Меню

«У современного образования в России нет задачи воспитать думающего человека» / МНЕНИЕ

«Если хочешь сэкономить на репетиторах и высшем образовании — не скупись на дошкольное. Для формирования личности, дошкольный возраст самый важный». Колонка Вячеслава Нагибина для DK.RU.

Вячеслав Нагибин, основатель сети школ и детских садов «Согласие»:

— Существующая в России образовательная модель, как и вся государственная модель в целом, находится в глубоком кризисе. Но важно понимать, что из любого кризиса есть пути выхода.

За последние десять лет система образования в России кардинально изменилась. Во времена моего детства и юности перед школой, перед вузом стояла задача научить ребенка находить информацию. Я брал десять томов в библиотеке и каждый из них пролистывал, чтобы найти необходимый материал по теме. И то, на что я тратил месяц, сегодня Google выполнит за 15 минут. Задача поиска сегодня неактуальна.

Сегодняшнее образование — открытое образование, задачи которого — научить ребенка работать с большим количеством информации в социальном коллективе, а также научить его принимать решение.

Отличная учеба — не показатель умения принимать решения. Есть категория людей, успешно обучающихся. Они получают первое, второе, третье образование…  чуть ли не краснодипломники, но не умеют применять знания и принимать решения, их не научили этому.

Отмечу, что учить принимать решения нужно начинать еще в детском саду. А как этого добиться? Очень просто: в ходе постановочной детской игры, например, про Колобка. Разыгрываются сценки, детям предлагается выбрать для себя роль, и ребенок должен принять решение каким образом он будет представлять своего героя. Сегодня он собачка — как поступит собачка? А завтра станет зайчиком и т.д.

Если хочешь сэкономить на репетиторах и высшем образовании, не скупись на дошкольное. Для формирования личности, дошкольный возраст самый важный. Ребенок как росточек — пока он маленький, мы можем его так направить, а можем этак. Так и тут. Если развить память, то ребенок без проблем изучит и английский, и французский языки. Но если мы память не развили в раннем детстве, то потом хоть 12 репетиторов наймем, а толку получим ноль.

Сложно переоценить роль дошкольного образования, тем более в наши дни. Мое раннее детство проходило при бабушке, у которой было еще 7-8 внуков. И здесь действовал социальный механизм, дети учились друг у друга. А сегодня в семье один-два ребенка.

Весь ужас в том, что родители сегодня за ребенка решают всё. Малыш еще не успеет подумать, а взрослый уже бежит и подает ему желаемую игрушку.

Зачем у ребенка будет включаться вербальный механизм, если ему все и так дают? И опыт моих детей и внуков показал, что в полтора года у детей, посещающих детский сад, отлично включаются вербальные механизмы и мышление. В коллективе таких же сверстников никто за тебя не будет решать, ты должен научиться сам вступать в контакт, выражать свою мысль, взаимодействовать с окружающими, принимать решение с кем и как играть. Появляется задача перед мозгом, и он начинает ее выполнять. Сознание и мозговую деятельность нужно запускать.

Задумывались ли вы над тем, чему способна научить современная образовательная модель в России? Попробуйте ответить на вопрос: зачем ваш ребенок ходит в школу? А та организация, в которую вы ребенка отдаете, она выполняет задачи его развития, учит быть самостоятельным, уметь принимать решения?

Большинство людей — 80% — заявляют, что ребенок ходит в школу, чтобы удачно сдать ЕГЭ, ведь это «проходной билет» в вуз.

Поговорите с родителями десяти- или одиннадцатиклассника — они забывают обо всем на свете, только бы чадо сдало экзамен. А зачем ему высшее образование? Чтобы получить работу. Но, проучившись 11 лет, он стал просто носителем знаний, но так и не научился принимать решения, выходит из стен вуза и оказывается беспомощным. У нас, к сожалению, высшее образование преподают те, кто по профессии ни дня не работал.

Более того, у российского образования нет задачи выпустить из школы думающего человека. Об этом заявлял советник президента, бывший министр образования и науки Фурсенко. По его словам, задача школы — вырастить грамотного потребителя. Такую же позицию высказывает и нынешний глава министерства Ливанов:

«Зачем нам вкладываться в качественное образование, если те, кого мы учим, — все за границу уезжают?».

Получается, что у системы образования иные задачи, а значит, школа не может воспитать в ребенке то, что ему необходимо для жизни. В этой ситуации родителям, заинтересованным в образовании детей, необходимо искать выход. И он есть — нужно развивать негосударственное образование.

Для создания альтернативного открытого образования нужны неравнодушные родители и, конечно, бизнесмены.

Однако бизнес в сфере образования рискованный, отдачу видно только через 5-7-10 лет, современные же предприниматели вкладывается в проекты сроком в три года. Но есть еще один путь. Сегодня я предлагаю крупным компаниям организовать совместные сады-школы или заключить корпоративные договоры. Допустим, аэропорту. Представьте летчика или стюардессу, которые в полете думают не о работе, а о том, как там ребенок. Или в банке: операционисты трудятся до 22 часов, эти работники, думая о ребенке, могут совершить ошибку, стоящую банку больших денег.  Половина банковских работников сегодня, в этом признаются сами банкиры, это матери-одиночки. Время полдесятого, а она думает:

«Как там ребенок с соседкой? Покормила ли, уложила ли спать?».

Мы же можем организовать работу садика до 22.30, чтобы мать успела забрать ребенка. Кроме того, в частных садах услуги более качественные, дети меньше болеют, следовательно, матери меньше находятся на больничных. Но пока бизнес не спешит заключать такой договор, хотя интерес, безусловно, есть.

Я и мои коллеги почти 25 лет работаем с детьми от 1,5 до 18 лет, и мы готовы к сотрудничеству со всеми, кто неравнодушен к образованию и развитию собственных детей. Давайте делать нужное дело вместе.

Материал подготовила Анастасия Оборина