Меню

Туроператоры и турагентства - 07.04.2008

  эксперты Наталья Конарева директор компании «РоссТур» Наталья Обожина директор Клуба Путешествий «Крылья» Максим Пузанков генеральный директор УК «Виста», директор по развитию «ФИНПРОМКО» Светлан

Туристический рынок растет настолько стремительно, что агентства столкнулись с нехваткой кадров для новых офисов. Специалистов для туризма готовит практически любой вуз, но выпускникам не хватает практики. Чтобы решить проблему, турфирмы начали открывать собственные школы менеджеров.
 

эксперты
Наталья Конарева
директор компании «РоссТур»
Наталья Обожина
директор Клуба Путешествий «Крылья»
Максим Пузанков
генеральный директор УК «Виста», директор по развитию «ФИНПРОМКО»
Светлана Столярова
директор по туризму Orange tur
Денис Чесноков
руководитель отдела маркетинга туристической компании «Пальма-Турс»

почему
турфирмы открывают школы
сколько
стоит обучение
зачем
турагентствам офисы в городах области
какая
доля дохода приходится на областные офисы

Как отмечает Федеральное агентство по туризму, выездной поток отдыхающих из России увеличился за 2007 г. на 21%. Местные эксперты добавляют, что в Екатеринбурге рост примерно такой же или даже чуть выше. Прогнозы на ближайший сезон еще более оптимистичные. По данным Уральского туристического сервера, руководство аэропорта Кольцово прогнозирует 50% рост пассажиропотока на международных направлениях в сравнении с летом прошлого года.

Чтобы успеть за спросом, турагентст­ва продолжают развивать сети. Однако большинство руководителей компаний уже столкнулись с проблемой дефицита кадров. Для запуска новых офисов не хватает опытных менеджеров по туризму. В институтах хорошее теоретическое образование: преподают страноведение, историю туризма и многое другое. Однако при продажах путевок нужны совсем иные знания. «Екатеринбургские компании используют в основном две системы бронирования — «Мастер-Тур» и «Само-Тур». В вузах практически не учат работать с ними, поэтому новичок не справится с продажами, он не знает даже, как правильно завести фамилии туриста в электронные бланки», — подчеркивает НАТАЛЬЯ ОБОЖИНА, директор Клуба Путешествий «Крылья». Она добавляет, что студенты не разбираются и в специфике конкретных отелей. Выпускники не умеют предлагать оптимальные направления и гостиницы разным целевым аудиториям туристов: семейным парам с детьми, молодежи и т. д.

Чтобы решить проблему, несколько турфирм Екатеринбурга запустили собст­венные туристические школы.

Турфирмы взялись за подготовку менеджеров
Первой об открытии туристической школы в середине 2007 г. заявила компания «РоссТур». «Наша сеть растет, потребность в кадрах тоже. Мы создали Школу менеджеров прежде всего для того, чтобы обеспечить свои новые офисы подготовленными сотрудниками», — поясняет НАТАЛЬЯ КОНАРЕВА, директор компании «РоссТур». По ее словам, компания вначале проводила собеседования для приема на работу, а затем отобранных кандидатов направляла в Школу. Обучение было рассчитано на новичков в туризме — как на выпускников вузов, так и на людей из других сфер деятельности. Среди предметов — «Страхование в туризме», «Паспортно-визовые вопросы», «Виды отдыха, особенности курортов, отельная база», «Информационные технологии турагентства» и др. Курс длился месяц, стоимость — 5 тыс. руб. В Школе было три выпуска (всего около 70 человек). Однако этот процесс пока приостановили. Г-жа Конарева: «Мы находимся на перепутье — думаем, стоит продолжать или нет. Доля оставшихся у нас работать после обучения ничтожно мала. Меня как руководителя это не устраивает». Сейчас компания рассматривает другой вариант решения кадровой проблемы — планирует совместно с вузами работать со старшекурсниками. С институтов — теория, а с турфирмы — организация практики.
 

В начале 2008 г. «ТурШколу» запустил оператор Orange tur. «Количество агентств растет с каждым годом, соответственно идет приток новых менеджеров по туризму. Квалификация половины специалистов оставляет желать лучшего, — отмечает СВЕТЛАНА СТОЛЯРОВА, директор по туризму Orange tur. — Мы, как никто другой, заинтересованы в профессионализме сотрудников агентства — чтобы на нас сыпалось меньше вопросов, чтобы заявки поступали точные, а менеджер умел правильно и понятно описать туристу сформированный нами продукт». В компании подчеркивают, что наряду с повышением квалификации одной из целей создания школы было продвигать собственный туристический продукт. Слушатели школы в основном менеджеры по туризму с небольшим стажем, а также директора начинающих агентств. Г-жа Столярова: «Курс рассчитан на 40 часов. Программа объемная — правовые аспекты, особенности сотрудничества оператора и агентства, виды туризма, психологические тренинги по продажам и др.». Лекции читают руководители подразделений компании. Школа уже выпустила пять курсов, это около 100 человек. В Orange tur отмечают, что спрос на обучение колоссальный. Группа заполняется за три-четыре дня после объявления о наборе, люди готовы оплачивать занятия (5 тыс. руб.). «Изначально у нас не было цели заработать на «ТурШколе», скорее, это был приятный бонус. Сейчас, почув­ствовав спрос, мы думаем о диверсификации бизнеса — планируем более серьезно заняться этим направлением. Мы намерены создавать более углубленные и узкоспециализированные курсы, например для бухгалтеров в туризме и т. д.», — рассказывает Светлана Столярова.

Полтора месяца назад, 23 февраля 2008 г., туристическая компания «Виста» также открыла собственную школу менеджеров. Цель проекта — найти и научить сотрудников. К летнему сезону турфирма планирует значительно расширить свое присутствие в Екатеринбурге, увеличив число офисов как минимум с шести до десяти-двенадцати. «Принцип развития сети в том, что мы идем не от числа филиалов, а от количества менеджеров. Как только набираем команду из четырех человек, сразу выбираем помещение и открываем точку продаж», — рассказывает МАКСИМ ПУЗАНКОВ, генеральный директор УК «Виста», директор по развитию «ФИНПРОМКО». Школа рассчитана на новичков. В гонке за кадрами компания делает ставку на людей 25-35 лет, которые независимо от образования и сферы работы мечтают начать карьеру в туризме. После собеседования «студенты» попадают в учебный класс. Обучение рассчитано на 86 часов и месяц стажировки в компании. «На занятиях мы не затачиваем людей под «Висту», под наше программное обеспечение. У нас читают лекции туроператоры — лидеры в своем направлении. Например, по Турции и Египту — Tez Tour», — добавляет г-н Пузанков. По его мнению, это дает более глубокое и системное представление о рынке и продуктах разных операторов. Кроме знания отелей и направлений, систем бронирования, акцент в обучении делают на отработке техники общения с клиентами и продажах по телефону. В класс набирают 35 слушателей. Половина из них (те, что прошли собеседование для работы в фирме) учатся бесплатно. Стоимость курсов для остальных — 10 тыс. руб. Максим Пузанков также отмечает, что спрос велик: «В класс набрали 35 человек, а желающих было около 150, причем каждый был готов учиться платно». В дальнейшем в «Висте» планируют сделать обучающий центр самостоятельным юридическим лицом.

Турагентства осваивают область и УрФО

По прогнозам руководителей турфирм, спрос на обучение продолжит расти благодаря экспансии агентств в областные города. Проблема с квалифицированными кадрами там стоит еще острее. Освоение области и УрФО представители туриндустрии называют одним из самых перспективных направлений развития. Сети растут за счет собственных филиалов или франчайзинговых схем.

Число офисов КП «Крылья» к лету достигнет 20, восемь из них расположены за пределами Екатеринбурга. В 2007 г. по­явились филиалы в Первоуральске, Челябинске, Озерске. Компания «Пальма-Турс» в прошлом году развернула сеть из десяти офисов в Свердловской области и соседних регионах. «РоссТур» открыл пять точек вне Екатеринбурга. У «Висты» есть подразделения в Ревде и Каменске-Уральском, работающие только в летний сезон. Скоро к ним добавятся филиалы в Сысерти, а также в Тюменской области, в г. Игрим. Orange tur в июне 2007 г. соз­дал сеть агентств «География». Помимо Екатеринбурга компания уже открыла филиал агентства в Челябинске, на стадии запуска офис продаж в Тюмени.

Расширение сетей в область и соседние регионы, по словам представителей туриндустрии, — естественный этап развития туристического бизнеса. У ряда операторов есть дополнительные мотивы для экспансии. Orange tur открывает агентства в тех городах, где уже существует операторское подразделение компании. Цель — повысить продажи собст­венного продукта, в частности туров с вылетом из аэропортов этих областных центров. Местоположение новых офисов КП «Крылья» связано со стратегией взаимодействия с «Уральскими авиалиниями». Агентство заходит в те города, где расположены предприятия — корпоративные клиенты авиаперевозчика. ДЕНИС ЧЕСНОКОВ, руководитель отдела маркетинга туристической компании «Пальма-Турс», связывает экспансию в область с укреплением позиций федералов на рынке Екатеринбурга и ожидаемым приходом новых московских агентств. «Рынок диктует свои правила. Чтобы достичь лидерских позиций, любая компания должна развивать как продуктовую линейку, так и географическую сетку. Если в региональных центрах рынок более или менее упорядочен и доли участников распределены, то в областных городах этого нет — развиваться необходимо именно в данном направлении. Такая стратегия особенно актуальна на сегодняшнем этапе развития рынка, поскольку федеральные компании практически не представлены в небольших городах», — убежден г-н Чесноков.

Г-н Пузанков отмечает, что интерес к области вызван ростом спроса: «Раньше среди жителей областных городов за рубеж выезжали единицы, за путевкой они отправлялись в Екатеринбург. Сейчас и число туристов, и частота выездов возросли. Люди стремятся покупать путевки в родном городе, рядом с домом».

Мнения экспертов о специфике спроса в областных городах разошлись. Наталья Обожина полагает, что различия минимальны: «На Урале, так же как и в других регионах России, четко прослеживаются шесть стран — лидеров продаж. Их список по убыванию популярности: Краснодарский край РФ, Турция, Египет, Италия, Греция, Испания». Денис Чесноков убежден: разница есть — в Екатеринбурге доходы населения выше, чем в областных городах. Поэтому у жителей мегаполиса популярны более дорогие туры и направления, а до области только докатилась волна спроса на страны массового отдыха — Турцию и Египет.

Доход от областных офисов пока не так велик, как хотелось бы руководителям компаний. В «РоссТур» и в «Пальма-Турс» приводят примерно одинаковую статистику: продажи в городах второго эшелона — 10-15% от годовых оборотов компании. «Затрат на открытие новых офисов в городах области много — начиная от финансовых вложений и заканчивая временем руководителя на организацию работы в филиале. Тем не менее это перспективный рынок, поскольку в Екатеринбурге компаниям становится все теснее», — подчеркивает г-жа Обожина. Туроператоры развернули сети лишь в прошлом году и уже в ближайшем сезоне ждут удвоения показателей.