«Люди все равно будут ездить на своих машинах и мешать». Новая схема движения вызвала массу вопросов чиновников и горожан. Как и когда изменится общественный транспорт — в материале DK.RU.
13 июля на ИННОПРОМе представили новую маршрутную сеть общественного транспорта Екатеринбурга. Изменения необходимы, говорит замглавы горадминистрации по транспорту, благоустройству и экологии Евгений Липович: после того как в 2007 г. правительство убрало из закона понятие «маршрутное такси», сформировалась избыточная маршрутная сеть. Через год, в июле 2017 г., планируется внедрить новую схему, в которой сократится количество дублирующих маршрутов – за счет этого планируется увеличить частоту движения подвижного состава и сократить время ожидания пассажиров на остановках.
Владимир Злоказов, представитель фонда «Город PRO» – организации, разрабатывавшей новую схему, отмечает: эффективный общественный транспорт должен позволять максимальному числу людей добираться до максимального числа мест в самое короткое время.
«Представьте, что ваша машина стоит в гараже, и утром вам нужно проехать через шлагбаум, который открывается раз в полчаса. Вам не нужна более быстрая машина, вам нужно, чтобы этот чертов шлагбаум открывался быстрее. Это то, что испытывают люди, которые ездят на общественном транспорте, когда их маршрут ходит редко. Сегодня у нас сеть нечастых маршрутов», – описывает он.
Вместо нынешней сети планируется внедрить схему, которая использует большее количество пересадок, но фактически позволяет добраться до необходимой точки быстрее. Г-н Злоказов говорит, что это позволит избежать ситуации, когда небольшие автобусы, которые ходят часто, набиты людьми, а трамваи с редкой интенсивностью ездят полупустыми. После изменений вместительный подвижной состав будет использоваться на самых востребованных отрезках, а малые автобусы – прежде всего в отдаленных районах.
Время ожидания практически всех новых маршрутов в городе должно составить менее 10 минут. К примеру, вместо 30 трамвайных маршрутов будет насчитываться всего девять, и по подсчетам, в зоне 30-минутной доступности из центра будет жить на 10% больше людей. К примеру, если количество маршрутов сократится в три раза, то время движения конкретного пассажира уменьшится всего на пять минут, с 45 до 40.
Г-н Липович добавляет: изменить схему движения общественного транспорта планируется в июле 2017 г., когда закончатся муниципальные контракты с частными перевозчиками. Прекращать работу с ними не будут, если компании согласятся соблюдать новые правила игры, например, вести 100-процентный учет движения пассажиров, добавляет он. Стоимость проезда в общественном транспорте для жителей вырасти не должна, однако для внедрения почасовой схемы оплаты необходимо снизить зависимость движения трамваев и автобусов от пробок.
Новая схема вызвала множество вопросов руководителей свердловского правительства и администрации города. Так, свердловский вице-премьер Сергей Швиндт задался вопросом, не получится ли при такой интенсивности движения вереницы из трамваев на ключевых перекрестках, которая не позволит им разъезжаться, и выдержит ли энергоснабжение.
«Я вас уверяю, если вы в одном месте в любое время соберете пробку из 10-15 трамваев на одном из ключевых перекрестков, то мы будем рассасывать ее в течение полудня, и никогда этот интервал соблюдаться не будет!», – предостерег чиновник.
Разработчики говорят, что изменения практически не скажутся на нагрузке электросети, а количество подвижного состава останется прежним.
«Мы прорабатывали этот вопрос со специалистами трамвайно-троллейбусного управления: да, это возможно, и да, это будет ехать», – ответил г-н Злоказов.
Насколько чаще люди станут пользоваться общественным транспортом при новой схеме, авторы разработки пока не говорят. По словам представителей фонда, есть все основания ожидать роста пассажиропотока, но в первые месяцы он может быть очень волатильным: сначала просесть, а потом резко вырасти. Об этом предупреждал и Джарретт Уокер, американский эксперт в сфере общественного транспорта, которого приглашали в Екатеринбург для разработки изменений.
Однако некоторые люди в принципе не готовы отказаться от личного автомобиля, если трамваи, троллейбусы и автобусы будут стоять в тех же пробках.
«Что заставит меня пересесть на общественный транспорт? Скорость его продвижения по нашим магистралям. Вы об этом ничего не сказали. На ул. Луначарского в 17-19 часов автобусы и трамваи стоят наглухо. Надо сделать выделенные линии: на Западе автобус подъезжает к перекрестку, нажимает кнопку, и ему загорается зелены свет. Люди все равно будут ездить на своих машинах и мешать. Наверно, вы мечтаете», – возразил докладчикам один из присутствующих в зале.
Ответить на реплику взялся вице-мэр Липович, который заявил: перемены неизбежны – места для автомобилей в городе все меньше и меньше.
«Не так давно у нас был известный транспортный эксперт, профессор Блинкин. Он подробно объяснил анализ всех российских городов и дал четкий ответ: мы исчерпали возможности нашей улично-дорожной сети в рамках продолжающейся автомобилизации. Малейшие попытки подстроить город под рост количества личного автотранспорта не приведут ни к чему хорошему. У нас нет ни достаточно просторных дорог, ни места для хранения автомобилей: сейчас в городе зарегистрировано 620 тыс. машин, а в 2000 г. было 172 тыс. У нас просто нет другого выхода, кроме как объяснять населению, что необходимо пользоваться общественным транспортом. Да, он должен быть удобным, но прежде всего – ходить ритмично и часто», – рассказал чиновник.
Но большие капзатраты на выделение большого числа выделенных полос общественного транспорта город позволить себе не может, признает г-н Липович. Поэтому ставка делается прежде всего на дисциплированность водителей и нанесение разметки полос, в том числе для трамваев.
Впрочем, как подчеркивает вице-мэр, тема оптимизации маршрутной сети только начала подниматься:
«Это достаточно сырой материал, который сейчас вышел на этап обсуждения. Поэтому мы предстоит еще много встреч и обсуждений – сегодня мы сделали только задел».
Скриншоты: ekatransit.ru