У каждого из нас есть представление об идеальном месте работы. Каждый считает, что работа мечты обеспечит быстрый карьерный взлет. Но на деле все оказывается совсем не так.
Наше воображение способно создавать идеальные картинки. Любишь командовать людьми – идешь на руководящие должности, любишь фотографировать – берешь в руки фотоаппарат и отправляешься в мир свадеб и корпоративов. Казалось бы – вот она работа мечты, которую ты так давно ждал. Но нет, в один прекрасный момент оказывается, что управлять командой – это слушать постоянное нытье о «слишком высоких планах и недостижимых показателях», а фотографировать – это постоянно сталкиваться с вопросом о том, «когда же будут готовы снимки».
Обозреватель BBC Capital Джорджина Кеньон написала колонку о том, как можно легко и непринужденно возненавидеть работу мечты.
– В детстве я очень любила животных, и когда я выросла, то моя привязанность к братьям нашим меньшим ничуть не уменьшилась.
Поэтому когда мне представилась возможность сделать перерыв в своей журналистской деятельности и три месяца поработать волонтером в приюте для животных на Тасмании, я была просто счастлива.
Я была уверена, что это работа моей мечты.
Однако в реальности работа сильно отличалась о того, что я себе представляла. Вместо того чтобы учиться понимать животных и узнавать о них что-то новое, я каждый день по восемь часов подряд бегала под ледяным зимним дождем, выполняя разные поручения и занимаясь тяжелым физическим трудом.
Некоторые случаи просто разбивали мое сердце. К нам попадало множество животных, сбитых автомобилями. Среди них были и тасманские дьяволы, и пятнистые сумчатые куницы. Но моя должность предполагала не только заботу о животных: в число задач входила и уборка общественных туалетов.
Была ли это работа моей мечты? Определенно нет.
Как оказалось, мой опыт не так уж редок. Мы часто не задумываемся о совершенно неинтересных моментах работы, которая кажется нам идеальной, и о том, что она может не соответствовать нашим ожиданиям.
У психологов даже есть для этого отдельный термин – «аффективное прогнозирование». Это означает, что мы часто необъективно надеемся на то, что в новом положении мы будем чувствовать себя намного лучше.
Эту ситуацию хорошо описывает поговорка «там хорошо, где нас нет».
Лиза А. Уильямс, профессор психологии из Университета Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия) считает, что аффективное прогнозирование - это то, как люди представляют себе свои чувства в определенных обстоятельствах.
«Классический пример - это выигрыш в лотерею. Нам кажется, что такое событие принесет огромную радость. Но когда ученые измеряют уровень счастья победителей лотерей, они обнаруживают, что эйфория длится недолго», - отмечает она.
В моем случае это означало, что я позволила эмоциям повлиять на мои представления о будущем. Я думала о том, как буду проводить время с чудесными зверюшками, а не о тяжелом ручном труде.
Нас часто призывают соглашаться только на ту работу, которая нам нравится, однако в этом есть один серьезный минус: нам может нравиться придуманный образ, а не сама работа.
Самообман
Именно это случилось со Сью Арнольд. Сейчас ей 46 лет, и она работает в одной из финансовых организаций Лондона секретарем. Арнольд давно мечтала стать археологом. Она рассказывает, что ей всегда нравились классические фильмы о Тутанхамоне и соперничество ученых в поисках захоронений древнеегипетских фараонов.
Именно поэтому она решила принять участие в археологической экспедиции по поиску римских руин в графстве Дорсет, Великобритания. Она не ожидала, что сделает невероятное открытие и обнаружит какое-то сокровище, но, тем не менее, была разочарована.
«Это была одна из самых скучных недель в моей жизни. Я просто сметала пыль с обломков коричневых плиток», - говорит она.
И хоть она не жалеет о своем участии в экспедиции, благодаря этому опыту она поняла, что у нее недостаточно терпения для кропотливого труда археолога. Она все еще любит читать исторические книги и планирует поехать в Египет, но только в качестве туриста.
Почему же мы не учитываем недостатков работы своей мечты?
Эллиот Беркман, доцент кафедры психологии Орегонского университета, США, считает, что отчасти это происходит из-за того, что практически у любой работы есть подводные камни, о которых мало кто знает, и отчасти - из-за наших ожиданий.
«Когда человек достигает своей цели, он, как правило, не так счастлив, как он это себе представлял. Одна из причин заключается в том, что мы не умеем предугадывать скрытые издержки и дополнительный труд, сопряженные с достижением жизненных целей», - говорит он.
Но верно также и обратное. Если вы проработали на одном месте 20 лет, вы могли забыть, как тяжело вам было добиться того, что вы имеете сейчас.Готовы ли вы приложить столько же усилий, чтобы преуспеть в новой профессии? Беркман добавляет, что чувствовать себя хорошо или плохо заставляют именно изменения в жизни, независимо от того, в какой ситуации вы находились ранее.
«Чтобы чувствовать себя счастливым, человеку нужны постоянные перемены», - говорит он.
Рэйчел Грив, старший преподаватель психологии из Университета Тасмании, отмечает, что не стоит удивляться тому, что найти подходящую работу с первой попытки нам часто не удается.
«Принимая решения, мы часто прибегаем не к рациональному мышлению, а полагаемся на интуицию или просто делаем то, что нам кажется правильным», - говорит Грив.
«Такой подход годится только для того, чтобы решить, что вы будете есть на обед. Но когда ставки высоки и на кону ваша карьера, очевидно, лучше не торопиться и все тщательно обдумать», - добавляет она.
Социальное измерение
Профессор Александр Хаслам с факультета психологии Университета Квинсленда уверен, что удовлетворение от работы во многом зависит от социальной динамики.
«Будучи врачом, вы можете искренне любить медицину, но, попав в «нездоровую» рабочую обстановку, вряд ли вы будете получать удовольствие от своего дела», - объясняет он.
Именно такие чувства испытывают некоторые люди, много сил отдавшие учебе и приложившие все усилия для того, чтобы преуспеть в такой трудной профессии как юрист. Их работа мечты оказывается сплошным разочарованием.
«В этой среде царили консерватизм, иерархия и соперничество», - говорит Эндрю Уокер, начавший заниматься юридической практикой сразу же после окончания университета в Сиднее.
«Я прошел путь от многолетнего восхищения работой юриста до осознания того, что совершил ошибку. Мне хотелось работать с более гибкими людьми и испытывать меньше стресса, даже если бы это означало пойти на нелюбимую мной работу [в сфере управления]».
Следовать зову сердца
Что касается меня, я осталась в журналистике. Я скучаю по тем временам, когда работала в тасманийском приюте с шумными попугаями, кенгуровыми крысами и опасными хищниками, но понимаю, что другая работа мне не нужна.
Что мне нужно, так это жить ближе к природе рядом с похожими на меня людьми. Сейчас мой дом - на краю огромного леса в австралийских Голубых горах, занесенного в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
До Сиднея всего два часа езды, а здесь я могу совершать долгие пешие прогулки и наблюдать за животными в их естественной среде обитания.
Поэтому, когда я недавно увидела в местной газете объявление, с которого на меня смотрел улыбающийся человек с ведром и шваброй в руках, то сразу поняла: это приглашение стать смотрителем в зоопарке на один день меня не слишком соблазнит.