Проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург забраковали экологи из «Гринпис», общественность Казани и Владимира. Уральская публика оказалась более лояльной.
В Екатеринбурге прошли общественные слушанья, посвященные строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали от Москвы до Казани через Екатеринбург. Участники мероприятия, организованного в рамках исполнения указа президента РФ, обсудили воздействие железнодорожной линии на окружающую среду Свердловской области.
Напомним, против строительства ВСМ-2 выступили экологи «Гринпис». Они сочли все три предложенных варианта проекта опасными для экологии: во всех трех случаях магистраль должна была пройти через особо охраняемые природные территории, сообщает «Уралинформбюро». Общественные слушанья, посвященные строительству ВСМ-2, прошли в нескольких городах, через которые пройдет дорога - в Казани, Владимире, Перми.
«Организаторы поступили хитро. Общественники готовили свои доклады на основе представленных на сайте Минтранса материалов и, разумеется, не были готовы сходу дать оценку новому плану, - заявил в интервью агентству «Казаньпресс» директор городского правозащитного центра Игорь Шолохов. - Таким образом, общественные слушания превратились в профанацию, чем в реальное обсуждение проекта».
При создании проекта прохождения ВСМ-2 через Свердловскую область, его авторы старались добиться того, чтобы магистраль наносила минимальный вред окружающей среде, сообщает пресс-служба областного правительства. В уральском регионе траектория железнодорожной линии обошла особо охраняемы природные территории. Предполагается, что трасса может пройти по территории Ачитского, Красноуфимского и Новоуральского муниципальных районов, а также городских округов Первоуральск и Бисерть, сельского поселения Кленовское. Дорога от Москвы до Екатеринбурга по ВСМ-2 займет у путешественника семь часов.
Вопрос вреда экологии и сохранения объектов культурного наследия был главным на общественных слушаньях в Екатеринбурге. Как заверил собравшихся специалист ЗАО «Экопроект» Андрей Пузаченко, при проектировании магистрали будет уделяться особое внимание охране водной и воздушной экосистем, а также сохранности животного мира области.
«Точное местоположение трассы пока не определено, однако сейчас закладывается принципиальное решение: при оценке воздействия на окружающую среду в каждом конкретном случае изначально закладываются самые худшие из возможных условий по вибрации, шумовым и другим параметрам, - рассказал Андрей Пузаченко. - Там, где уровень воздействия превышает допустимые нормы, применяются технические средства по его снижению. В частности, предусматривается установка серьезной шумозащиты вдоль трассы, которая будет прикрывать населенный пункт».
Специально для обеспечения сохранности животного мира в связи со строительством магистрали в Свердловской области планируется создать коридоры миграции животных, в первую очередь крупно-промысловых видов, таких как лось и кабан.
Согласно оптимистичным прогнозам, строительство высокоскоростной магистрали начнется в 2019 году и завершится через четыре года. Финансирование строительства будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства. По словам директора департамента по строительству и новым технологиям ОАО «Скоростные магистрали» Юрия Котлова, в перспективе ВСМ-2 может дотянуться до Новосибирска, а далее до Казахстана.
Итогом общественных слушаний стало утверждение рекомендованного варианта прохождения трассы: он был признан наиболее приемлемым с точки зрения экологичности. В протокол внесли предложения жителей области о природоохранных мероприятиях при возможном строительстве ВСМ-2.
«Организация высокоскоростного сообщения в направлении Москва-Казань-Екатеринбург предусмотрена «Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года» и является одной из актуальных задач развития транспортной системы страны, которая позволит решить сразу несколько важнейших проблем социально-экономического характера, - отметил вице-премьер областного правительства Сергей Зырянов. - В частности, возрастет деловая активность в комплексе отраслей. Туризм, торговля, транспорт, строительство, а также финансовая сфера региона выйдут на новый уровень развития, значительно повысятся доходы и уровень жизни населения, снизится нагрузка на автодорожную сеть».
Справка «ДК»:
К высокоскоростным магистралям относятся электрифицированная двухпутная железнодорожная линия, предназначенная для эксплуатации поездов со скоростями движения от 200 до 400 км/ч. Сегодня ветки высокоскоростных магистралей проложены в Китае, Испании, Японии, Франции, Германии, Италии, Турции, Южной Корее, США, Швейцарии, их общая протяженность составляет 17 тысяч км. В перспективе линии ВСМ могут появиться не только в России, но и в Бразилии и Португалии. Ожидается, что уже к 2025 году протяженность высокоскоростных магистралей достигнет 40 тыс км.