Меню

У бизнеса нет веры: уральские предприниматели привыкли к «болоту» стагнации. ИССЛЕДОВАНИЕ

Автор фото: Ринат Хасанов. Иллюстрация: DK.RU

«Вроде и хорошо все, даже бизнес растет и проекты идут. Но ощущение будущего совершенно убитое». Настроение предпринимателей — «улыбаемся и пашем»: не паникуют, но уверенности в завтра им не хватает.

Самочувствие среднего бизнеса в Свердловской области ухудшилось по сравнению с прошлым годом, а административным климатом в регионе он недоволен еще сильнее, чем раньше. При этом большинство предпринимателей заявляют, что готовы инвестировать в свой бизнес, но на практике часто оказывается иначе. Таковы основные результаты пятого исследования среднего бизнеса, которое провели «Деловой квартал» и Райффайзенбанк. С 2014 г., когда ситуация выглядела намного легче, предпринимательские настроения сильно изменились из-за шокового кризиса начала 2015 г. и последующего слабого восстановления, почти стагнации. 

Сейчас складывается несколько иная обстановка: доля предпринимателей-«оптимистов» немногим выше доли «пессимистов», однако последних стало в разы больше по сравнению с прошлым годом. По итогам января-апреля 2017 г. лишь 9% респондентов сказали, что ситуация стала незначительно хуже, а категорически негативных оценок не было вовсе. Сейчас же о некотором спаде заявили почти треть опрошенных бизнесменов, а примерно каждый десятый считает, что дела у него пошли гораздо хуже. В то же время сейчас заметно больше предпринимателей ожидают скорее положительных изменений, чем отсутствия каких-либо сдвигов. 

 
Бизнес все взвешенней в оценках

По сравнению с первым исследованием доля предпринимателей с опытом до 3 лет и до 10 лет существенно уменьшилась — 50% опрошенных приходится на собственников, которые занимаются своим делом более 20 лет. Любопытно, что в 2014-2015 гг., согласно опросам, более 50% приходилось на бизнесменов с опытом от 3 до 10 лет — сейчас же их доля сократилась более чем в пять раз. То есть сейчас основу региональной экономики составляют предприниматели-старожилы. 

Интересно проследить, как менялись ответы владельцев среднего бизнеса со времени первого опроса. В 2014 г. лишь 7,8% респондентов признавали, что результаты работы их компании несколько ухудшились, и 14,7% опрошенных опасались, что это настигнет их в 2015 г. Однако в реальности об ухудшении ситуации с апреля 2014 по апрель 2015 гг. заявили сразу 47% опрошенных. В период с апреля 2016 по апрель 2017 гг. их доля выросла уже до 52%.

Некоторый позитив наметился лишь в прошлом году: респонденты избежали категоричных оценок, но 55% опрошенных указали на улучшение ситуации, а на некоторое ухудшение — всего 9%. 36% респондентов посчитали, что ничего не изменилось. 

Сейчас же доля тех, кто положительно оценивает развитие своего бизнеса, несколько превысила число тех, кто заметил больше отрицательных перемен: 46,3% против 40,7%. И спада показателей бизнеса до конца 2018 г. ждет почти каждый пятый (18%), тогда как больше половины (58%) надеются на рост — и доля «уверенных» оптимистов лишь немногим ниже доли «неуверенных». 

В Райффайзенбанке ожидали, что предприятия, работающие в «проблемных» отраслях, будут настроены более пессимистично: без грандиозных планов, без позитивного взгляда на состояние своего бизнеса. Однако это предположение не подтвердилось.

 

В любой отрасли есть эффективные компании с профессиональным управлением, готовые динамично развиваться в ближайшие годы. А вот тональность ответов точно зависит от срока существования компании на рынке: бизнесмены с опытом работы 15–20 лет более спокойны в оценках, менее критичны, полагаются лишь на себя, и для этого есть основания. Представители «молодых» компаний охотнее дают обратную связь, но при этом их суждения часто имеют крайне негативную или крайне позитивную окраску, — комментирует результаты исследования Виталий Милованов, директор регионального центра «Уральский» Райффайзенбанка. 

 

Спрос есть, уверенности нет

Средний бизнес хочет предсказуемости от своих партнеров и от рынка, констатируют в Райффайзенбанке. Как отмечают аналитики банка, не очень позитивный взгляд предпринимателей на будущее исходит в том числе из статистики потребительского спроса и статистики промышленности — многие участники опроса относятся к производственной сфере и ритейлу. 

В перспективе ближайших месяцев мы не видим ни одного значимого позитивного фактора, который мог бы поддержать потребительскую уверенность и/или доходы населения, — пишут аналитики Райффайзенбанка.

Рост оборота розничной торговли мог бы достигнуть 3,5% год к году при сохранении текущей динамики. Но эксперты банка ожидают, что она несколько ухудшится к концу года из-за планового повышения НДС, и рост замедлится до уровня 3–3,2%. В то же время динамика реальных доходов населения выходит на нулевую отметку по итогам этого года — 0–0,1%. 

В перспективе промышленность выглядит достаточно слабой на фоне невысоких темпов роста внутреннего спроса: опережающие индикаторы указывают на снижение предпринимательской уверенности. В Райффайзенбанке также не ожидают заметного ускорения выпуска продукции, связанного с ослаблением рубля. В целом масштаб девальвации пока не столь высок, тогда как заметное отложенное ускорение промышленности может наблюдаться при ослаблении курса нацвалюты от 20–30%. Кроме того, на экспортеров может негативно влиять внешняя конъюнктура — например, снижение спроса на металлы со стороны Китая.

«Вроде и хорошо все, даже бизнес растет и проекты идут. Но ощущение будущего совершенно убитое», — анонимно рассказал DK.RU один из предпринимателей. У бизнеса нет веры в будущее, считает он. 

Ситуация на самом деле странная. Последнее время наблюдаю достаточно резкое снижение конкуренции в «сложных» секторах. То есть вижу сразу несколько направлений, в которых можно развиваться без существенных вложений в рекламу, основные средства и тому подобное. Такое впечатление, что малому и среднему бизнесу стало неинтересно развитие, долгосрочные инвестиции, вложения в людей и длинные процессы. Если есть деньги, то они скорее выводятся из бизнеса. При этом нельзя сказать, что нет спроса. Напротив, он есть. Понимаю, что одно рядом с другим смотрится как парадокс и противоречие, но ощущение именно такое. Что-то типа движения по инерции, когда массивные части еще вовсю крутятся, и скорее всего, будут крутиться долго, а вот те, что поменьше, встают и даже вываливаются из общего механизма. Пропал азарт, вера в будущее, желание перемен к лучшему. Найти «горящего» своим делом коммерсанта все сложнее...  хотя крупные компании, скорее всего, подобных процессов еще не замечают, — рассказал собственник среднего бизнеса. 

При этом, согласно опросу, предприниматели не готовы сообщать о своих планах по снижению объемов производства, продаже или даже закрытию компании: на словах все собираются увеличивать или хотя бы поддерживать свой бизнес на плаву. 

 

 

 

 

 

 

 

Бизнес видит мало толку от госпомощи

Большинство предпринимателей средней руки не считает нужным вступать в бизнес-объединения и отраслевые союзы, а также обращаться за помощью в государственные фонды поддержки. Те, кто все-таки прибегал к их помощи, в большинстве случаев не считают обращение к ним полезным — 67,5% против 32,5% тех, кому там все-таки помогли. 

Часто клиенты среднего бизнеса недовольны, что их проекты не финансируют ни фонды, ни банки, — говорит Виталий Милованов. — Те, кто сейчас быстро растет, часто выбирают агрессивную инвестиционную стратегию, несоизмеримую с возможностями, в том числе и возможностями финансирования своих проектов. Начиная проект, нужно всегда иметь стабильное финансовое плечо. Типичная ошибка многих менеджеров и собственников — надежда на то, что в случае чего удастся «перехватиться».

Последние годы предпочтения бизнеса практически не меняются. Предпринимателям нужна косвенная и прямая финансовая поддержка: налоговые каникулы для новых производств, а также прямые субсидии и компенсация затрат на производственные инвестиции и кредитные ставки. Частые запросы: налаживание связей между малыми, средними и крупными компаниями и снижение максимального количества налоговых проверок на одну организацию в год.

Как показывает опрос, у бизнеса практически нет проблем с краткосрочным финансированием, а вот привлечь кредиты на срок от пяти лет очень сложно. Кроме того, у бизнеса жесткий дефицит грамотных руководителей, что не распространяется на линейный персонал и рабочих — их найти вовсе не сложно.

Еще больше трудностей уральский средний бизнес испытывает трудности с получением контрактов крупных компаний, госзаказом и выходом на зарубежные рынки.

Примечание: в данном случае показатели могут оказаться не вполне корректными из-за отсутствия ответов со стороны части респондентов. 

Судя по ответам, предприниматели не ждут от власти ничего особенного. Действия, которые правительство Свердловской области могло бы предпринять для повышения эффективности взаимодействия среднего бизнеса и власти, собственники компаний почти не оценивают как приоритетные. Предприниматели чаще давали высокую оценку необходимости действий только в двух случаях: допуск представителей бизнеса в коллегиальные органы власти (коллегии министерств, координационные комиссии и т.п.) участие бизнеса в разработке стратегических документов области. 

 

Вкладывать — только в производство

По сравнению с прошлым годом ситуация сменилась на противоположную: в 2017 г. о готовности вкладывать в бизнес заявляли лишь 34% респондентов, сейчас же их доля выросла более чем вдвое. Большинство предпринимателей по-прежнему планирует вкладывать деньги только в модернизацию и расширение производства. Однако в этом году бизнес показал неожиданно высокую готовность инвестировать в рекламу и продвижение товаров и услуг — 16,6%. Тратить деньги на покупку других бизнесов предприниматели пока не готовы — или не хотят афишировать эти планы.

У такого поведения есть разумные причины, полагают в Райффайзенбанке. Сейчас у управленцев оптимальная квалификация, адаптивность к внешним и внутренним изменениям повысилась, предполагает Виталий Милованов. А неготовность клиентов развивать непрофильные проекты на заемные деньги — позитивный момент с точки зрения банка.

Банк, предоставляя финансирование, рассматривает один бизнес, оценивая риски определенной отрасли, определенного продукта. Если же клиент решает использовать кредитную линию на непрофильный проект, который в итоге не приносит дохода, на который рассчитывал клиент, могут возникнуть трудности в обслуживании долга, — считает топ-менеджер Райффайзенбанка.

Кроме того, согласно официальной статистике, инвестиционный рост сейчас близок к остановке.  

 

Методика исследования

Мониторинг среднего бизнеса — совместный проект DK.RU и Райффайзенбанка, проводится с 2014 г. при поддержке правительства Свердловской области. Задачи исследования — отразить консолидированное мнение субъектов среднего бизнеса Екатеринбурга и Свердловской области о текущем уровне взаимоотношений с властными структурами и крупными предприятиями; обозначить наиболее острые проблемы, с которыми сталкивается средний бизнес в этих отношениях; отразить уровень самочувствия среднего бизнеса с точки зрения ожиданий предпринимателей и их видения перспектив.

Сроки и выборка исследования

Мониторинг проходил с 5 сентября по 5 октября 2018 г., участие в исследовании приняли 54 руководителя и собственника компаний, представляющих различные отрасли бизнеса, действующих в Свердловской области, с годовой консолидированной выручкой от 480 млн руб. до 5 млрд руб.

Как проходил мониторинг

Параметры для анкетирования представителей среднего бизнеса разработаны «Деловым кварталом» совместно с Министерством экономики Свердловской области в 2014 г. В 2014-2018 гг. специалисты Уральского филиала Райффайзенбанка провели добровольное анкетирование своих клиентов — руководителей и собственников средних предприятий — по заданной выборке.

Конечной целью мониторинга является разработка в 2018–2019 гг. нормативных правовых актов (проекты региональных законов, постановлений правительства Свердловской области, иные документы), затрагивающих интересы среднего бизнеса в регионе. Отчет будет направлен в правительство области, аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также отраслевым союзам.