В декабре Михаил Антипин, основной владелец универмагов ЦУМ и Пассаж, продал бизнес екатеринбургскому девелоперу «Малышева-73». В отдаленных планах покупателя — приобрести по возможности большинств
По словам Игоря Заводовского, соучредителя «Малышева-73», девелопер несколько лет вел переговоры с Михаилом Антипиным, но предприниматель не был готов продать объекты. «Так сложились обстоятельства, что в итоге сделка состоялась», — пояснил г-н Заводовский, не вдаваясь в детали. Г-н Антипин отказался комментировать событие. Источник «ДК», пожелавший сохранить анонимность, предположил, что Михаил Антипин решил продать бизнес в связи с достижением преклонного возраста (около 70 лет). «Последние лет пять он уже почти не занимался бизнесом, только приходил ненадолго. А объекты требуют серьезных усилий», — резюмировал собеседник. Сумму сделки в «Малышева-73» не разглашают, заявленные ранее в СМИ экспертные оценки в 1,4-1,7 млрд руб. Игорь Заводовский опровергает.
Среди совладельцев ОАО «ЦУМ», по данным СПАРК, значатся ООО «ЦУМ-Инвест» и 170 физических лиц. Непосредственно у г-на Антипина купили контрольный пакет, остальные акции компания приобрела у миноритарных акционеров, большинство из которых — топ-менеджеры магазинов.
Общая площадь объектов — 13,6 тыс. кв. м (ЦУМ — 7,1, Пассаж — 6,5 тыс. кв. м). Коммерческие показатели магазинов в последнее время оставляли желать много лучшего. По данным СПАРК, выручка ОАО «ЦУМ» по итогам 2006 г. — 644 млн руб., чистая прибыль — около 25 млн руб. Рентабельность объектов на тот момент была всего около 4%. При этом кредиторская задолженность ОАО «ЦУМ» превышала 100 млн руб. Покупатель надеется увеличить рентабельность в несколько раз.
Как именно изменится формат торговых площадей, в «Малышева-73» не решили. Сейчас девелопер совместно с консалтинговой компанией Colliers International работает над реконцепцией. Всего в реконструкцию обоих ТЦ девелопер планирует вложить 200 млн руб. Наибольших инвестиций потребуют объекты недвижимости, признал г-н Заводовский: «Состояние магазинов — так себе. Все, что внутри, нужно перестраивать. Будем благоустраивать прилегающие территории».
Эксперты обращают внимание, что площадь ЦУМа и Пассажа невелика. В частности, Леонид Базеров, владелец ТЦ «Успенский», считает объекты «мелочевочкой». Поэтому выбор торговых форматов для них ограничен, не исключено, что магазины останутся универмагами. Малые площади больше подходят для продаж брендов сегмента «выше среднего». «Мы пока не решили, бренды каких категорий разместим. У объектов фактически нет парковки, это делает их ближе к массовому формату», — рассуждает Игорь Заводовский.
Сегодня торговое окружение ЦУМа и Пассажа состоит из ТЦ «Успенский» и «Гринвич» (принадлежит «Малышева-73»). Весной 2008 г. рядом откроется ТЦ «Европа» (категория «средний+»), строится II очередь «Гринвича». Конкуренции как таковой здесь не будет, полагают эксперты: слишком велик людской трафик. Наиболее предпочтительный для компании вариант — скупка торговых точек, расположенных на ул. Вайнера. Однако пока г-н Заводовский говорит на эту тему сдержанно: «Мы бы никогда не отказались купить площади на ул. Вайнера. Но при обилии собственников одного желания тут мало. В идеале мы бы хотели выстроить единую концепцию торговой улицы».
По одной из версий, ранее претендовать на управление или покупку объектов подумывал г-н Базеров. Однако сам он говорит, что делал только примерный проект застройки торговой зоны на Вайнера, а приобретать не собирался.
Как оценивает Леонид Базеров, все универмаги советского происхождения в Екатеринбурге, Перми или Челябинске похожи. «Они расположены великолепно, но совершенно потеряли свое значение. Им нужны грамотные руки. К примеру, в Москве в ЦУМе продаются дорогие товары известных фирм (акции столичного ЦУМа уже выставляются на бирже. — Прим. ред.)», — подчеркивает он.