Тема обновления свердловских производств обострилась. Сыграло роль окончание кризиса и вступление РФ в ВТО. Важнее разве что снижение издержек. Но стратегии предприятий в последние 2 года не менялись
В Свердловской области экономика индустриального типа: около 40% внутреннего регионального продукта приходится на промышленные предприятия. «Вместе с тем с 2006 г. доля промышленности в ВРП постепенно снижается», — констатировал Владислав Пинаев, министр промышленности области, подводя итоги первого квартала 2012 г. Структура промпроизводства меняется незначительно: доля металлургии хоть ниже (с 53% в 2006 г. опустилась до 48% в 2012-м), но отрасль по-прежнему доминирует. Это видно и из составленного аналитиками "ДК" рейтинга крупнейших компаний Екатеринбурга. Горно-металлургический комплекс формирует до 50% налоговых доходов региона.
С модернизацией на щите
За последние 2,5-3 года мало что изменилось в приоритетах крупнейших уральских предприятий, считает Андрей Беседин, президент Уральской торгово-промышленной палаты (УТПП). «Кризис всех без исключения заставил еще раз пересмотреть программу снижения издержек. От слова «модернизация» уже все вздрагивают, но правда в том, что от техперевооружения никуда не уйти». По его словам, обновление производств необходимо промышленникам не только чтобы повышать конкурентоспособность, но и чтобы не зависеть от трудовых коллективов: «Примеров давления на руководство с помощью забастовок сейчас немало. Я знаю проекты ряда компаний, там после установки нового оборудования сократят численность штата с 2 тыс. до 150-200 человек. С одной стороны, это социальный вызов, но с точки зрения бизнеса — вполне оправданный подход».
Сокращение затрат происходит по-разному. Например, «МРСК Урала», РМК, предприятия Группы ЧТПЗ освобождаются от непрофильных активов. РУСАЛ задумался о закрытии неэффективного Богословского алюминиевого завода, что привело к забастовке. Ну а перевооружение оказалось под силу далеко не всем.
Процессы модернизации в гражданском машиностроении Андрей Бухмастов, директор регионального Союза машиностроительных предприятий, зампредседателя Свердловского регионального отделения Союза машиностроителей России, сравнивает с лоскутным одеялом: «Заплатка на заплатке. Предприятия приобретают по два-три импортных станка — на сколько хватает денег — и работают дальше. Комплексной системы нет». По оценке Александра Петрова, вице-премьера областного правительства, изношенность станочного парка в машиностроительном комплексе — 70-80%.
Региональный Минпром приводит единичные примеры современных машиностроительных производств: ЗАО «НПП «Машпром», ЗАО «Уралпромоборудование», ОАО «НПО «Уралчерметавтоматика». Объемы вложений в гражданское машиностроение области несопоставимы с деньгами, которые инвестируют металлурги. Так, все уральские машиностроители в 2011 г. вложили 8,5 млрд руб. Для сравнения: объем инвестиций в капитальное строительство одного лишь завода «Уралэлектромедь» за тот же период превысил 4 млрд руб. Примечательно, что перечисленные Минпромом компании не входят в сотню крупнейших (см. рейтинг «ДК» на с. 30).
«Промышленным гигантам — взять Уралмашзавод, Уралхиммаш, Уральский турбинный завод, Уралэлектротяжмаш и др. — гораздо тяжелее. Затраты на переоснащение у них велики, а рентабельность пока не позволяет проводить его комплексно», — комментирует г-н Беседин. Напомним, Уралмашзавод решил модернизироваться постепенно. В 2012 г. предприятие намерено было запустить три новых компактных производства — по выплавке стали, изготовлению валков и горного оборудования. Заводу помогает Газпромбанк, который до 2013 г. открыл кредитную линию на 5 млрд руб. «Я полагаю, что через год-два они уже выйдут на нормальный режим работы. Заказов у них много. В этом плане проблем не будет», — надеется г-н Бухмастов.
Особняком стоят представители оборонки — в Свердловской области 42 таких предприятия. В этом году с подачи президента Владимира Путина ОПК загрузили заказом до 2020 г. на общую сумму в 20 трлн руб. Так, Уралвагонзавод (УВЗ) получит от государства 67 млрд. Олег Сиенко, гендиректор УВЗ, заявлял, что предприятие добавит еще 19,5 млрд и проведет полноценную модернизацию. Корпорация планирует начать строительство второго завода в Нижнем Тагиле в 2012 г. и запустить его в 2015-м. ПО «Уральский оптико-механический завод» (УОМЗ) тоже обеспечен заказами: портфель на 2012 г. уже в конце 2011-го был сформирован на уровне 20 млрд руб. (60% — гособоронзаказ) и должен вырасти еще на 10 млрд. На перевооружение в 2011 г. УОМЗ направил 21 млрд руб. Но у госзаказа есть большой минус: неравномерность финансирования. Андрей Беседин: «Не всегда деньги поступают своевременно. Предприятия ОПК вынуждены брать кредиты на запуск возросших заказов в производство».
Гораздо легче на модернизацию выходили металлурги. «Они быстрее восстановили докризисный уровень продаж. И даже после кризиса сохраняли достаточно большой объем экспортных поставок, в то время как экспорт машиностроительной продукции значительно сократился. В итоге металлурги первую, а то и вторую волну модернизации своего производства уже провели. Так называемую белую металлургию сегодня демонстрируют и ПНТЗ, и УГМК», — рассказывает Андрей Бухмастов. Минпром подтверждает: металлурги достигли уровня 2006 г. по объемам инвестиций уже в 2011-м. Рост инвестиций продолжится и составит к 2020 г. 220 млрд руб. совокупно — прогнозирует г-н Пинаев: «В перспективе до 2020 г. черная и цветная металлургия останутся основными поставщиками для производств в России. Более 90% всей массы конструкционных материалов, используемых промышленными и строительными предприятиями, будут изделия из металлов».
«Белые» принципы, реализованные ЧТПЗ на площадке ПНТЗ в 2010 г. (запущен электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32», с кредитами за создание которого ЧТПЗ до сих пор рассчитывается), предприятие намерено транслировать на все свои территории. В ЧТПЗ объясняют: преимущества белой металлургии — в применении современного оборудования, привлечении профессиональных кадров, в экологичности производства и комфортных условиях труда. Для подкрепления идеи ЧТПЗ совместно со свердловским правительством и Первоуральским металлургическим колледжем запустили образовательную программу «Будущее белой металлургии». «На территории ПНТЗ построен образовательный центр площадью 5 тыс. кв. м. Он оборудован лабораториями, симуляторами трубопрокатных станов и другими обучающими технологиями от ведущих компаний мира. Инвестиции в программу составляют порядка 700 млн руб., около 200 млн из них — средства областного бюджета. Центр начал обучать первых студентов осенью прошлого года», — отмечает Эвелина Григорьева, заместитель генерального директора ЧТПЗ по связям с общественностью. Тем самым предприятие решает одну из наиболее острых проблем промышленников, стоящую на пути модернизации, — дефицит профессиональных кадров. Другие метхолдинги действуют по схожей схеме и реализуют комплексные инвестпрограммы. Так, ТМК в рамках 10-летней программы запустила совместный проект с РОСНАНО на Синарском трубном заводе (подробнее — на с. 44).
По мнению Владимира Машкова, советника председателя свердловского правительства, новой точкой роста металлургического комплекса может стать продукция для авиации. «Авиастроительные корпорации снова начинают работать: разработка и запуск самолета Ил-476 тому подтверждение. А значит, увеличится и спрос на металлургическую продукцию на внутреннем рынке. Если посмотреть на промышленников, то и они вновь вышли на традиционные советские рынки — возобновляют торговые связи с арабскими странами», — рассказывает г-н Машков. О планах выпускать новый тип ближнемагистральных самолетов заявил «УГМК-Холдинг»: первые машины должны появиться на рынке уже в 2015 г. Но производить их будут не на Урале, а на чешском заводе Aircraft Industries в Куновице, 51% акций которого принадлежит УГМК.
Откуда берутся деньги
Планы промышленников тормозит тривиальная причина — недостаток средств. Кредиты по-прежнему доступны далеко не всем, говорит Анатолий Сысоев, председатель комитета СОСПП по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями: «Если цена кредита 15%, то рентабельность производства должна быть 25-30%. Попробуй заложить в себестоимость кредит под 25% — и останется только закрыться. К тому же банки очень долго оформляют бумаги — до полугода. Требуют высоких залоговых обязательств». Многие средние и крупные предприятия не готовы кредитоваться. Банкиры констатируют: в последние два года число солидных инвестпроектов и заявок на финансирование уменьшилось. «Кризис 2008 г. не прошел даром. Предприниматели по возможности стараются ориентироваться на собственные средства», — поясняет президент УБРиР Антон Соловьев.
К другим финансовым инструментам подход еще более осторожный. «За два года было очень мало выпусков облигаций и тем более акций на западных площадках. Размещениями на внутреннем рынке тоже никто не отличился. Многие заменили рыночные инструменты на кредиты госбанков, что, на мой взгляд, шаг назад», — рассуждает Константин Селянин, начальник управления финансовых рынков Уральского межрегионального банка.
Удача в 2011-2012 гг. сопутствовала предприятиям, успевшим влиться в крупные инфраструктурные проекты. Так, завод «Уральские локомотивы» создал совместное производство с Siemens AG. «Количество заказов в рамках программы по обновлению подвижного состава РЖД у них огромное. Такое СП тянет за собой целую цепочку предприятий-поставщиков — их более 30: Уралэлектромаш поставляет двигатели, НПО автоматики — системы управления. Это дает возможность машиностроителям восстанавливать позиции», — комментирует г-н Бухмастов. Другой пример продемонстрировали собственники обанкротившегося оборонного завода Уралсельмаш в Бисерти. «Предприятие было внесено в список стратегически важных, и конкурсному управляющему не разрешали продавать имущество по частям. Но один из собственников, он же экс-директор, умудрился один из цехов выкупить и наладил там производство фитингов, отводов из пластика для систем водопроводов и канализации. И теперь живет как кум королю. Он говорит: «Я готов отлить и поставить бюсты Дмитрия Медведева и Владимира Путина у себя на предприятии, потому что они вложили деньги в реформу ЖКХ, и я теперь работаю по системе Toyota — без складов», — рассказывает Андрей Бухмастов.
Положительные перемены в 2011 г. наметились для производителей стройматериалов, которые до этого испытывали спад. «Во второй половине 2011 г. «на северах», и в первую очередь на Ямале, возобновились большие стройки. Свердловские производители снова стали востребованными. К ним пошли деньги», — отмечает г-н Сысоев.
Александр Комиссаров, генеральный директор ЗАО «Мегамарт», предлагает рассматривать продуктовый ритейл как индикатор состояния экономики региона: «Мы работаем в разных городах Свердловской области и, по сути, мониторим всю ее территорию. С одной стороны, наблюдается рост покупательской активности относительно кризисных 2008-2009 гг. Растет не только частота покупок, но и размер среднего чека. С другой стороны, мы начали испытывать дефицит рабочей силы. Параллельно поднялись ставки аренды коммерческих площадей. Ситуация меняется с каждым месяцем. Это говорит о росте деловой активности и улучшении экономического положения региона в целом».
Кластерный долгострой
Кластерную политику в Свердловской области начал проводить Александр Мишарин, возглавлявший регион в 2009-2012 гг. Летом 2011-го металлургия оправилась от кризиса, но по итогам года дефицит бюджета составил 6,4 млрд руб. Губернатор намеревался диверсифицировать экономику области за счет машиностроения, химической промышленности, фармацевтики и ИТ. Точками роста должны стать отраслевые кластеры. В планах до сих пор значится, что до 2015 г. их число достигнет десяти.
На сегодня действуют два кластера — фармацевтический и ИТ. Оба созданы по инициативе самих участников рынка. Итоги работы за два года разные: если фармацевтический в 2012 г. в рамках соглашения между властями Свердловской области и правительством Чечни получил крупный заказ и открыл диализную клинику в Грозном, то ИТ-кластер безуспешно продолжает выбивать создание бизнес-инкубатора для стартапов.
Остальные кластеры (трубный, химический, железнодорожного машиностроения и др.) находятся в процессе формирования. В частности, трубный кластер, созданный на площадке Синарского трубного завода (СинТЗ, входит в ТМК) в Каменске-Уральском сейчас объединяет бывшие собственные структурные подразделения, выведенные в отдельные юрлица («Синара-благоустройство», «Синара-Ремстрой», «Синара-проект», РТЦС «Синара» и др. — всего 11). Как рассказал «ДК» Николай Трутнев, технический директор СинТЗ, в течение года планируется привлечь еще ряд сторонних резидентов: «Наш завод подавал заявку в программу создания индустриальных парков. При положительном решении мы рассчитываем, что дороги и коммуникации под энергоносители для участников кластера будут построены за счет бюджетных средств. С нашей стороны — все необходимые энергоресурсы. Кроме того, плюсом к 40 га нашей территории под индустриальный парк муниципалитет выделит еще 30 га, а городской округ — порядка 100 га. Это позволит создать на площадке несколько серьезных производств. С потенциальными резидентами ведутся переговоры. В частности, здесь может развернуть свое новое производство каменский механо-литейный завод».
Кластеры в Свердловской области могут развиваться быстрее, уверен Анатолий Сысоев, но этому мешает их юридический статус: «Наши кластеры оформлены как некоммерческие организации. Это значит, что прибыли они не получают. Но на одном энтузиазме не прожить. Крупным кластером нужно управлять, не обойтись без топ-менеджеров. А за счет чего их содержать? Поэтому кластеры малоэффективны, поэтому сроки создания растягиваются». По словам эксперта, более правильно использовать модель развития моногородов — формировать кластер вокруг одного крупного предприятия. «Непрофильные производства или небольшие заказы логично отдавать малым и средним предприятиям в составе кластера. Во всем развитом мире — в США, Японии, странах Европы — кластеры работают именно так. Для головного завода это возможность сосредоточиться на профильном производстве, а малые и средние предприятия закрывают вопрос поиска рынков сбыта», — резюмирует г-н Сысоев.
Параллельно с кластерной политикой в Свердловской области продолжают заниматься созданием совместных предприятий с зарубежными компаниями. Александр Петров считает СП инструментом, который позволит обновить устаревшие мощности на взаимовыгодных условиях: «Мы крайне заинтересованы в привлечении новых технологий, поэтому сегодня ведем переговоры сразу с несколькими фирмами о создании совместных предприятий — в первую очередь станкосборочных и инструментальных производств». Г-н Бухмастов приводит пример такой синергии: Камышловский электротехнический завод (входит в группу «ЭЛТЕЗА», 50% минус 1 акция принадлежит канадской компании Bombardier) в 2011 г. начал техперевооружение и закупил итальянское оборудование для гидравлического цеха. Сейчас, оценивает Андрей Бухмастов, по качеству предприятие может конкурировать с такими игроками, как Siemens.
Антонина Курносенко,
Сергей Дружинин
Наполнили бюджет
Свердловский Минфин выбрал 26 лучших налогоплательщиков из 60 заявившихся на конкурс. Вклад победителей в консолидированный бюджет региона в 2011 г. составил 22 млрд руб. Среди участников особо выделяется депутат Заксобрания Игорь Ковпак.
В номинации «Организации»
ЗАО «Золото Северного Урала»
ОАО «Ураласбест»
ОАО «Святогор»
ОАО «Синарский
трубный завод»
ОАО «Металлургический завод
им. А.К. Серова»
ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор»
Уральский банк Сбербанка России
ОАО «Аэропорт Кольцово»
Свердловская железная дорога — филиал ОАО «РЖД»
ОАО «НПК «Уралвагонзавод»
ОАО «Газпромнефть-Урал»
ОАО «Вторая грузовая компания»
ООО «Газпром трансгаз
Екатеринбург»
ОАО «УГМК-Холдинг»
ОАО «Уралэлектромедь»
ЗАО «Ренова-СтройГруп-Академическое»
В номинации «Предприятия малого и среднего бизнеса»
ЗАО «АПК «Белореченский»
ООО «Белоярская фабрика
асбокартонных изделий»
ЗАО «Урал-ТрансТелеКом»
ОАО «Водоканал»
ОАО «Молочная Благодать»
ЗАО «Мелиострой»
ООО «ЛЕВ»
ОАО «Трест «Уралтрансспецстрой»
ЗАО «Уральская большегрузная
техника — Уралвагонзавод»
В номинации «Физические лица»
Игорь Ковпак
Источник: Минфин Свердловской области.
Самые громкие сделки M & A 2011-2012 гг. в Екатеринбурге
Февраль 2011 г.
Руслан Байсаров (Москва) стал совладельцем Русской медной компании (РМК). Он приобрел 20% Russian Copper Company Ltd (владеет активами РМК), 80% которой через First Capital принадлежат основному бенефициару РМК Игорю Алтушкину.
Март 2011 г.
Олег Колесников (Челябинск) купил ТС «Купец» за 1 млрд руб. Свои доли ему продали Олег Хан и Олег Сотников.
Март 2011 г.
«Уралсвязьинформ» заявил о прекращении деятельности в связи с присоединением к «Ростелекому».
Май 2011 г.
Финансовая группа «Резерв» Александра Иванова приобрела страховую компанию «Мединком». Сделку оценили в сумму от 40 до 100 млн руб.
Июнь 2011 г.
Альфа-Банк завершил санацию банка «Северная казна», начатую в конце 2008 г. Свердловский банк официально прекратил существование.
Октябрь 2011 г.
Unilever приобрела 82% акций концерна «Калина» за 390 млн евро. Консолидацию 100% акций «Калины» европейский концерн завершил летом 2012 г.
Январь 2012 г.
Металлотрейдер Highmetals KDS купил проблемные заводы «Режникель» и «Уфалейникель». Заявленная цель — модернизация производств. Но уже в конце лета собственник обратился к властям с просьбой забрать никелевые активы.
Февраль 2012 г.
ГК АСК (системы промышленной автоматизации) вышла из состава LETA Group — управляющей компании в сфере ИТ. Новый собственник, Кушвинский завод высоковольтного оборудования, обещал направить на развитие 100-150 млн руб.
Март 2012 г.
ТНК-BP стала владельцем топливозаправочного комплекса аэропорта Кольцово. Совет директоров холдинга одобрил покупку 100% уставного капитала (10 тыс. акций) ТЗК «Кольцово» за $30 млн, а также 100% компании «ТЗК-Актив» за $70 млн.
Апрель 2012 г.
«Ролси» Андрея Гостяева купила контрольный пакет «Евро-Азиатского международного транспортно-логистического центра» (ЕАМТЛЦ) у «дочки» РЖД, московского ОАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий». Цель — достроить к 2015 г. грузовой хаб на базе ЕАМТЛЦ. Сделку оценили в сумму до 50 млн руб.
Июль 2012 г.
ВТБ стал акционером Серовского завода ферросплавов, купив 10% акций у казахстанского сырьевого холдинга Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC).
Сделка в процессе
Свердловское правительство подписало меморандум о продаже Верхнесинячихинского и Алапаевского металлургических заводов. Наиболее вероятные покупатели — казахстанская ENRC и компания из Белоруссии. Сделка может быть закрыта до конца октября.
Источник: «ДК».