Проект Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского по созданию фаст-фуда «Едим дома!» вполне реален, считают рестораторы Екатеринбурга. Но на волне импортозамещения ассортимент может пострадать.
Режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский попросили у государства поддержки для создания национальной сети кафе-кулинарий под названием «Едим дома!», сообщает «Коммерсантъ». Запуск пилотного проекта оценивается в 971,8 млн руб., президент Владимир Путин поручил правительству изучить предложение режиссеров. Как говорится в их письме к главе государства, проект будет способствовать импортозамещению и созданию альтернатив западным сетям фаст-фуда. Затраты можно будет окупить за 4,8 года, отмечают они.
Предполагается, что кулинарии «Едим дома!» будут представлять собой небольшие магазины, совмещенные с кафе. Готовить блюда будут на региональных фабриках-кухнях, которые будут поставлять питание в соцучреждения, а 30-40% будет состоять из местных продуктов. Пилотные проекты предлагается реализовать в Московской и Калужской областях, запустив там 41 кафе, 91 кулинарию и построив две фабрики-кухни. Сам бренд «Едим Дома!» принадлежит супруге г-на Кончаловского — телеведущей и актрисе Юлии Высоцкой, ее же предстоит сделать лицом бренда.
В крупнейшей в России иностранной сети фастфуда, McDonald's, сообщили изданию, что не боятся возникновения конкурента.
«У рынка питания в России большой потенциал для развития»,— сообщили в пресс-службе компании.
Коммерческий директор компании «Фуд-мастер» (развивает сеть недорогих столовых «Вилка-Ложка») Сергей Пушкарев сказал DK.RU, что приветствует развитие таких проектов, но комментировать детали проекта рано, так как о них еще ничего неизвестно.
«Я приветствую появление любого проекта на рынке, который развивает нашу национальную кухню, которая востребована на рынке. Кухня постсоветского пространства по большему счету представляет собой здоровое, сбалансированное питание. Но мы не знаем ни идею бизнеса, ни его целевую аудиторию», — отметил он.
Екатеринбургский эксперт рынка общепита Олег Щелконогов (экс-директор «Кофе Хауз» в Екатеринбурге) отметил DK.RU, что, кроме как у г-на Михалкова, у кого-то другого не нашлось бы столько рычагов воздействия для продвижения проекта.
«С точки зрения бизнеса, наверно, такая точка зрения, наверно, имеет право на жизнь, раз это импортозамещение. У нас представлены в основном франчайзинговые сети, либо напрямую работающие иностранные компании. Чтобы создать такую компанию, нужен не один год и миллиардом рублей здесь не ограничится. Но, насколько я помню, супруга Кончаловского использует очень много продуктов, ввоз которых сейчас запрещен из-за санкций. Если они будут предлагать в своих кулинариях только отечественную продукцию, ассортимент не будет особенно богатым».
Ресторанный критик Яков Можаев отметил, что в качестве аналога проекта в Екатеринбурге можно привести сеть кулинарий «Космос». Сама по себе идея дешевой еды, которую можно купить и приготовить дома или съесть на месте, вполне жизнеспособна, отмечает он.
«На рынке этот сегмент сейчас достаточно свободен. Если посмотреть на весь общепит, то он занимает 5-7%, а это крайне немного. В советские времена такой формат был востребован очень сильно. То поколение, которое пользовалось этим при советской власти, и те люди, которые начали экономить на услугах общепита, с радостью воспримут возможность потратить меньше, но получить готовую еду. Если подходить к вопросу без оценки личностей, которые за это взялись, то идея хороша. Если же оценивать с учетом этого… Я бывал в ресторанах Юлии Высоцкой в Москве, и она все-таки исповедует формат более дорогой кухни. Не знаю, какой у нее опыт в воплощении таких проектов. Никита Михалков и Андрей Кончаловский здесь, без сомнения, выступают в качестве административного ресурса — людей, которые могут попросить у Кремля таких преференций», — рассуждает г-н Можаев.
Скорее всего, идея получит одобрение, и потом, вероятно, будут привлечены частные инвесторы, которые возьмут на себя основное финансирование проекта, полагает эксперт. Организацией процесса скорее займутся профессионалы, более сноровистые в наработке простых рецептов, а Юлию Высоцкую будут использовать как бренд, резюмирует критик.