«В багажнике легко поместится сельская дискотека, между рядами сидений впору прокладывать телефонный провод, а чтобы забраться за руль, неплохо бы иметь передвижную лестницу». Тест-драйв на DK.RU.
Любой автомобиль состоит из одного и того же набора привычных частей: четыре колеса, двигатель, трансмиссия, руль, педали… Даже трехлетний ребенок сможет продолжить этот список самостоятельно.
Однако каждый автопроизводитель замешивает коктейль из веками опробованных ингредиентов по собственным фирменным рецептам, и крайне редко бывает, чтобы вкусы получившихся блюд напоминали друг друга. Отличия есть всегда — пусть даже в тончайших, едва различимых нюансах.
Кроссовер или седан? Спортивный хэтчбек или спортивное купе? Пафосный внедорожник или не менее пафосный лимузин? Несмотря на уверенно взятый мировым автопромом курс на универсализацию, от полного перехода на единые стандарты автомобильный мир, к счастью, еще очень далек.
У покупателя еще есть великолепная возможность выбирать сообразно собственным предпочтениям, потребностям, наконец, представлениям о красоте. Но чем шире выбор, тем сложнее его сделать.
Дмитрий Елизаров ездит на новых автомобилях за вас. Руководитель ряда тематических медиапроектов, автогонщик-любитель, мотоциклист-новичок, фотограф и просто большой поклонник автомобилей с огромным стажем, он не только не упустит случая прокатиться на каждой четырехколесной новинке, но и не преминет поковыряться в ее подноготной, нажать на все кнопки и опробовать все доступные режимы.
Он искренне уверен, что плохих автомобилей не бывает — каждому четырехколесному средству передвижения положен свой преданный покупатель. Нужно лишь, чтобы они нашли друг друга.
UAZ Patriot
Помню, в младшем школьном я как-то заворачивался в отцовский овчинный полушубок. Начитался художественной литературы про Советскую Армию — как солдаты на лесных ночевках на рукав шинели голову клали да полой укрывались вместо одеяла. Вот и решил попробовать. И был поистине шокирован тем, как легко я потерялся в тулупе отца, уж очень он был громоздок. UAZ Patriot, уж извините, вызывает схожие эмоции.
UAZ Patriot велик — в буквальном смысле слова — точно так же, как велико самому внедорожнику пафосное наименование, до сих пор отчего-то пишущееся латиницей. Его чересчур много — и в длину, и в высоту, и в деталях. В багажнике легко поместится сельская дискотека, между передними и задними сиденьями впору прокладывать телефонный провод, а чтобы забраться за руль, неплохо бы иметь под рукой передвижную лестницу. Впрочем, этот момент в Ульяновске все же предусмотрели, снабдив «Патриота» добротными подножками.
Высота UAZ Patriot с учетом рейлингов и антенны превышает два метра. Пусть на чуть-чуть, но все же…
Не верится, что создавая внедорожник, его разработчики имели в виду среднестатистического водителя. Кажется, он предназначен для неких доисторических гигантов, витязей огромного роста и с руками соответствующей длины. К слову, у них определенно должны быть и проблемы с позвоночником — уж очень странен профиль у спинки водительского сиденья, и даже регулировка поясничного упора не спасает положение. А длинные руки им нужны, чтобы без напряжения перехватывать внушительнейшее рулевое колесо и без проблем дотягиваться до рычага коробки передач.
Сам рычаг, конечно, комплексами по поводу своего размера тоже не страдает, но вот в чем штука: если на первые несколько передач моей руки еще достаточно, то чтобы оперировать пятой и задней, мне всерьез приходится тянуться вправо. Пару раз это обстоятельство сыграло со мной забавную шутку: пытаясь включить более низкую передачу не глядя, я промахивался мимо набалдашника и какое-то время удивленно хватал воздух.
Салон собран из непритязательного пластика, но по простору «Патриоту» в его ценовой нише конкурентов нет
Зеленая подсветка не напрягает глаза. Расход в 16,1 л на 100 км нам на обратном пути удалось еще уменьшить — примерно до 15,8.
Не верится, что обновляя внедорожник, его разработчики всерьез имели в виду возможность его городской эксплуатации. Помните это пресловутое «создан для бездорожья, обновлен для города»? Да, внешность «Патриота» стала чуть выразительнее, управление — проще, а комплектации — богаче. Но ведь исконные черты характера, заложенные буквально в уазовских генах, черты, которые взращены на ульяновской земле, — черты-то эти никуда не деваются! Какой, простите, город? А вот города как раз бывают разные. И поэтому мы повлекли все эти две с половиной тонны патриотичного металла куда-то в сторону Алапаевска.
Подвеска «Патриота» способна, кажется, выдержать любые экзерсисы и закидоны водителя. Только выдержат ли их пассажиры…
Преодоление подъемов, учитывая возможности понижающего ряда трансмиссии, для внедорожника — детская задачка
Какое-то время назад, во время первого знакомства с обновленным «Патриотом», я не верил еще в одно — что у меня хватит смелости, силы воли и прочих чисто мужских вещей, чтобы преодолеть на внедорожнике порог в 120 км/ч. На этот раз я рискнул разогнаться до ста пятидесяти.
Оказалось, что «Патриот» действительно на это способен, но чтобы выдержать такую скорость хоть сколько-нибудь продолжительное время, придется прилагать сознательные усилия. Внедорожник гуляет по траектории, как перебравший селянин, несмотря на задний стабилизатор, а уж шумит…
Если не превышать некоего разумного порога скорости, «Патриот» на ходу вполне комфортен и тих. Но за этим порогом впору затыкать уши
Эдакий ненастроенный оркестр, вырвавшийся из-под контроля слабовольного дирижера. Подвывает ветер в лопушистых зеркалах, поскрипывает рулевая колонка, басит на одной хриплой ноте мотор, металлически лязгает на переключениях коробка…
На обратном пути я поймал себя на мысли, что снижаю скорость до умеренных 90-100 км/ч, когда напарнику приходится говорить по телефону — просто для того, чтобы ему можно было именно говорить, а не перекрикивать ансамбль из Ульяновска. Именно диапазон «от восьмидесяти до ста», то есть самые что ни на есть легитимные скорости — будут для «Патриота» оптимальным крейсерским режимом на асфальтовых лиазонах. Ну, а на грунтовых спецучастках — если их подбирать, конечно, по способностям — разгоняться вообще не придется.
Просторное водительское кресло удобным не назовешь — из-за выталкивающего профиля спинки. В этой комплектации отделка интерьера именуется «Люкс»
У задних пассажиров — плоский диван, собственный отопитель и невообразимое количество свободного места, а в дорогих версиях — еще и подогрев
Все задания, которые мы смогли найти для внедорожника в успевшем просохнуть лесу, «Патриот» съел и не поморщился. Просил добротной грязи на десерт, но не располагал, к сожалению, соответствующими приборами. Дорогая комплектация «Лимитед», одной из примет которой служат 18-дюймовые диски, сопровождается уж больно асфальтовой резиной, которая в липкой глине моментально замыливается и лишает внедорожник изрядной доли его потенциала.
Говорят, что «шестнадчики» более доступных версий ведут себя на бездорожье адекватнее, и многие обеспеченные и осведомленные покупатели дорогих «Патриотов» просят ставить именно их.
Ходы подвески у внедорожника на поверку оказались не так уж и велики, но с диагональным вывешиванием он справился без проблем
Симпатичные шины размерностью 245/60 R18 в глинистой грязи мгновенно превращаются в слики
В сухом же логу ульяновскому детищу было откровенно скучновато. Выяснилось, например, что для преодоления немаленькой крутизны подъема внедорожнику даже не требуются манипуляции с акселератором. Достаточно задействовать понижающий ряд в трансмиссии — и тяги архаичного 2,7-литрового бензинового мотора, развивающего всего 134 л.с., достаточно, чтобы забраться на кручу на холостом ходу.
Выяснилось, что мосты и рессоры в подвеске, сущее бедствие для задних пассажиров на асфальте, отлично справляются с любыми грунтовыми неровностями на любой скорости (да, мы все же попробовали разогнаться, причем там, где до этого, судя по следам, меланхолично прополз трактор).
Длиннейший руль, на который при парковке приходится буквально наматываться, позволяет с высокой точностью маневрировать между соснами. И так далее, и так далее.
Раздаточная коробка не только получила удобную рукоятку управления, но и избавилась, по слухам, от некоторых глюков. К слову (опять же, по слухам), в Ульяновске всерьез подумывают снабдить «Патриот» автоматом — и двухлитровым турбомотором!
Бортовой «Навителовский» навигатор так и не смог найти ни одного спутника, помещая нас то где-то между Триполи и Дамаском, то куда-то в район Ростова-на-Дону. Мультимедийная система умеет показывать картинки и воспроизводить видео, а еще располагает камерой заднего вида и — вы не поверите — цифровым компасом!
Но вот в чем закавыка: даже такие относительно легкие испытания не остались без последствий. У вышеупомянутого оркестра появился новый солист — дребезжащий кожух вентилятора, а сам внедорожник при сбросе скорости с максимальной до крейсерской начала сотрясать какая-то непонятная дрожь. Специалисты дилерского центра с ходу причину назвать не смогли, и, подозреваю я, тестовый «Патриот» отправился из лесу прямо на сервисный подъемник…
Не зря у «Патриота» в техническом расписании присутствует так называемое «нулевое ТО». И не зря те, кто непосредственно занимаются обслуживанием внедорожника, искренне рекомендуют заезжать на сервисную станцию по возможности каждые 7 000 км — для протяжки. Забавно, но в сервисной книжке УАЗа (издание 12-е, год 2015) движение по бездорожью названо «тяжелыми условиями эксплуатации», при которых дистанция между ТО, обычно составляющая 15 000 км, должна сокращаться вдвое.
В багажник «Патриота», даже не раскладывая заднего дивана, можно уместить больше кубометра поклажи. Если же его сложить, кубометров станет почти три. Более чем достаточно для длительной автономки на двоих
Даже опытные дилеры, сами через одного — владельцы «Патриотов», признают — УАЗ-де суть конструктор для взрослых мальчишек, для тех, кто не наигрался в детстве в машинки и не навозился с велосипедными ключами в юности. Оно, конечно, может быть и так. Но лично мне как-то привычнее покупать в магазине (читай — в дилерском центре) вещь, уже готовую к эксплуатации во всех предусмотренных изготовителем режимах, а не ждать, пока притрутся друг к другу детали, из которых этот конструктор и состоит.
Во время поездки мы с начальником отдела продаж дилерского центра обоюдно пришли к выводу, что только у «Патриота» из продающихся ныне в нашей стране автомобилей с претензиями на внедорожность объяснением многих проблем может служить выражение «да он же новый!».
Промнутся рессоры, прикатаются шестеренки, продышится двигатель — и вот уже «Патриот» не совсем новый, но вроде как и лучше стал. Тяговитее, комфортнее, уже не так давит на уши…
Спасибо, но этот подход не по мне. С другой стороны, я не считаю себя фанатичным поклонником бездорожья и готов допустить, что в этом истинно мужском развлечении действительно что-то есть.
Самое главное достоинство внедорожника не монетизируется и не поддается учету. Это впечатления от красоты тех мест, в которые «Патриот» в полном соответствии со своим именем способен вас доставить. Он действительно способен многое рассказать о прелестях родной страны
Но, как упорный житель мегаполиса, я не понимаю стремления производителя пересадить на «Патриоты» подобных мне. Содержать внедорожник как машину для развеселых уик-эндов — пускай, хоть забава получится и недешевая. Но эксплуатировать «Патриот» в ежедневном режиме, толкаться на нем в пробках, маяться с парковкой (еще раз повторюсь — он огромный!), кормить его бензином и выгуливать на сервис? А ведь именно на городскую жизнь ориентированы дорогие версии внедорожника — те, что на 18-дюймовых колесах, с продвинутой мультимедийной системой, камерой заднего вида и тому подобным. И цена на них начинается примерно с миллиона рублей.
Любителям разнокалиберных грязей все эти радости жизни ни к чему, им для строительства трофимобилей вполне будет достаточно и базовой комплектации — без АБС, кондиционера, магнитолы, «люксовой» отделки салона, всяких там парктроников — но зато на 180 тысяч дешевле.
Тогда зачем? В райцентрах наподобие Алапаевска люди умеют считать деньги ничуть не хуже, чем в столице области.
С третьей стороны, сопоставимых по цене и характеру конкурентов у «Патриота», по большому счету, и нет. Был когда-то SsangYong Kyron, но сами понимаете… Впрочем, на заводе прозорливо причисляют к соперникам «Патриота» подержанные Mitsubishi Pajero Sport и ему подобные.
И вот тут-то битва за покупателя идет жаркая, ибо японские рамные внедорожники, появившиеся на свет семь-десять лет назад, примерно в полтора раза доступнее.
Автомобиль для тест-драйва предоставлен официальным дилером УАЗ — автоцентром «Канистра».
Текст и фото: Дмитрий Елизаров. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции