Димитр Распопов: «У меня много друзей-турагентов, которые жалуются, что снизилась покупательская способность. Но мы этого не чувствуем, нам помогает сарафанное радио».
Компания
DIVO Promogroup (DPG) — это групповые путешествия по миру и короткие клубные туры. Фишка их в том, что каждый день путешествия руководители компании продумывают сами: сегодня рафтинг, завтра скалолазание, послезавтра поездка на яхте...
Основатель компании
Димитр Распопов рассказывает, что сейчас на рынке есть игроки, предлагающие туры по такой же схеме, что и DIVO, но четыре года назад, когда он начинал, подобного никто не делал. «Поэтому мы ничей опыт не брали, протаптывали дорогу сами. Я даже не представлял это направление в качестве самостоятельного бизнеса, думал, что это будут единичные мероприятия, а теперь это вошло в систему», — говорит он.
Началось все с того, что он запустил клубные туры между Екатеринбургом и Челябинском: собирал любителей вечеринок, заказывал автобус и ехал с пестрой шумной компанией осваивать новые дэнс-площадки по соседству. К настоящему моменту он организовал 60 таких туров из Екатеринбурга в Челябинск и 22 — из Челябинска в Екатеринбург.
Однажды Димитр подумал: почему бы тусовку, которая сплотилась в поездках по клубам, не вывезти за границу? Желающие нашлись легко, точкой дислокации выбрали Прагу.
В мае 2013 г. DIVO Promogroup организовала первый тур, сейчас же счетчик достиг 95-ти. Группы DPG побывали в Эмиратах, Индии, Таиланде, Доминикане, Сингапуре, Египте, Турции. Плюс агентство регулярно вывозит своих клиентов на фестивали электронной музыки Sensation в Санкт-Петербург и
Alfa Future People (AFP) в Нижний Новгород: «Прошлым летом только на AFP мы привезли 150 человек — три автобуса из Екатеринбурга и Тюмени», — вспоминает г-н Распопов.
Как работает агентство
DIVO Promogroup имеет два офиса: в Екатеринбурге и Москве — столичный филиал появился в прошлом году. Но филиалом, пожалуй, назвать его можно с натяжкой: в офисе трудится всего один человек — менеджер по работе с клиентами. В Екатеринбурге также работает один менеджер, а также организатор, который контролирует бронирования и общается с клиентами, и MC, отвечающий за вечеринки. Сам Димитр занимается управлением, а в поездках работает координатором и ведущим. В каждый тур, а сейчас они проходят раз в месяц, он летит с группой сам.
«Это раньше было модно растить компании до сотен человек, теперь чем меньше, тем лучше — главное, чтоб выполняли задачи и давали максимальный результат, — говорит он. — У нас нет головного офиса. Фактически мы ведем деятельность по интернету. Мы не привязаны к месту, и с нами летают люди из разных уголков России, СНГ и не только (например, в одном нашем туре был участник из Америки)».
Деятельность DPG, в одной стороны, мало отличается от работы обычного турагентства: это подбор тура у операторов, бронирование, покупка пакетов. Рассказывая о работе компании, г-н Распопов поясняет:
«Мы действуем как турагентство, добавляя к стоимости тура 10-15% — это наш оргсбор. На эту комиссию мы окупаем работу организаторов, фото- и видеооператоров, которые сопровождают нас в каждой поездке. Обороты и прибыль зависят от количества участников. На одном путешествии можно заработать и 150, и 700 тыс. руб.».
С другой стороны, DIVO отличается от стандартного агентства: чтоб распланировать каждый день отдыха, ребята ищут подрядчиков в стране прилета, договариваются о совместных программах, продумывают трансфер. По сути, это работа на стыке агентства и оператора, и в планах у Димитра Распопова вырасти в полноценного оператора и заняться продажей туров по всей России.
«Я считаю, что мы можем вывести этот продукт на рынок. Это наша задача на ближайшую перспективу, и мы будем создавать структуру с собственными отделами обучения и качества. Планы грандиозные», — говорит он.
Кто летает с DIVO
Типичный клиент DPG — это человек, который не дождался друга/подругу, чтобы поехать в отпуск вместе, а о компании узнал из соцсетей или рассказов друзей (как объясняет Димитр, сарафанное радио, — главный канал продвижения агентства). Обычно в поездках соотношение полов — 50 на 50, средний возраст — 30 лет: «Мы взрослеем, и взрослеет наша тусовка», — отмечает Распопов. Самому ему сейчас 29.
«Все туры мы планируем на 10 дней — считаем, что это оптимально: больше — люди устают, меньше — недостаточно. Но если мы просто приедем на отдых и будем полторы недели зависать в отеле, не будет никаких особенных эмоций. Другое дело, когда люди пробуют что-то новое, выходят из зоны комфорта. Мне одна девушка сказала: «Димитр, когда ты писал нам в чате, что мы не вернемся прежними, я подумала, что это просто рекламный слоган, а когда мы прилетели домой, я реально стала другой, переборола себя и попробовала экстремальные развлечения: скалолазание, прыжки, — это нереальные эмоции». Мы — за динамичный, насыщенный, разнообразный, оригинальный и веселый отдых», — объясняет молодой предприниматель.
Количество участников программ — от 15 до 40, но чаще всего в группе около 20 туристов. «40 человек было один раз, на втором нашем туре, сразу после Праги. Тогда мы полетели в Гоа», — вспоминает Димитр.
Большинство вылетов осуществляется из Москвы, но из Екатеринбурга DPG отправляет своих туристов на одном самолете: зачем лететь по отдельности, если можно уже в самолете начать веселиться, рассуждают в компании.
Г-н Распопов рассказывает: несмотря на то, что в группе собираются незнакомые люди, никаких ссор и прочих межличностных ЧП во время путешествия не случается: все понимают, что нет смысла капризничать и показывать характер, потому что у всех цель одна — хорошо отдохнуть. По словам предпринимателя, многие клиенты возвращаются, и есть те, кто уже пять раз слетал в отпуск с DIVO.
Как агентство растет в кризис
Стоимость туров в DPG выше рынка. Например, путевка на одного человека на Кипр в начале июня стоит 49 тыс. руб. с вылетом из Москвы и 54 тыс. руб. — из Екатеринбурга. Для сравнения, агрегатор 1001tours на те же даты предлагает туры той же продолжительности приблизительно от 30 тыс. на двоих (вылет из Москвы), а «Слетать.ру» на пакет из Екатеринбурга дает цену от 60 тыс. руб. — также на пару. Понятно, что добавленную стоимость продукта DIVO Promogroup составляет насыщенная программа отдыха, которую за туриста уже продумали, но есть еще один фактор, выделяющий агентство на рынке, — гарантированные эмоции.
«У меня много друзей-турагентов, которые жалуются, что снизилась покупательская способность. Чувствуется, что рынок просел. Но у нас все получается — я считаю, потому что мы предоставляем уникальный продукт, и «сарафанка» нам помогает набирать группы. Когда вы планируете отпуск, вы хотите сделать его незабываемым и совместить приятное с полезным. По сути, наш продукт — это и есть совокупность этих показателей. При этом наша цель — чтобы в таких турах люди получали эмоции не только от программы, но и друг от друга. За время нашей работы сложилось очень много пар, в том числе международных, междугородних», — говорит Димитр.
С управленческой точки зрения, устойчивость DIVO подкреплена тем, что сначала формируется группа, а уже потом выкупаются пакетные предложения у оператора, а не наоборот, когда выкупаются места, а потом агентство пытается их продать.
«У нас не было ни одного минусового международного тура. Есть риск, что мы не доберем участников, но такого не случалось. Я считаю, что мы делаем хороший продукт, и мы любим то, чем занимаемся, — заключает Распопов. — В книге «Трансерфинг реальности» говорится: «Главное, делайте то что, вам нравится, и, если вы будете делать это от души, это принесет вам доход». Если бы меня спросили, какой я могу дать совет начинающим предпринимателям, то я бы сказал именно это: нужно отбросить всё и задуматься, чем вы хотите заниматься по жизни, что вам нравится. А потом просто сделать шаг вперед».
В материале использованы фотографии из личного архива Димитра Распопова
МНЕНИЕ:
Антон Потапов, заместитель директора ООО «Европорт»:
— Идея не нова глобально, но она имеет своего поклонника и сторонника, поэтому шансы на успех есть. Кроме того, конкретно в случае Димитра идея и реализация на высоком уровне.
Светлана Баранова, представитель туроператора BSI GROUP:
— Эта идея совсем не новая, многие туроператоры, специализирующиеся на экскурсионных и индивидуальных турах, давно предлагают подобные путешествия с разнообразной программой, всевозможными развлечениями, экскурсиями, расписанными на каждый день поездками. Кто-то и вовсе, в том числе и мы, может предложить индивидуальную программу, составленную полностью из пожеланий туриста, например, с переездами по стране по маршруту, составленному туристом, с личным водителем-гидом на автомобиле люкс-класса, туры в комбинации с посещением нескольких городов и даже стран, с совершенно любым количеством экскурсий и развлечений.