Почему будут расти цены на путевки Как меняются предпочтения туристов Когда в Екатеринбурге появятся иностранные туроператоры Эксперты: Дмитрий Кушев директор международного туроператора «Европ
Таблица: Турагентства и туроператоры
Почему будут расти цены на путевки
Как меняются предпочтения туристов
Когда в Екатеринбурге появятся иностранные туроператоры
Эксперты:
Дмитрий Кушев
директор международного туроператора «Европорт»
Сергей Брулев
президент Уральской ассоциации туризма
Инна Аверьянова
директор турагентства «Инна-Тур»
Наталья Ларионова
директор «Детского бюро путешествий»
Игорь Авдокушин
представитель компании «Тез Тур»
Андрей Пиджаков
директор екатеринбургского филиала турфирмы «Нева»
уристическому рынку Екатеринбурга еще только предстоит стать цивилизованным. Если сейчас крупные компании предпочитают работать по белым схемам, то мелкие игроки используют серые. По некоторым оценкам, около 40% рынка находится в тени.
Конкуренция идет
на уровне цен
Сегодня в Екатеринбурге свыше 300 туристических фирм. Лицензией на ведение туроператорской деятельности обладают около 100, но не более 50 из них работают в этом качестве (туроператоры и турагентства должны получать соответствующие лицензии). Игроки затрудняются оценить объем туристического рынка в Екатеринбурге, ссылаясь на закрытость финансовых показателей. Но, по мнению Дмитрия Кушева, директора международного туроператора «Европорт», он составляет около $0,12 млрд. Для сравнения: размер российского рынка — примерно $7 млрд.
В местном туристическом бизнесе много турфирм. Эксперты объясняют эту ситуацию несколькими факторами. Во-первых, высокими темпами роста, которые по разным туристическим направлениям составляют до 30% в год. Дмитрий Кушев отмечает, что подобные показатели обусловлены улучшением качества жизни населения и расширением спектра предложений: «Туроператоры диверсифицируют свою деятельность, выходят на рынки, на которых ранее не работали, появляется элемент ценового демпинга. Оптимизируются технологии, что также снижает стоимость пакета».
Во-вторых, из-за экономического роста на рынке возникли свободные деньги, которые вкладываются в туристический бизнес. Инвесторы воспринимают его как возможность быстро и легко диверсифицировать свою деятельность с минимумом затрат.
Третий фактор — человеческий. Учебные заведения за последние годы выпустили немало специалистов, которые сейчас, получив опыт работы в крупных туристических фирмах, открывают свои агентства. Стоимость создания агентства невысока. Аренда офиса, получение лицензии, штат сотрудников обойдется, оценивает Андрей Пиджаков, директор екатеринбургского филиала турфирмы «Нева», в $10-12 тыс.
Сергей Брулев
Аналитики подчеркивают, что местный рынок туристических услуг один из самых развитых в России. В 2004 г. за границу с помощью екатеринбургских турфирм выехало более 130 тыс. человек — без учета вылетов через другие аэропорты (по этому показателю мы занимаем третье место после Москвы и Санкт-Петербурга).
Андрей Пиджаков считает, что екатеринбургский рынок привлекателен для операторов тем, что притягивает к себе клиентов из других регионов: «Екатеринбург своего рода туристический хаб. У нас покупают путевки туристы из Челябинска, Тюмени и других северных регионов».
Еще один показатель развитости рынка — высокая конкуренция между игроками. Уже сегодня в Екатеринбурге представлены ведущие туристические операторы России. Москвичи стали приходить к нам еще 5 лет назад. Но больше всего столичных турфирм возникло в этом году. Появление крупных игроков, убеждена Инна Аверьянова, директор турагентства «Инна-Тур», повлекло за собой расширение предложения для потребителей: «Выбор стал больше благодаря тому, что крупные фирмы привели за собой новые авиакомпании». Сергей Брулев сделал вывод, что приход московских операторов стал плюсом и для турагентств, получивших доступ к разнообразным продуктам.
Новые компании (как местные, так и столичные), появляясь на рынке, снижают цены. Именно цена во многом определяет выбор клиента. Дмитрий Кушев: «Если вы толкаетесь в одной и той же нише, то вынуждены конкурировать на уровне цен и скорости предоставления продукта. Лишь малая часть туристов обращает внимание на то, какой оператор предлагает продукт». Иллюстрацией жесткой ценовой конкуренции в этом сезоне стали случаи, когда недельный отдых в Турции обходился лишь немногим более чем в $200.
Обратной стороной высокой конкуренции является снижение рентабельности туристического бизнеса. На массовых направлениях (Турция, Египет) она не превышает 7-8%. И лишь путевки в страны Карибского бассейна, Южной и Северной Америки приносят доход в 25-30%. «Туристический бизнес не такой выгодный, как кажется многим. Именно поэтому каждый год открывается и закрывается большое количество туристических фирм», — говорит Наталья Ларионова, директор «Детского бюро путешествий».
Клиенты предпочитают пляжный отдых
По словам экспертов, уральский потребитель повторяет тот путь, который проходила и проходит Москва. Дмитрий Кушев: «Екатеринбургский потребитель предпочитает традиционные направления, которые столичные туристы обкатали 2-3 года назад. К примеру, в прошлом сезоне там были популярны поездки во Вьетнам, и уже сейчас эта мода доходит до нас».
Однако самым массовым сегментом остается пляжный отдых. На него приходится 70-80% всех продаж. «Это связано с теми климатическими условиями, в которых мы живем. У нас существует стереотип, что после того как «намерзся», отдых — это обязательно солнце и пляж», — объясняет Дмитрий Кушев.
Лидер пляжного отдыха — Турция. В эту страну отправляется около половины туристов (в пик сезона 4-4,5 тыс. отдыхающих в неделю). И в ближайшие годы подобная ситуация, прогнозирует Игорь Авдокушин, представитель компании «Тез Тур», сохранится: «Ни переход на евро, ни возможное вступление в Евросоюз не повлияют на этот поток. По соотношению цена — качество Турция — лучшее предложение».
Еще около тысячи туристов выбирают Египет. В отличие от Турции, пиком сезона здесь считаются зимние месяцы, а стоимость отдыха в Египте существенно ниже, чем в Юго-Восточной Азии. Также наметилась тенденция роста количества отдыхающих в Испании (около 500 человек в неделю).
Около 15% туристов предпочитают экскурсионный отдых. Наибольший рост продаж за последний год в этом сегменте показала Франция. По оценке г-на Кушева, увеличение составило 35%: «Сработал фактор отложенного спроса. Часть туристов уже «наелась» отдыхом в Турции и Египте. Потребовалось время, чтобы привыкнуть к евро, так как большая часть накоплений традиционно велась в долларах».
На третьем месте находится лечебный отдых. Лидеры — чешские и израильские здравницы.
Участники рынка подчеркивают, в последнее время стали активно развиваться такие направления, как образовательный и экстремальный туризм. Но их доля в общем потоке пока незначительна.
Туристы становятся разборчивее
Туристический бизнес сильно зависит от экологического фактора. Серьезное влияние на перераспределение туристических потоков оказало цунами в Юго-Восточной Азии. Часть туристов теперь выбирают безопасные регионы, а потому стихия не отразилась на общем росте местного рынка.
Эксперты сходятся во мнении, что за последний год существенно выросли риски для туроператоров. Они вынуждены заранее выкупать блоки в самолетах и гостиницах, оплачивать услуги транспортных компаний. В условиях растущей конкуренции становится все труднее прогнозировать продажи туров. «В этом году пришлось предлагать очень большое количество горящих путевок», — сетует Андрей Пиджаков. Именно из-за неправильного прогнозирования ситуации в минувшем году прекратила операторскую деятельность компания Jazz Travel.
По мнению Дмитрия Кушева, в идеале горящих путевок быть не должно, но если их доля составляет 2-3%, то это некритично для туроператора: «Туристический продукт быстро теряет актуальность, а потому потери неизбежны. Необходимо их минимизировать».
Игроки рынка отмечают расширение круга потребителей. Если лет 10 назад отдых за границей могли позволить только весьма обеспеченные слои населения, то сегодня зарплаты в 7-8 тыс. руб. достаточно для выезда за рубеж.
Как сообщил Игорь Авдокушин, в прошедшем сезоне резко вырос сегмент молодежного отдыха: «Но расширяется и рынок дорогих путешествий. Сегодня заявка на путевку в $10 тыс. никого не удивляет».
Появились даже клиенты, которые готовы отдать более $30 тыс. за три недели отдыха. Но пока доля таких туристов чрезвычайно мала.
Клиент становится более требовательным — говорят все участники туристического рынка. «При выборе путевки спрашивают, с какой авиакомпанией полетят, на каком автобусе поедут из аэропорта и даже в какой фирме будут застрахованы», — рассказывает г-н Пиджаков.
Другая тенденция — жители Екатеринбурга стали планировать свой отдых заранее. «Уже в октябре мы ведем работу по новогоднему отдыху, такого мы раньше даже представить не могли!» — отмечает г-жа Аверьянова.
Вместе с тем падает доля продаж отелей менее четырех звезд. По данным
г-на Авдокушина, она не превышает 20%: «Клиент готов заплатить чуть больше, но получить качество обслуживания на порядок выше».
Цены будут расти, а мелкие туроператоры станут агентствами.
Эксперты прогнозируют, что стоимость путевок будет расти. Главная причина — увеличение цен на авиационное топливо. Сегодня именно авиаперелет — основная составляющая в цене путевки. Г-н Кушев: «Тренды, которые мы имеем по топливу, и конечность его будут приводить только к росту стоимости авиабилетов».
Дорожают и отели — на 5-10% в год. Но, уверен г-н Кушев, даже при повышении цен динамика продаж путевок по-прежнему сохранится: «Если стоимость пакетов будет увеличиваться на 13-15% в год, то это не приведет к снижению выездного потока».
Однако специалисты уверены — если сейчас конкуренция идет на уровне цен, то в ближайшем будущем более важным фактором станет качество продукта. Во-первых, по массовым направлениям цены достигли своего минимума — туристические фирмы работают на грани рентабельности. Во-вторых, уже сформировался круг клиентов, которые побывали за границей несколько раз и теперь при выборе делают упор именно на качественную составляющую. В-третьих, пока в Екатеринбурге не сформировались такие туристические бренды, за которые потенциальный клиент был бы готов доплатить.
Рост рынка может поддержать развитие потребительского кредитования в сфере туризма. Г-н Пиджаков говорит, что клиенты привыкли приобретать путевки за наличный расчет, но в ближайшие годы эта ситуация может измениться.
Участники рынка отмечают, что туроператорский бизнес в массовом сегменте будет укрупняться. Мелкие компании не смогут предложить конкурентоспособных цен и перейдут в разряд туристических агентств. Появление новых операторов из числа местных игроков эксперты практически исключают — для входа на рынок необходимы многомиллионные долларовые инвестиции.
Мелкие туроператоры смогут продолжать создание собственного продукта в узких сегментах. Такой нишей для «Детского бюро путешествий» стал детский отдых. «Многие «взрослые» туроператоры просто не знают, как правильно сформировать детский отдых. Необходимо учитывать слишком много нюансов, что делает этот сегмент не столь интересным для крупных операторов», — подчеркивает Наталья Ларионова.
Потенциал для мелких игроков, оценивают эксперты, есть и в области сверхдорогих путешествий. При создании подобного отдыха необходима весьма кропотливая работа с каждым клиентом.
Новых игроков местные участники рынка ждут с Запада — в ближайшем будущем, прогнозирует г-н Брулев, на екатеринбургском рынке появятся иностранные туроператоры. Уже сегодня в Москве есть несколько западных компаний, среди которых выделяется крупнейший немецкий оператор TUI. Но в то же время, как пишет газета «Ведомости», иностранцам до сих пор не удалось занять заметной доли на популярных в России направлениях.
По мнению г-на Брулева, на сегодняшнем этапе российские туроператоры в состоянии конкурировать с зарубежными: «Конечно, за счет объемов иностранцы смогут несколько снизить цены, но разница будет непринципиальной».
В ближайшие три года путевки активно будут покупать через Интернет. Если сейчас туристы приобретают пакеты, не имея большой возможности влиять на отдельные составляющие путешествия, то вскоре они смогут компоновать отдых из отдельных частей — по типу мозаики. Г-н Кушев: «Роль туроператора сведется к формированию множества вариантов, которые можно будет легко соединять в один тур». Подобная система уже сегодня широко применяется на Западе.
справка
Туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и продаже туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Турагентская деятельность — деятельность по продвижению и продаже туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
статистика
20 ведущих туристических компаний России
№ |
Название турфирмы |
Финанс. оборот за 2004 г. (млн $) |
Кол-во отправл. туристов (чел.) |
Кол-во офисов |
Год создания |
Город |
1 |
Группа компаний TEZ TOUR |
163,00 |
374 000 |
8 |
1994 |
Москва |
2 |
ООО «Инна Тур» |
142,86 |
543 000 |
5 |
1992 |
Москва |
3 |
ООО «Пегас Туристик» |
124,29 |
300 000 |
2 |
1998 |
Москва |
4 |
ООО «Натали Турс» |
115,00 |
150 000 |
3 |
1992 |
Москва |
5 |
ООО «Интурист» |
112,50 |
408 900 |
74 |
1929 |
Москва |
6 |
ЗАО «ФИРМА НЕВА» |
109,00 |
221 800 |
10 |
1990 |
С.-Петербург |
7 |
ЗАО «Спутник» |
97,00 |
270 000 |
59 |
1958 |
Москва |
8 |
ОАО «Туральянс-холдинг» |
96,00 |
145 000 |
98 |
2000 |
Москва |
9 |
ОАО «Приморское агентство авиационных компаний» |
85,59 |
231 800 |
37 |
1995 |
Владивосток |
10 |
Coral Travel/Odeon Tours (ГК OTI) |
82,70 |
144 200 |
8 |
1992 |
Москва |
11 |
ООО «Компания ПАК ГРУПП» |
82,40 |
94 000 |
2 |
1990 |
Москва |
12 |
ЗАО «Ланта-тур вояж» |
60,00 |
51 000 |
3 |
1991 |
Москва |
13 |
ООО «Академсервис» |
55,00 |
290 000 |
2 |
1990 |
Москва |
14 |
ООО «Ривьера» |
49,00 |
72 000 |
17 |
1996 |
С.-Петербург |
15 |
UTE Megapolus Group |
45,15 |
90 720 |
6 |
1994 |
Москва |
16 |
ООО «Диалог народов-1» |
44,50 |
27 900 |
9 |
1991 |
Владивосток |
17 |
ООО «Капитал Тур» |
40,00 |
52 346 |
1 |
2003 |
Москва |
18 |
ООО «Туристическая фирма «Фонд Мира» |
26,00 |
51 000 |
4 |
1993 |
Екатеринбург |
19 |
ООО «Самараинтур» |
24,50 |
93 000 |
5 |
1992 |
Самара |
20 |
Группа компаний «Роза ветров» |
22,40 |
42 300 |
3 |
1988 |
Москва |
20 ведущих туристических компаний России
№ |
Название турфирмы |
Финанс. оборот за 2004 г. (млн $) |
Кол-во отправл. туристов (чел.) |
Кол-во офисов |
Год создания |
Город |
1 |
Группа компаний TEZ TOUR |
163,00 |
374 000 |
8 |
1994 |
Москва |
2 |
ООО «Инна Тур» |
142,86 |
543 000 |
5 |
1992 |
Москва |
3 |
ООО «Пегас Туристик» |
124,29 |
300 000 |
2 |
1998 |
Москва |
4 |
ООО «Натали Турс» |
115,00 |
150 000 |
3 |
1992 |
Москва |
5 |
ООО «Интурист» |
112,50 |
408 900 |
74 |
1929 |
Москва |
6 |
ЗАО «ФИРМА НЕВА» |
109,00 |
221 800 |
10 |
1990 |
С.-Петербург |
7 |
ЗАО «Спутник» |
97,00 |
270 000 |
59 |
1958 |
Москва |
8 |
ОАО «Туральянс-холдинг» |
96,00 |
145 000 |
98 |
2000 |
Москва |
9 |
ОАО «Приморское агентство авиационных компаний» |
85,59 |
231 800 |
37 |
1995 |
Владивосток |
10 |
Coral Travel/Odeon Tours (ГК OTI) |
82,70 |
144 200 |
8 |
1992 |
Москва |
11 |
ООО «Компания ПАК ГРУПП» |
82,40 |
94 000 |
2 |
1990 |
Москва |
12 |
ЗАО «Ланта-тур вояж» |
60,00 |
51 000 |
3 |
1991 |
Москва |
13 |
ООО «Академсервис» |
55,00 |
290 000 |
2 |
1990 |
Москва |
14 |
ООО «Ривьера» |
49,00 |
72 000 |
17 |
1996 |
С.-Петербург |
15 |
UTE Megapolus Group |
45,15 |
90 720 |
6 |
1994 |
Москва |
16 |
ООО «Диалог народов-1» |
44,50 |
27 900 |
9 |
1991 |
Владивосток |
17 |
ООО «Капитал Тур» |
40,00 |
52 346 |
1 |
2003 |
Москва |
18 |
ООО «Туристическая фирма «Фонд Мира» |
26,00 |
51 000 |
4 |
1993 |
Екатеринбург |
19 |
ООО «Самараинтур» |
24,50 |
93 000 |
5 |
1992 |
Самара |
20 |
Группа компаний «Роза ветров» |
22,40 |
42 300 |
3 |
1988 |
Москва |
Источник: www.turinfo.ru
, президент Уральской ассоциации туризма, считает, что 300 компаний достаточно, чтобы удовлетворить существующий спрос. Но с ростом рынка, убежден г-н Брулев, будет увеличиваться и количество туристических фирм.