DVI заявила о намерении создать в крупных городах России сеть торгово-развлекательных центров площадью от 40 до 80 тыс. кв. м несколько лет назад. Формат 40 тыс. кв. м рассматривается как дополните
DVI заявила о намерении создать в крупных городах России сеть торгово-развлекательных центров площадью от 40 до 80 тыс. кв. м несколько лет назад. Формат 40 тыс. кв. м рассматривается как дополнительный вариант для тех случаев, когда в городе будут возводить сразу два центра. В ближайшие 3-4 года предполагается построить не менее семи комплексов стоимостью $20-30 млн каждый. Первый ТЦ «Столица» площадью 30 тыс. кв.м открылся в ноябре 2004 г. в Перми — в промышленном районе, соединяющем центр города и аэропорт. Соинвесторами проекта стали компании «Спортмастер», «Старик Хоттабыч», «Л`Этуаль», «М.Видео» и пермская продуктовая сеть «СемьЯ» — они выкупили свои площади по ценам от $700 до $1,7 тыс. за кв. м. По словам PR-менеджера DVI Оксаны Мысовой, компания начала строительство сети с Перми, поскольку до 2004 г. торговых заведений такого формата в городе не было.
Екатеринбургский торгово-развлекательный центр DVI построит на дублере Сибирского тракта, неподалеку от супермаркета «СтройАрсенал» — участок площадью 4,6 га компания приобрела в собственность еще в прошлом году. Одновременно с Екатеринбургом DVI начнет строительство еще одного ТРЦ в Волгограде, где девелопер получил в аренду 11 га земли с правом выкупа. В Челябинске, Саратове, Новосибирске и Красноярске компания пока присматривает участки. Финансирование будет смешанным — DVI использует собственные средства, деньги соинвесторов и банковские кредиты. По екатеринбургскому проекту договор подписан пока только с «М.Видео», достигнуты предварительные договоренности со Сбербанком. Одним из якорных арендаторов может стать московская сеть «Перекресток», хотя в DVI говорят, что готовы сотрудничать с местными продовольственными ритейлерами. По данным DVI, руководство компании рассматривает предложения супермаркета «Кировский» и сети «Монетка». Название для строящегося объекта еще не подобрали, известно лишь, что оно будет отличаться от пермского, так как слово «столица» нельзя запатентовать.
Общая площадь ТРЦ в Екатеринбурге — около 54 тыс. кв. м. Из них 7 тыс. кв. м займет продуктовый гипермаркет; 4,3 тыс. кв. м — магазин бытовой электроники; 5 тыс. кв. м — 11-зальный кинотеатр; 5 тыс. кв. м — развлекательный центр и 3,5 тыс. кв. м — фудкорт (предприятие быстрого питания, кофейня и ресторан). Остальное пространство поделят торговцы спортивными товарами и парфюмерией, автосалон, боулинг на 30 дорожек и примерно сотня магазинов, рассчитанных в основном на средний ценовой уровень. Рядом с центром предусмотрена двухуровневая стоянка на 1100 машин. По предварительным оценкам, строительство обойдется в $20-25 млн. Наблюдатели отмечают, что для объекта такого масштаба можно было найти место получше — к территории будущего торгового центра нет удобных подъездов, однако руководство компании это не смущает. В планах DVI — организовать удобные заезды с Сибирского тракта и построить пешеходный переход из микрорайонов Синие Камни и Комсомольский.
Коммерческих проектов по созданию федеральных сетей торговых центров, подобных тому, что продвигает DVI, в России, как минимум, два. Это «Парк-Хаус» группы «Время» (Самара), открывшей два ТРЦ в Самаре и Волгограде, и «Екатерининский» компании «Кит Кэпитал» (Екатеринбург). Последняя взялась строить типовые ТЦ в Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском и Кургане. Первую попытку создать сеть торговых центров по всей стране предприняла в 2002 г. «Межбанковская инвестиционная группа» (МИГ), начавшая освоение регионов с Сибири. Однако на реализацию планов у группы не хватило денег. В том же 2002 г. бывший директор ТЦ «МИГа» в Красноярске Вячеслав Каминский основал компанию DVI. Разницу в стратегиях он объясняет просто: МИГ заявлял о строительстве торговых центров одновременно в 50 городах России. Я считаю, и в организационном, и в финансовом плане это невозможно. Мы планируем только то, что совершенно реально для нас выполнить — каждый год будем запускать 2-3 новых проекта.
Свои стратегические планы DVI связывает не только с развитием сети ТРЦ. Помимо строительства, продажи и сдачи торговых площадей в аренду, компания специализируется на разработке концепций ТРЦ и доверительном управлении объектами недвижимости.