мы отправляем туда около 360 человек. И если в 2006 г. в автобусах оставались незаполненные места, то в 2007 г. их не было», — уточняет ДИАНА ГАЛИМОВА, директор турагентства «Аркаим-Трэвел». Компания планирует вводить новые маршруты — в мае 2006 г. в Сысертском районе открылся природный парк «Бажовские места». Экскурсии туда появятся летом.
Алексей Головин считает, что направление активного отдыха и экологического туризма сегодня привлекательно для инвесторов: «В Свердловской области около 100 природных мест, которые стоит увидеть. Для организации длительных маршрутов и насыщенных программ не хватает туристических комплексов с хорошей материальной базой. Прежде всего их стоит строить в 30-40 км зоне вокруг Екатеринбурга: в районе Сысерти, истоков реки Исети». По его мнению, комплексы, кроме питания, размещения и досуговых программ, могли бы предоставлять туристам снаряжение — палатки, катамараны, спальники, коврики, велосипеды и т. д. Г-н Головин: «Большинству людей уже надоело жарить шашлыки. Все хотят пройти, посмотреть, узнать. У баз отдыха, по уровню комфорта сопоставимых с отелем три звезды, расписано все вперед за три месяца».
Операторы туристического рынка считают, что Свердловская область не использует свой рекреационный потенциал полностью. В отличие от санаторно-курортного направления познавательный туризм не привлекает инвесторов. В результате падает число клиентов экскурсионных туров по историческим местам. «Сложно наполнить автобус на 45 мест, проводя экскурсии раз в две недели», — замечает г-жа Галимова.
В Свердловской области немало памятников истории и архитектуры: Верхотурье, Ганина Яма, Ипатьевский дом, Храм на Крови, Невьянская наклонная башня, Музей деревянного зодчества под открытым небом в с. Нижняя Синячиха и т. д. Диана Галимова объясняет, что большая часть потока туристов, посещающих исторические места, приходилась на детей. Но за последний год в России произошло несколько аварий с автобусами, где ехали дети, в результате ГИБДД ужесточила требования к транспортным средствам (обязательны ремни безопасности на каждое место, прохождение техосмотра перед каждой поездкой и т. д.). Классные руководители, в свою очередь, тоже стараются лишний раз не рисковать.
Число выбирающих автобусные туры падает с ростом числа автомобилей. Г-жа Галимова: «Чтобы окупить аренду автобуса, сделать тур рентабельным, приходится устанавливать цену на путевку 1,2-2 тыс. руб. Туристам нередко быстрее и дешевле добраться туда самостоятельно». К тому же обычно туристы посещают достопримечательность один раз. Те, кто хотел, на экскурсионные туры уже съездили.
Однако это причины скорее второстепенные. Главным фактором, сдерживающим развитие экскурсионного направления, туроператоры называют слабое развитие инфраструктуры — в городах области не хватает современных кафе, гостиниц и даже туалетов. В итоге турфирмы не могут предложить приезжему качественный сервис — вкусный обед после экскурсии или длительные программы, предполагающие ночевку. «Заплатив немалые деньги, турист получает поездку по историческим памятникам, не всегда находящимся в хорошем состоянии. А после обед в провинциальном кафе, больше напоминающем советскую столовую», — сетует Диана Галимова. Представитель другой турфирмы, пожелавший остаться неназванным, рассказывает, что даже в Верхотурье, где в инфраструктуру вложены немалые деньги, туристам неподалеку от святынь приходится искать кусты.
Вместе с инвестициями в развитие туристической инфраструктуры непременно повысится и спрос на экскурсионные туры, прогнозируют операторы рынка. Г-н Измайлов говорит, что туристам из других регионов удобнее знакомиться с областью, объехав все достопримечательности за одну-две недели. Турфирмы же пока могут предложить лишь набор однодневных экскурсий, не заботясь, где будет жить турист в остальное время и как питаться.
Четыре года назад Владимир Измайлов разработал схему автобусного маршрута по одиннадцати городам области, назвав проект «Серебряное кольцо Урала». Он предложил вместо кафе, ресторанов и гостиниц использовать санатории и базы отдыха. Г-н Измайлов: «С советских времен у нас осталось много оздоровительных учреждений. У них есть ресурсы и опыт для приема людей. А главное, чтобы привести их к достойному современному уровню, требуется меньше вложений, чем в строительство новых объектов». Однако в жизнь проект не воплотили. Туристов тогда было немного, поэтому инвесторы сочли риски слишком высокими.
В областном правительстве полагают, что вносят свою лепту в развитие туристической привлекательности региона. Константин Брыляков подчеркивает, что на развитие туризма из областного бюджета выделяют серьезные средства: «Финансирование идет на программы сохранения и развития музейных комплексов в Невьянске, Нижнем Тагиле, Верхотурье, Нижней Синячихе, Ирбите, природных парков «Оленьи ручьи», «Река Чусовая», «Бажовские места». Г-н Брыляков приводит в пример также развитие санатория «Обуховский», находящегося в областной собственности. Создание инфраструктуры вокруг достопримечательностей, по его мнению, должно идти уже за счет средств частных инвесторов. «Гостиницы, точки питания, предприятия, предоставляющие сопутствующие туризму услуги, — эта сфера деятельности сегодня безусловно рентабельна, и было бы неправильно решать за счет бюджета те проблемы, которые может с выгодой для себя решить бизнес», — подчеркивает Константин Брыляков. Роль власти он видит в создании благоприятных условий для инвесторов и в координации процесса.
В 2007 г. Уральский государственный университет по заказу областного правительства разработал «Концепцию развития внутреннего и въездного туризма Свердловской области до 2015 г.». «Исходя из ресурсов, транспортной доступности и данных маркетингового анализа мы обозначили восемь зон комплексного развития туризма, так называемых «туристских кластеров», — рассказывает г-н Брыляков. Документ систематизирует сведения о туристических объектах в каждой зоне, дает рекомендации по развитию профильных видов туризма. Предполагается наладить эффективное взаимодействие между объектами туризма, построить новые гостиницы, кафе, санатории и т. п. за счет привлеченных инвестиций. Деталей в министерстве пока не разглашают — концепцию еще не одобрило правительство. Одна из задач документа — показать потенциальным инвесторам, куда вкладывать средства.
Руководители турфирм считают, что региону необходимы не только кафе и гостиницы, но и активное продвижение. Они приводят в пример Турцию, утверждая, что в этой стране, кроме солнца и моря, нет ничего примечательного. Поток туристов обеспечивает большой промобюджет.
В бюджете Свердловской области на 2008 г. на продвижение региона заложено 3,8 млн руб. Областное министерство по спорту и туризму вместе с Комитетом по внешнеэкономическим связям администрации г. Екатеринбурга ежегодно организует выезд на несколько международных и национальных выставок. Турфирмы самостоятельно оплачивают участие и выпускают к выставкам рекламные буклеты с информацией о своих услугах и о регионе. Компании, которые специализируются на въездном туризме («Центр гидов», «Уральские экспедиции», «Спутник»), стремясь привлечь отдыхающих в регион, участвовали в организации информационных туров для специалистов зарубежных турфирм и журналистов. Наконец, все местные игроки, занимающиеся внутренним и въездным туризмом, участвуют в федеральных выставках, предлагая свой продукт коллегам из других областей.
ЯНА БАРАЦ, начальник отдела маркетинга туристической фирмы «Фонд Мира», уверена, что этих мер недостаточно: «Я уже несколько лет слышу о том, что надо развивать внутриобластной туризм, а результатов нет. Одно время наша компания участвовала в международных ежегодных выставках в Берлине и Лондоне. Сказать, что была большая отдача, нельзя. Повышения именно туристического интереса к нашему региону мы не замечаем. Иностранцы плохо знают, что такое Урал». Она убеждена, что и в России далеко не каждый скажет, чем отличается Свердловская область от Челябинской. По мнению г-жи Барац, чтобы регион стал так же известен, как курорты Краснодарского края, денег на продвижение нужно тратить в разы больше.
Алексей Головин предлагает не только наращивать бюджеты на традиционную рекламу, но и создавать легенды: «Сейчас с Уралом у гостей три ассоциации — заводы, место убийства царя и уралмашевская мафия». По мнению г-на Головина, ставку при продвижении следует делать на другом: «Урал знаменит людьми с великой силой духа (Ермак). Многие стремятся побывать в наших суровых краях, чтобы вслед за этими личностями испытать себя и переосмыслить свою жизнь». Обеспечить известность региону может обнаруженный в Свердловской области Шигирский идол. Возраст находки — 10 тыс. лет до н. э. Он древнее египетских пирамид и подтверждает теорию, что на Урале зародилась европейская цивилизация. «Мифы хорошо кормят туризм за рубежом и в России. Залог успеха — интересная легенда плюс хорошая инфраструктура», — подчеркивает Алексей Головин.
1 Прием иностранцев.
2 Путешествия россиян по территории своей страны. В статье под внутренним туризмом подразумевается внутриобластной туризм, т. е. путешествия россиян, в том числе и жителей области, по территории Свердловской области.
3 Поездки по достопримечательностям, длящиеся не более одного дня.
цифры
Санаторно-курортное лечение Свердловской области в цифрах
12 | Количество санаториев |
60 | Количество профилакториев |
3,8 млрд руб. | Объем рынка в 2007 г. (лидеры продаж — «Обуховский», «Самоцвет», «Леневка», «Нижние Серги», «Курьи», «Липовка», «Озеро Чусовское») |
19 тыс. руб. | Средняя стоимость путевки в санатории-профилактории |
200 тыс. человек в год | Проходят лечение в санаториях и профилакториях |
70-90% | Среднегодовая загрузка санаториев и профилакториев |
Источник: Уральская ассоциация санаторного и рекреационного бизнеса.
цифры
Внутриобластной туризм в цифрах
1,1 млн человек | Воспользовались услугами гостиниц, санаторно-курортных предприятий и баз отдыха Свердловской области в 2007 г. |
10% | Рост потока туристов в 2007 г. по отношению к 2006 г. |
3,23 млн ночевок | Провели туристы в санаториях и на базах отдыха |
1,67 млн ночевок | Приходится на гостиницы Свердловской области |
340 тыс. туристов | Воспользовались услугами санаториев и баз отдыха |
700 тыс. туристов | Останавливались в гостиницах области в 2007 г. |
Источник: Министерство по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области.