У нас нет культуры радоваться за успехи других. «Если где-то прибыло, значит в другом месте убыло», — считаем мы. На самом деле у этого недоверия есть исторический подтекст.
Дмитрий Волошин, основатель проекта «OTUS. Онлайн-образование», на своей странице в Facebook рассказал, почему, по его мнению, у нас вызывают большие вопросы чьи-либо рассказы о богатстве.
— Вы замечали, что у нас не то чтобы одобряют успех? Я сейчас про бизнес в общем, и отдельные проекты в частности. Вы замечали, что редко когда видишь, что искренне кто-то радуется за успех? Скажем, построили завод. Сразу комментарии: «Не, не запустят, кадров нет». Или мост построили. И сразу: «Сколько же там наворовали!». Кажется, что запуск ракеты Маском не так празднуется, как не запуск ракеты Роскосмосом. Я утверждаю, что это явление носит массовый, тотальный характер. Почему так? Давайте разберемся.
Строго говоря, еще в 14-15 веках такой подход был общепринятым. Мир казался маленькой, ограниченной и, главное, конечной площадью. В логике экономики того периода, зарабатывание денег в одном месте уменьшает их количество в другом. Иными словами, дефицит всего в замкнутой системе делает успех одних неудачей других. Автоматически.
Поэтому в католицизме поощрялась если не аскетичность, то умеренность. Истинный сын церкви не должен стяжать, он должен прилежно и, внимание, как все трудиться. И ему умеренно воздастся. Логично.
Дальше случился Адам Смит, эпоха изобретений, индустриализация. Появилось новое знание: мир с точки зрения ресурсов и возможностей существенно шире, глобальнее. И создание новых возможностей ведет к созданию новых рабочих мест. Откровением 17-18 веков стала мысль, что зарабатывание денег одними ведет к обогащению общества, всех. Это повлияло и на религиозные ценности.
Теперь стало грешновато накапливать, держать в кубышке. А вот работающие деньги, вложение капитала стало признаваться хорошим, праведным деянием. Богатый человек понемногу стал ассоциироваться с благодетелем. С тем, кто увеличивает общественное благо.
А что же произошло у нас? На протяжении всей жизни СССР мы имели закрытую экономику. Экономику ограниченных ресурсов и возможностей. Более того, экономику плановую, где пространство для маневра у предпринимателя было ограничено уголовным кодексом.
Общественное мнение формировалось ровно как в 14-15 веке: в условиях ограниченных ресурсов любое богатство является нечестно нажитым, греховным, потому что априори было отнято у кого-то. Это очень логично, и очень понятно. Потому до сих пор, уже в современной России, с немного более открытой экономикой, богатый человек считается почти что ворюгой. И потому многие не могут радоваться успехам других. Считая, что в этот момент что-то воруется у них самих.
Читайте также: «До кризиса было плохо, зато надежно». Как пережить сложные времена с пользой