Меню

Туроператоры и турагентства - 02.04.2007

эксперты Олег Аксельрод исполнительный директор турфирмы «ЯвА-Экспресс» Елена Волчатникова начальник юридического отдела туристической фирмы «Фонд Мира» Дмитрий Кушев директор More Travel Анастасия

К 1 июня 2007 г. все туроператоры должны обзавестись полисами страхования ответственности (цена которых от $96 до $48 тыс.) или банковскими гарантиями. Туроператоры утверждают, что в состоянии изъять требуемую сумму из оборота. Нововведения повлияют на работу турагентств — из-за отмены лицензирования и введения финансовых гарантий операторы ужесточат требования к партнерам.

эксперты
Олег Аксельрод
исполнительный директор турфирмы «ЯвА-Экспресс»
Елена Волчатникова
начальник юридического отдела туристической фирмы «Фонд Мира»
Дмитрий Кушев
директор More Travel
Анастасия Савинкова
исполнительный директор туристической компании «Малибу»
Светлана Столярова
коммерческий директор Orange tour

Сколько стоит полис страхования ответственности туроператора
Зачем туроператорам собственные агентства
Какие направления на пике популярности
Сколько клиентов готовы бронировать туры через Интернет

Игроки рынка называют Екатеринбург туристическим хабом. Здесь заказывают путевки не только сверд­ловчане, но и жители Тюмени, Челябин­ска, городов Западной Сибири, где предложение меньше и нет прямых перелетов по некоторым направлениям. Высокий спрос привлекает федеральных игроков: ежегодно несколько российских операторов заходят в Екатеринбург. Только за последний год в городе появились филиалы «Капитал Тур», «Инна тур», «Асент Трэвел» и др., о выходе на рынок заявил Mostravel. Сейчас в столице Урала представлены почти все крупные российские операторы. Поэтому появление новых игроков уже не повлияет ощутимо на конъюнктуру местного рынка. Расстановка сил в ближайшие годы будет зависеть от политики уже присутствующих операторов и их реакции на изменения в законодательстве.

Рынок контролируют федеральные операторы

В Екатеринбурге, по оценкам экспертов, насчитывается примерно 400 турфирм, в том числе около 50 туроператоров и 350 агентств. Объем рынка руководители компаний оценивают в $300 млн. АНАСТАСИЯ ­САВИНКОВА, исполнительный директор туристической компании «Малибу», убеждена, что эта цифра выше — $500 млн — и есть потенциал для роста: «Емкость местного рынка — минимум $700 млн».

Львиная доля продаж приходится на компании российского масштаба. «20% туроператоров — федералы, они занимают 80% рынка», — отмечает ОЛЕГ АКСЕЛЬРОД­, исполнительный директор турфирмы «ЯвА-Экспресс». Лидерами в сфере массового пляжного отдыха руководители турфирм называют Tez Tour, «Натали Турс», «Фонд Мира», Orange tour, «Ривьеру», More Travel. К ведущим игрокам европейских направлений относят «Европорт», «Ниву», «Ланта-тур вояж», «Веди тур». «По денежному обороту лидируют операторы массовых направлений. У «европейцев» обороты меньше, но, так как маржа выше, их доходы сопоставимы с операторами пляжного отдыха», — утверждает ­ДМИТРИЙ КУШЕВ, директор More Travel.

Популярность направлений зависит от сезона. Летом туристы летают в Турцию, Испанию, Италию, Грецию, Хорватию, Болгарию. По оценке Олега Аксельрода, Турция — самое массовое направление, ежегодно туда выезжает по 70-80 тыс. человек. «В прошлом году спрос на эту страну несколько снизился, за счет чего выросла популярность европейских направлений. Но следует понимать разницу в порядке цифр: спад в несколько процентов по Турции — это отмена одного чартера. Для других направлений такой поток клиентов означает значительный рост спроса», — констатирует г-н Аксельрод. Анастасия Савинкова отмечает, что туристическая элита — люди, которые не раз побывали за рубежом, уже насытились турецкими побережьями, пассивным отдыхом, системой «все включено». Они осваивают другие страны, заказывают не пляжные, а познавательные или событийные туры. «Но для дешевого семейного отдыха альтернативы нет, поэтому Турция останется фаворитом», — заключает г-жа Савинкова.

Зимой среди уральцев популярны Египет, Таиланд, ОАЭ, Гоа. По наблюдениям Олега Аксельрода, в Египет ездит около 50 тыс. человек в год. Среди европейских направлений зимой туристы выбирают Чехию, Австрию, Германию, Францию.

Средняя цена путевки — $800-$1 тыс. Ежегодный прирост цен руководители компаний обозначают в 10%. Основная причина удорожания путевок — повышение стоимости авиаперевозок. «Растет стоимость авиатоплива, дорожают билеты, а значит, и сами путевки», — объясняет СВЕТЛАНА СТОЛЯРОВА, коммерческий директор Orange tour (представитель «Пегас Туристик» в Уральском регионе).

Введение финансовых гарантий не изменит число операторов

Главным событием на туристическом рынке эксперты называют принятие поправок к ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Документ отменил лицензирование для туроператоров и турагентств с 1 января 2007 г. А с 1 июня поправки вводят механизм финансовых гарантий для туроператоров. Каждый оператор должен будет оформить финансовое обеспечение своей деятельности в виде страховки или банковской гарантии. Сумма фингарантии для операторов, занимающихся международным либо одновременно международным и внутренним туризмом, — 5 млн руб. Для операторов, специализирующихся только на внутреннем туризме, — 500 тыс. руб. Эти средства пойдут на выплату ущерба туристам, если оператор оказал услуги некачественно. Компании, которые обзаведутся страховками или банковскими гарантиями, будут внесены в Единый федеральный реестр туроператоров, это даст им право работать дальше. «Туроператор должен заключить договор с банком или страховой компанией, — рассказывает ЕЛЕНА ВОЛЧАТНИКОВА, начальник юридического отдела туристической фирмы «Фонд Мира». — Всероссийский союз страховщиков (ВСС) уже озвучил размер взноса, он будет от 0,5 до 25% (от $96 до $48 тыс.)». Впрочем, отмечает г-жа Волчатникова, пока неясно, от чего будет зависеть процент страховки: от оборота, количества судов, претензий, выплат. В ВСС ожидают, что в среднем тариф будет равняться 4% от страховой суммы.

По мнению Елены Волчатниковой, механизм получения банковской гарантии плохо продуман и противоречит законодательст­ву. «В Гражданском кодексе есть норма, по которой банк может гарантировать выполнение сделки с конкретным лицом. То есть в договоре банковской гарантии должно быть прописано, перед кем — Ивановым, Петровым, Сидоровым — банк поручается за туроператора. Кредитное учреждение не может давать гарантии под сделку с неопределенным кругом лиц. Как банки выйдут из ситуации — непонятно», — рассуждает г-жа Волчатникова.

Большинство туроператоров, представленных в Екатеринбурге, имеют миллионные годовые обороты, поэтому смогут найти средства на страховку. Светлана Столярова: «Фингарантия для нас доступна, сумма страхового взноса невелика». Аналитики полагают, что с рынка уйдет небольшое число мелких игроков, которые специализируются на узких нишах или получили лицензию «на всякий случай». «Я надеюсь, что произойдет сегментация рынка. Те, кто в основном вел агентскую деятельность и лишь от случая к случаю формировал туры, будут исключительно продавать путевки. А компании, акцентировавшие операторскую деятельность, начнут работать интенсивнее», — уверен Олег Аксельрод.

Поправки ужесточат отношения операторов и агентств

«Чтобы получить лицензию, агентство должно было соответствовать заданным критериям. Например, в штате должны были работать сотрудники со стажем в туризме от трех лет. Сейчас лицензирование отменили, продавать туры может любое юридическое лицо. Все это приведет к появлению множества новых фирм, не всегда профессиональных», — убеждена Светлана Столярова. Требования к турфирмам снизились, а ответственность операторов возросла — именно им будут приходить иски в случае некачественного обслуживания туристов. В то же время многие проблемы, по словам руководителей компаний, возникают на стыке сотрудничества оператора и агентства — из-за неправильного информирования клиента об уровне сервиса в гостинице, числе экскурсий и т. д. Олег Аксельрод уверен, что риски оператора напрямую связаны с деятельностью агентства: «У оператора есть гарантированные места в самолете, комнаты в отеле. Независимо от того, улетел турист или нет, поселился ли в номере, оператор оплачивает эти места. Как только агентство забронировало тур, из продаж автоматически вынимаются этот отель и билеты. Если с туристом работал неграмотный менеджер: забронировал тур, не убедившись, что клиент поедет, то в последний момент поездка срывается. Агентство теряет только свои 10% комиссии, а туроператор теряет и доход, и деньги, уплаченные за отель и за билеты».

Чтобы минимизировать риски, операторы ужесточают требования к партнерам. «Прежде чем перезаключать договор, мы будем рассматривать историю отношений с агентством, профессиональный состав его сотрудников», — поясняет Дмитрий Кушев. Светлана Столярова говорит, что Orange tour ужесточил политику выплат комиссионных: «Всем только что зарегистрирован­ным фирмам (без лицензии) мы даем резко заниженную комиссию — 5% (наша стандартная — 12%). Повышать процент мы будем после того, как агентство успешно отправит некоторое число туристов».

Поправки к закону «Об основах туристской деятельности в РФ», полагают эксперты, приведут к укрупнению компаний и построению вертикально интегрированных структур. Во-первых, чтобы минимизировать риски, операторы начнут создавать собственные агентские сети или наращивать существующие. Во-вторых, увеличится число альянсов туроператоров и авиакомпаний. Дмитрий Кушев: «Многие понимают, что необходимо выстраивать вертикаль отношений «оператор — подконтрольное агентство — аффилированная авиакомпания или сеть отелей в принимающей стране». Это позволит снизить издержки и повысить доходность бизнеса за счет эффекта масштаба». По такой схеме уже работают «Уральские авиалинии» и КП «Крылья», «Европорт».

Турагентства, в свою очередь, тоже планируют укрупняться, объединяя усилия: процент комиссии, которую платит туроператор, обычно зависит от числа отправленных клиентов. В частности, на сайте «Элиты Трэвел» появилось предложение к турагентствам Екатеринбурга объединиться под брендом этой компании, заключив договор франчайзинга. Анастасия Савинкова считает, что «Элита Трэвел» выберет 10-15 фирм с хорошим месторасположением и клиентской базой.

Будущее за онлайн-бронированием

Снизить издержки и нарастить клиентскую базу агентства могут не только за счет укрупнения, но и за счет внедрения новых технологий продаж. По словам Анастасии Савинковой, в Европе как минимум половина отдыхающих бронируют путевки не в офисах турфирм, а самостоятельно — через Интернет. В России за 2006 г. подобной схемой воспользовались 16% туристов. Компании Екатеринбурга только начинают внедрять услугу онлайн-бронирования для клиентов. «В апреле мы запускаем новый проект «Internet-магазин туров», — рассказывает г-жа Савинкова. — Человек заходит на сайт, подбирает тур, оплачивает в режиме реального времени, вводя номер кредитной карты, а документы получает либо с курьером, либо в аэропорту перед вылетом. При бронировании через сайт мы будем предоставлять скидку 7%, потому что снижаются трудозатраты менеджера — он практически не контактирует с клиентом».

В Orange tour также сообщили, что разрабатывают собственную программу, которая позволит бронировать туры в режиме реального времени. Запустить ее в эксплуатацию компания намерена летом или в начале осени. Светлана Столярова замечает, что полностью перенести продажи в Интернет невозможно: «Клиент может забронировать тур только в безвизовые страны — Турцию, Египет. Чтобы лететь в Европу, в любом случае придется прийти в турагентство».

Дмитрий Кушев говорит, что теоретически запустить услугу продажи туров в режиме реального времени готовы и все крупные операторы, в том числе More Travel. Однако для туроператора это рискованный проект. «Мы работаем на рынке b2b — только с турагентствами. Если мы выйдем в онлайн на розничный рынок, то для привлечения на сайт клиентов вынуждены будем предоставить цены ниже, чем у агентств. При этом можно потерять часть лояльных компаний — они переключат на другого оператора своих клиентов, а их гораздо больше, чем онлайн-покупателей». Как считает г-н Кушев, на Урале через Интернет бронировать туры готовы 2% от общего количества клиентов турфирм: «Туристический продукт не полностью стандартизирован. Чтобы подобрать тур, необходимо хорошо знать отели, обычаи страны и т. д. То есть воспользоваться бронированием может человек, не раз побывавший в конкретном месте». Эра онлайн-продаж в Свердловской области, по мнению Дмитрия Кушева, наступит через два-три года. Именно тогда у клиентов накопится опыт выездного туризма, достаточный для самостоятельного выбора. К тому времени люди начнут доверять платежам через Интернет.

 

статистика
Топ-10 самых популярных направлений зимнего сезона
Количество туристов, отправленных за рубеж из аэропорта Кольцово в сезон зима  2006-2007, тыс. человек

1 Хургада 19,40
2 Прага 10,00
3 Дубай 8,20
4 Стамбул 7,00
5 Бангкок 6,50
6 Франкфурт 5,60
7 Вена 3,20
8 Гоа 2,70
9 Тяньцзинь 2,10
10 Лондон 2,10

Источник: пресс-служба аэропорта Кольцово.