В этом году обороты туристического рынка Екатеринбурга и области росли медленнее, чем в предыдущем. Правят бал в регионе московские туроператоры, «захватившие» все массовые направления. Как считают
В этом году обороты туристического рынка Екатеринбурга и области росли медленнее, чем в предыдущем. Правят бал в регионе московские туроператоры, «захватившие» все массовые направления. Как считают игроки, экспансия федеральных компаний будет продолжаться, а местные фирмы ожидает череда слияний и поглощений. Мелким агентствам придется либо уйти с рынка, либо работать в узких нишах.
ЭКСПЕРТЫ
Игорь Авдокушин - руководитель Уральского представительства компании «Тезтур», генеральный директор
ЕБМТ «Спутник»
Инна Аверьянова - директор турагентства «ИннаТур»
Виктория Бузорина - директор представительства «Санрайз» (СанрайзтурЕкатеринбург)
Марина Бондарь - директор по туризму ЕБМТ «Спутник»
Сергей Бузько - генеральный директор турфирмы «Мир»
Вера Виноградова - директор компании «ИнтерсУрал»
Ольга Гуляр - директор турфирмы «ЗимаЛето»
Дмитрий Кушев - директор компании «Моретревел»
Наталья Оборина - директор турфирмы «Элита Тревел»
Светлана Столярова - коммерческий директор компании «Оранж тур»
**********************************************************************************************************************************************
Чем Урал привлекает федеральных игроков?
Сколько всего денег на туристическом рынке?
Какие страны и направления предпочитают екатеринбуржцы?
Почему туристические фирмы будут укрупняться?
**********************************************************************************************************************************************
Туристический рынок Екатеринбурга и области уже более десяти лет остается одним из самых развитых в России, занимая третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый год на Средний Урал приходят новые столичные операторы. Эксперты утверждают, что в 2007 г. сильной экспансии ожидать не приходится: на местном рынке уже представлены практически все крупнейшие российские игроки.
Урал привлекает федеральных туроператоров
По подсчетам участников рынка, в Екатеринбурге зарегистрировано свыше 470 туристских фирм. ВИКТОРИЯ БУЗОРИНА, директор представительства компании «Санрайз» («Санрайз-тур-Екатеринбург»), говорит, что по сравнению с прошлым годом число турфирм увеличилось на 150. Как отмечает Уральский туристический сервер, операторские лицензии (то есть право не только продавать, но и формировать туры) есть у 113 компаний. При этом многие операторы одновременно занимаются и агентской деятельностью: система лицензирования, действующая до конца 2006 г., позволяет организации владеть лицензией и туроператора, и турагента одновременно. ДМИТРИЙ КУШЕВ, директор компании «Море-тревел» (до октября — директор международного туроператора «Европорт»), сообщил, что 30% компаний обслуживают около 75% от общего количества клиентов. ОЛЬГА ГУЛЯР, директор турфирмы «Зима-Лето», сужает рамки: она полагает, что основных игроков на рынке около 30: «Остальные работают на небольшой круг постоянных клиентов или открыты для собственных нужд».
Лидерами среди местных компаний (как туроператоров, так и агентств) эксперты называют «Европорт», «Мир», «Спутник», «Фонд мира», «Элиту Трэвэл», «Ява Тур». Как утверждает СЕРГЕЙ БУЗЬКО, директор турфирмы «Мир», уральские туроператоры вынуждены работать в основном в нише индивидуальных туров и эксклюзивных разовых чартерных проектов: Мальдивы, остров Бали, Кения, Сейшелы и др. На массовых направлениях доминируют московские фирмы, которые способны выкупать гостиницы на длительный срок, обладают налаженными связями с ведущими авиакомпаниями и имеют возможность маневрировать ценами, получая скидки за внушительные объемы. ИННА АВЕРЬЯНОВА, директор турагентства «Инна-Тур», соглашается с этим мнением: «Музыку на рынке сегодня заказывают московские туроператоры».
В числе ведущих федеральных организаторов туров эксперты обозначили «Тез Тур», «Натали Турс», «Санрайз», «Пегас Туристик» (в Екатеринбурге продает туры через «Оранж тур»). Особняком стоит «More Travel» — оператор с головным офисом в Екатеринбурге, вышедший на федеральный уровень. Каждая из этих компаний продвигает одно-два основных направления и несколько сопутствующих, но в меньших объемах. В частности, «Натали Турс» специализируется на Испании и Таиланде. «Тез Тур», «Пегас Туристик» — это Турция, Египет, «More Travel» — Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Турция, «Санрайз» — Турция и Гоа (совместно с «Пегас Туристик»).
Свердловская область привлекает новых федеральных игроков как экономически развитый, но в то же время не до конца освоенный регион. Сергей Бузько объясняет, что крупным компаниям стало тесно в столицах (в Москве количество турфирм приблизилось к 12 тыс.). Еще одно преимущество Свердловской области — выгодное географическое расположение: рядом находятся такие перспективные для продвижения туристических услуг регионы, как Пермь, Челябинск, Тюмень, а также Сургут и другие северные города. Только с начала 2006 г. в уральской столице обосновались сразу несколько новых крупных федеральных операторов: «Капитал Тур», группа компаний «Путешествуй», «Асент Трэвэл», «Южел и Ко», бюро путешествий «Южный крест», «ПАК Групп». В октябре в Екатеринбурге открывается официальное представительство глобальной российской сети туристских агентств «Куда.ru».
Крупных местных игроков в этом году не появилось, хотя порог вхождения на рынок относительно невысок. По оценкам Ольги Гуляр, открытие новой туристической фирмы обойдется в минимальную сумму от 250 тыс. руб. Впрочем, ИГОРЬ АВДОКУШИН, руководитель Уральского представительства компании «Тез Тур», генеральный директор ЕБМТ «Спутник», уверен: денег потребуется больше — около 600 тыс. руб.
Число клиентов турфирм достигло 300 тыс. в год
Как сообщил Игорь Авдокушин, в Свердловской области в течение года за границу выезжает примерно 250-300 тыс. туристов. При средней цене путевки $900 (данные компаний) объем рынка выездного туризма равен $270 млн. Дмитрий Кушев отметил, что эта цифра выше. Средняя стоимость поездки за рубеж, подчеркивает он, растет — увеличивается доля дорогих туров (цена путевки в ОАЭ может достигать $12 тыс.). Емкость туристского рынка Свердловской области с учетом въездного туризма — около $350 млн, оценил г-н Кушев.
По подсчетам «ДК», при полной загрузке самолетов только по самым массовым направлениям из Екатеринбурга в 2006 г. отправятся за границу свыше 300 тыс. человек — половина из них на регулярных рейсах (см. «Детали» на с. 48). Больше всего пассажиров перевозят чартеры в Турцию (почти 74 тыс. человек в год). Лидеры среди регулярных рейсов — Германия (46 тыс. пассажиров) и Чехия (38 тыс. пассажиров). Агентства по-прежнему предлагают автобусные туры по Европе (поездки организует, например, компания «Интерс-Урал»). Однако, как считают сами игроки, доля таких туров невелика — около 10-15 тыс. клиентов в год.
Турция теряет популярность
Большинство туроператоров и агентств, опрошенных «ДК», подчеркнули, что в 2006 г. рынок развивался медленнее, чем в предыдущие годы. Самую низкую оценку темпов роста — 10% — дал Сергей Бузько, добавив, что такой показатель свидетельствует о стагнации. Ольга Гуляр говорит о росте в 15%, Дмитрий Кушев назвал 18%.
В этом году игроки заметили изменения в структуре спроса: турфирмы столкнулись с падением интереса к Турции. Основная причина — россияне устали от этой страны и стремятся побывать в новых местах, уверены эксперты. Инна Аверьянова: «Турецкое направление перестало быть массовым, основное внимание в 2006 г. было приковано к Европе». Г-н Авдокушин соглашается, что предпочтения туристов меняются: пляжный отдых, из-за климатических особенностей Урала, по-прежнему пользуется максимальным спросом, но россияне реже стали летать в Турцию и Болгарию, а вот в Испанию, Италию, Кипр, Хорватию, Грецию — наоборот, чаще. «Таиланд тоже входит в число лидеров пляжного отдыха, — добавляет Игорь Авдокушин. — Увеличивается спрос на внутрироссийские туры — Анапу, Сочи, речные круизы».
Есть и исключения из общего правила. СВЕТЛАНА СТОЛЯРОВА, коммерческий директор компании «Оранж тур», утверждает, что в ее организации объем продаж путевок в Турцию увеличился в два раза. «Альтернатив Турции как летнему семейному курорту просто нет», — убеждена г-жа Столярова. МАРИНА БОНДАРЬ, директор по туризму ЕБМТ «Спутник», придерживается нейтральной точки зрения: «Фаворитом летнего сезона как была, так и осталась Турция, а вот по результатам года, я думаю, Египет ее догонит».
Ольга Гуляр предлагает ориентироваться на общероссийские тенденции. По ее наблюдению, в целом по стране спрос на Турцию не снижается, стабилен и поток туристов в Египет. Зато растет популярность других направлений. Г-жа Гуляр особо отметила Юго-Восточную Азию: «Многие операторы добавили по одному-два направления в эти страны. Самый большой интерес — к континентальному и островному Китаю».
Стремясь максимально соответствовать запросам клиентов, туроператоры выводят на рынок новые направления. «Санрайз» и «Пегас Туристик» организовали прямой беспосадочный чартер Екатеринбург — Гоа — Екатеринбург. Виктория Бузорина рассчитывает, что именно эта страна станет самой популярной предстоящей зимой. «ПАК Групп» предложил уральцам туры на Сицилию. По словам Игоря Адвокушина, они не только оказались чрезвычайно востребованными, но и помогли повысить популярность других европейских стран. Открылось направление на остров Крит, которое в Екатеринбурге предлагают пять операторов. Г-жа Гуляр добавляет к перечню «новинок» беспосадочный рейс в Тиват (Черногория), а также рейсы на Мальдивы и остров Хайнань.
Эксперименты туроператоров не всегда оказывались удачными. Из-за низкого спроса так и не состоялись рейсы в Геную, Канны, Осло, заявленные в начале сезона московским оператором «DSBW», а также рейсы в Тунис, которые сформировала турфирма «Нева».
Клиенты готовы доплачивать за качество услуг
Туристический рынок развивается в первую очередь за счет «старых» клиентов, убеждены игроки. Светлана Столярова: «Потребности многих наших клиентов трансформировались благодаря тому, что стали расти доходы населения. Люди вначале выбирали самые экономичные туры, а сегодня уже предпочитают фешенебельные дорогие курорты Европы и самые экзотические страны мира». Появляются и новые заказчики. Однако, по подсчетам экспертов, доля таких «новичков» в общем объеме туристов не превышает 5%.
Вместе с опытом путешествий и благосостоянием клиентов повышается и уровень их запросов. Инна Аверьянова: «Сегодняшний турист — это интеллигентный, хорошо образованный человек, знающий иностранные языки, предъявляющий высокие требования к хорошему сервису, качественной гостинице, достойному авиаперелету». В итоге, отмечает ВЕРА ВИНОГРАДОВА, директор компании «Интерс-Урал», уральцы стали тщательнее выбирать туроператора: «Хотя цена путевки остается одним из важных критериев, именно качество организации туров определяет выбор». С ней полностью согласна НАТАЛЬЯ ОБОРИНА, директор турфирмы «Элита Трэвэл»: «Туристы перестали носиться по городу в поисках горящей путевки. Они готовы платить за качество предлагаемого продукта».
Изменились и частота поездок, и цели путешествий. Марина Бондарь заметила, что клиенты предпочитают отдыхать не раз в год, как раньше, а два-три. Наталья Оборина: «Многие стараются совместить деловые поездки, например, с посещением автовыставки или отдыхом с семьей в «Диснейленде». Г-жа Бондарь обозначила еще одну тенденцию: люди стали планировать свой отдых заранее, приобретая туры за несколько месяцев, а порой за полгода до отпуска: «Спутник» с осени начинает работать с клиентами, желающими отдохнуть в новогодние праздники.
«Рынок становится более разнообразным и более дорогим», — резюмирует Марина Бондарь. Увеличение стоимости туров связано, по ее словам, как с ростом требований клиентов к качеству, так и с ежегодным подорожанием зарубежных гостиничных номеров (например, в Турции стоимость поднимается примерно на 10% в год) и повышением цен на топливо.
Судьба рынка зависит от изменений в законодательстве
С 1 января 2007 г. должен вступить в силу закон «О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Нормативный акт еще находится на рассмотрении в Государственной Думе. Но уже известно, что с нового года отменяется лицензирование туроператорской и агентской деятельности. Вместо лицензий появится Единый федеральный реестр туроператоров. Они должны будут заручиться банковской гарантией либо застраховать ответственность (чтобы заниматься выездным и въездным туризмом — на 10 млн руб., внутренним туризмом — на 1 млн руб.).
Пока закон не принят, эксперты не решаются давать четких прогнозов дальнейшего развития рынка. До сих пор не ясно, что произойдет с турагентствами: в реестр их включать, похоже, не будут, требовать финансовых гарантий — тоже.
Как считает г-н Кушев, мелкие операторы начнут объединяться, входить в состав более крупных либо «вымываться» с рынка. Количество малых агентств тоже будет сокращаться: они вступят в сети, купив франшизу известных компаний, убежден г-н Кушев. Наталья Оборина не сомневается, что отмена лицензий и введение финансовых гарантий упорядочит рынок: «Исчезнут фирмы-однодневки, останутся только сильные игроки, между которыми и развернется конкуренция».
Местные туроператоры говорят, что готовы к грядущим изменениям — они нашли свои ниши на рынке. Марина Бондарь видит хорошие перспективы для региональных фирм в развитии въездного туризма. По мнению Сергея Бузько, будущее за работой над индивидуальными путешествиями «для истинных знатоков» и за унификацией массовых продуктов — должна появиться возможность покупать их в режиме реального времени через Интернет.