Меню

У России перспектив больше, чем у развитых стран

Станислав ­Воскресенский ­заместитель министра экономического развития РФ Россия готова к различным сценариям развития мировой экономики значительно лучше, чем в 2008 г. Вот несколько аргументов.

Станислав ­Воскресенский ­заместитель министра экономического развития РФ
Россия готова к различным сценариям развития мировой экономики значительно лучше, чем в 2008 г. Вот несколько аргументов. Мы прогнозируем, что экономический рост в этом году составит около 4%, а инфляция будет самой низкой за последние 20 лет— примерно на уровне 7%. Кроме того, в стране несравненно устойчивее, чем в 2008 г., выглядит корпоративный сектор. За последние три года чистый долг десяти крупнейших пуб­личных компаний в долларовом эквиваленте снизился на 19%, а их валютные заимствования сократились на 40%. Выросло доверие и к банковской системе: за последние три года почти на 80% (до 10 трлн руб.) увеличились вклады в российских банках. Немаловажно, что в этом году был окончательно сформирован Таможенный союз. Фактически снятие барьеров между тремя странами означает рост рынка на 20%.
А вот относительно экономической ситуации в мире у нас очень тревожные прогнозы. Наши оценки всегда были более консервативны, чем мнения коллег из других стран. Например, Всемирный банк до сих пор дает оценки роста мировой экономики в ближайшие три года в коридоре 4,3-4,5%. Наши ожидания не превышают 4%. Да и то если удастся без шока пройти ситуацию с нестабильностью в периферийных государствах Европы и будет благоприятно развиваться рынок жилья в США. При этом основной рост сегодня уходит в развивающиеся страны, а стабильные экономики подрастут не более чем на 2%.
В правительстве РФ нет никаких иллюзий, что ситуация в мире может развиваться как-то по-другому. Мы придерживаемся основного прогноза с плановыми показателями роста на уровне 4%. Проводим стресс-тесты и на всякий случай проверяем, как будет вести себя экономика при разных сценариях развития событий на мировых рынках. Например, если цена на нефть опустится до $80 за баррель, рост ВВП сохранится на уровне 2-2,5% в год, а при падении до $60 и ниже ВВП может сократиться на 1,4-2%. Но у России есть одно выгодное отличие. В развитых странах бюджетные дефициты значительно выше, соотношение госдолга к ВВП достигает 60-70%, а в России не превышает 10%. Поэтому у нас сохраняется возможность маневра и запуска в случае острого кризиса фискальных стимулирующих программ. При этом мы можем остаться в «приличном» для развитых стран уровне дефицита, не превышающем 5% ВВП.
Для стимулирования роста российской экономики и формирования благоприятного инвестиционного климата мы создали Российский фонд прямых инвестиций. Сейчас его уставный капитал составляет $2 млрд, но в ближайшие годы будет увеличен до $10 млрд. Этот фонд имеет право софинансировать проекты иностранных инвесторов по созданию новых или модернизации существующих реальных производств. В первую очередь нас интересуют частные фонды прямых инвестиций и суверенные фонды иностранных государств. Это тот тип инвесторов, которые не очень хорошо понимают нашу страну, основываясь на информации из западных СМИ. Они уверены, что макроэкономически страна сильна, хотят работать в России, но им немного страшно. И мы их поддерживаем. Фонд уже подписал соглашение с Суверенным фондом Китая о совместных инвестициях в российскую экономику. Мы надеемся, что первые проекты по этому соглашению появятся до конца нынешнего или в первом квартале следующего года.
Большой шаг в этом году правительство сделало на пути формирования инвестклимата в регионах. Сейчас есть ряд территорий, где удалось добиться большого успеха в привлечении инвесторов, есть и такие, где ситуация похуже. Поэтому правительство РФ, ассоциация «Деловая Россия» и Агентство стратегических инициатив совместно разработали типовую программу для регионов. В ней подробно описано, какие управленческие решения может принять губернатор, чтобы инвестору было комфорт­но работать. Кроме того, мы создали фонд для выделения грантов лучшим регионам, которые будут активнее других расширять налоговую базу и привлекать инвестиции.
Для эффективного решения вопросов на местах на уровне полпредов был создан институт инвестиционных уполномоченных, которые станут помогать инвесторам противодействовать коррупции и бюрократии. Естественно, инвеступолномоченные— это временная мера. Если бы все рыночные институты в стране работали как положено, нам не понадобились бы такие «комиссары». Но пока идет становление этих институтов, они будут помогать в привлечении инвестиций в регионы.
Колонка написана на основе выступления на конференции Альфа-Банка «Российский банковский сектор: возможности и угрозы в новой реальности»