Администрация города в конце 2018 г. объявила войну нестационарной торговле, а спустя два месяца федеральные власти заявили, что киоски и ларьки — неотъемлемая часть рынка, которую нужно поддерживать.
В начале февраля замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов в интервью «Российской газете» рассказал, что на федеральном уровне планируется поддерживать развитие нестационарной и мобильной торговли. Таким образом, власти дали понять, что в скором времени на улицы городов вернутся ларьки и киоски. Оснований для развития нестационарной торговли несколько, вот что сказал Евтухов:
Если сравнить развитие нашей внутренней розничной торговли с развитием ее в других странах, то у нас в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем во многих европейских странах. А малая нестационарная розница — важнейший формат торговли, он существует везде. Крупные торговые сети в настоящее время занимают около 30-40% рынка. Однако производителей, желающих представить свою продукцию в различных торговых точках страны, гораздо больше, чем собственно магазинов.
По мнению замглавы Минпромторга, бизнесу интересны подобные форматы торговли, поэтому их нужно поддерживать.
Законопроект, подготовленный Минпромторгом, предлагает ввести правила юридического оформления прав на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов, закрепить принцип «меняется место — сохраняется бизнес». Этот принцип должен гарантировать, что предприниматель получит компенсационное место, если вдруг площадка, на которой располагается его киоск, потребуется для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, законопроект устанавливает минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта в 5 лет. Сейчас часто договоры аренды бессрочные, что вовсе не означает «навсегда», а лишь говорит о том, что убрать киоск требуется не позднее чем через три недели после того, как предпринимателю поступит предписание. К слову, эти т.н. «бессрочные» договоры — грандиозный обман предпринимателей в сфере нестационарной торговли, считает член комитета по ОРВ «Деловой России» Александр Трахтенберг.
Решение федеральных властей поддержать нестационарную торговлю, по словам экспертов, похвально, однако на фоне последних событий выглядит странным. Достаточно вспомнить «ночи длинных ковшей», когда власти сражались с киосками и ларьками, и корректировку ГОСТов по их размещению.
Екатеринбург против
В Екатеринбурге отношение к ларечникам со стороны администрации города однозначно негативное. Мэр Александр Высокинский в конце 2018 г. пообещал к 2023 г. полностью зачистить улицы Екатеринбурга от ларьков. В этом его поддержали депутаты городской думы. И вдруг на федеральном уровне власти принимают совершенно противоположенное решение. И теперь из этой ситуации придется как-то красиво выходить.
По большому счету, у любой власти есть две задачи, считает Александр Трахтенберг, — обеспечение населения услугами, товарами, продуктами питания и создание условия для бизнеса:
Решение нашей администрации о ликвидации НТО ставит крест на обеих этих задачах. Во-первых, люди страдают от того, что ликвидируют торговые точки, им просто негде купить обычные, недорогие продукты питания. Во-вторых, НТО — это бизнес, это рабочие места, зарплаты и так далее.
«Наша администрация борется не с незаконными точками, она в принципе собирается уничтожить формат НТО, продолжает Трахтенберг. — В городе до 5 тыс. объектов нестационарной торговли (называют разные цифры), каждая тысяча объектов — это примерно 2,5 тыс. рабочих мест. Несложно посчитать: если убить пять тысяч объектов торговли, то мы единовременно лишаем работы больше 12 тыс. человек. Даже Екатеринбург такого себе позволить не может. Мэрия просто хочет уничтожить один из форматов торговли, который, к слову, упомянут в федеральном законе о торговой деятельности. Это как с экосферой — когда исчезают насекомые, даже, на первый взгляд, самые бессмысленные и бесполезные, в конечном счете, умирает весь лес».
Согласно исследованию международной консалтинговой компании Knight Frank, Екатеринбург — один из лидеров в России по обеспеченности местами для торговли: в общей сложности в столице Урала почти 1 млн кв. м торговых площадей различного типа. Однако особенность Екатеринбурга в том, что не все районы города обеспечены одинаково.
Например, Чкаловский, Железнодорожный и Орджоникидзевский районы испытывают сильный дефицит торговых площадей, — продолжает Александр Трахтенберг. — И когда городская администрация выдвигает лозунг: вычистим Екатеринбург от нестационарки, то уместен вопрос: а что делать людям, живущим в этих районах? Напомню, обязанность «создавать условия» с органов местного самоуправления никто не снимал.
Удар по бизнесу
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх в ежегодном докладе уполномоченного отмечает, что жалоб на нарушения прав предпринимателей в сфере нестационарной торговли в 2018 г. стало в три раза больше, чем годом ранее.
Ключевая причина нарастания напряженности в этом направлении — отсутствие надлежащего правового регулирования заключения договоров на размещение НТО на всех уровнях. В подавляющем большинстве муниципалитетов в 2018 г. действие схемы размещения объектов нестационарной торговли закончилось, а на последующие периоды уполномоченные органы безосновательно отказывались включать в эту схему множество объектов, которые имели право законно вести бизнес на основании предыдущих договоров.
При этом торговля в нестационарном формате для многих розничных предпринимателей — единственный способ выживания в условиях конкуренции с сетевым ритейлом, добавляет Елена Артюх:
Ряд небольших производителей (хлебобулочных изделий, напитков, фермерской продукции) могут обеспечить сбыт только через НТО, так как на полки в сетевые супер- и гипермаркеты им не попасть. Неслучайно нестационарная торговля упомянута в качестве фактора развития конкуренции в розничной торговле в Стандарте развития конкуренции и в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года». Полагаю, что в Свердловской области и особенно в городе Екатеринбурге неоправданно мало внимания уделяется нормализации регулирования и правоприменения в сфере нестационарной торговли.
Александр Трахтенберг согласен, что если вообще избавиться от НТО, то пострадает в первую очередь местный производитель, а это малый и средний бизнес, роль которого, по решению президента России, должна только увеличиваться.
Пойдет перераспределение долей в сторону федеральных сетей. У нас даже на федеральном уровне поняли, что усиление федеральных сетей на конкретных территориях больше зло, чем благо. Достаточно посмотреть на статистику: какова доля местных производителей на полках в федеральных сетях. Процент мал. Выходом для них становятся как раз нестационарные точки. А если посмотреть, какова доля местных поставщиков в НТО, то там ситуация с точностью до наоборот. Совсем небольшие производители вообще не могут заключать договоры с торговыми сетями, поскольку объективно не выдерживают требований сетей по регулярным объемам поставок и стабильному качеству. Для таких выходом как раз являются розничные рынки и НТО. Что будет, когда мы все НТО ликвидируем? Этот сегмент бизнеса умрет.
И добавляет, что другой формат торговли — розничный рынок — уже почти труп, потому что государство перегнуло палку по его регулированию. В итоге региональные поставщики потеряли один из каналов сбыта своей продукции.
Киоски вне закона
Вместе с тем, решать проблему нестационарной торговли нужно не запретительными методами. «Владельцы ларьков и киосков сегодня являются заложниками положения: администрация города считает их лишними и выносит их бизнес в ранг незаконных видов предпринимательской деятельности, как бы недостойных Екатеринбурга», — говорит г-н Трахтенберг. Но на самом деле такие предприниматели обычно стараются строить отношения с государством в правовом поле. Также эксперт полагает, что существенная часть предпринимателей, владеющих «незаконными» НТО, готова к установлению с органами местного самоуправления нормальных договорных отношений.
Регулирование рынка НТО и правоприменительная практика сейчас непонятны. Субъект предпринимательства может разместить в конкретном месте объект согласно схеме НТО. Но договора, который дает ему право на законных основаниях это место занимать, у предпринимателя нет. Почему нет — это отдельный вопрос. Факт: договора нет. Раз нет договора, то предприниматель становится легкой добычей для всех, в первую очередь, для полиции. В любой момент может приехать кран и увезти киоск. И все будет в рамках закона. Убить бизнес исключительно в рамках закона, видимо, является для чиновника каким-то высоким искусством. В районных администрациях знают, что ИП «ХХХ» занимает место на конкретной улице, но это все происходит неофициально и потому юридически ничтожно. Получается, что схема размещения объектов НТО есть, место на карте есть, конкретный субъект бизнеса есть, а договора, который все это узаконивает — нет. Почему? Нет ответа».
Как стало известно DK.RU, на данный момент «Деловая Россия» направила первому заместителю губернатора Свердловской области Алексею Орлову и мэру Екатеринбурга Александру Высокинскому обращения (есть в распоряжении редакции), в которых попросила приостановить снос НТО, а сложившееся противоречие между разными форматами торговли решать за столом переговоров:
В МО «Город Екатеринбург» имеется определенная позиция в сфере нестационарных торговых объектов, которая расходится с государственной политикой в сфере торговли. Эта позиция не учитывает интересы предпринимателей данной сферы. Хотелось бы разрешить имеющиеся противоречия между разными форматами торговли в городе Екатеринбурге с участием уполномоченного органа в сфере торговли Свердловской области и самого бизнеса.