Меню

Учись без остановки: реалии, которые нам пора принять

Зам. директора ТУ УГМК Светлана Федорова в лаборатории вуза. Иллюстрация: ТУ УГМК

В Техническом университете УГМК включили режим поиска и внедрения самых передовых методик обучения. Статусные топы и вчерашние школьники меняются местами и играют по-крупному.

Одной из наиболее обсуждаемых тем уходящего года стала проблема профессионального будущего человечества. Свою озабоченность вопросом о том, какие профессии вот-вот исчезнут, а какие, напротив, зародятся и сразу же окажутся в дефиците, высказывали все виды СМИ – от районных газет до общемировых именитых изданий вроде The Independent, где даже появилась специальная рубрика, посвященная профессиям будущего. С середины 2017 года на просторах интернета гуляли и активно комментировались два списка: в первом – умирающие профессии, во втором  – профессии перспективные, причем еще даже толком не существующие (скажем, дизайнер виртуальной среды обитания).

Аналитики Microsoft предполагают, что 65% тех, кто в данный момент учится в школе, займут должности, которых сейчас еще нет в природе. Этот прогноз в первую очередь связан с мощным развитием информационных технологий и искусственного интеллекта. Заметим, что запросы в поисковиках со словом «робототехника» выросли за последний год в разы. И, конечно, все эти обстоятельства не могли не взволновать агентов образовательных услуг. Преподаватели, учителя  – первые, кого касается нынешняя революция в сфере профориентации. Именно у педагогов ожидается самая серьезная и скорая сепарация: выживут те, кто знает, как и чему учить человека будущего. А сам по себе процесс обучения обещает стать вечным. Вот как об этом рассуждает профессор Лондонской школы бизнеса Эндрю Скотт:

«Нынешняя система образования исходит из продолжительности жизни в 70 лет. Знания, которые получают в двадцать лет, к шестидесяти уже никому не нужны. У нынешних  детей есть шанс дожить до 100 лет. Тогда работать можно и до 80 лет. Это делает актуальной необходимость пожизненного образования».

Таким образом, на обочине образовательной индустрии окажутся те, кто продолжает валять дурака и упорно делает вид, что прежняя – старая и далеко не добрая  – система обучения пережует нынешнее молодое поколение в покладистых исполнителей, имеющих, однако, богатый творческий потенциал и нестандартные идеи. Как и чему учить самого учителя? Поиск новых решений всколыхнул весь пласт образовательного бизнеса  – этим озабочены и государственные, и частные вузы, это тема скучных академических симпозиумов и живых дискуссий на школьных педсоветах, ярких споров профессиональных групп в социальных сетях и открытых писем в Минобрнауки «настоящих буйных» представителей педагогической общественности. Не остались в стороне и корпоративные образовательные центры. О том, что нового произошло в подходах к обучению на площадке Технического университета УГМК, рассказывает заместитель директора по высшему образованию этого вуза Светлана Федорова.

Особенность нашего университета в том, что мы одновременно обучаем в своих стенах и уже состоявшихся в профессии специалистов, и вчерашних школьников. Иначе говоря, у нас есть мощная система дополнительного профессионального образования и сравнительно молодая, но уже вполне сформировавшаяся высшая школа. В 2017 году мы провели интересный эксперимент сразу по обоим направлениям. Расскажу детально.

В середине года мы погрузили в систему обучения по методу Георгия Щедровицкого магистерский курс, на котором обучаются 28 менеджеров-энергетиков высшего и среднего звена, работающие на предприятиях УГМК. Сам по себе метод не нов, он активно применяется в управленческой деятельности крупных корпораций вроде Росатома, также его используют некоторые курсы бизнес-образования, коучи. Однако в системе российского высшего образования и комплексной профессиональной переподготовки с длительным периодом обучения все еще правит бал классическая метода вещающего педагога и внимающего ему ученика. Технология обучающей деловой игры, которую мы применили, позволила магистрантам-практикам вырваться из привычного плена текущей действительности, шире взглянуть на контекст личных научных поисков, самостоятельно встроить темы своих работ в общемировую энергетическую проблематику.

Игровой формат перепахал магистрантов. Этих статусных людей было не узнать! За три  дня напряженных мозговых штурмов, бесконечных обсуждений и пытливых дискуссий наши уважаемые магистранты полностью преобразились. Надеюсь, что безвозвратно… Учебный материал стал органичной частью нового мышления, люди начали по-новому воспринимать отраслевые нюансы, лучше понимать обстоятельства. Немаловажен и критический взгляд на себя и свои научные работы: где-то выявилось несоответствие темы и цели исследования, кому-то пришлось совершенствовать проблему понятийного аппарата, практически всем пошел на пользу тренинг по мастерству публичных выступлений. Все это, уверена, неизбежно отразиться на качестве магистерских диссертаций, защита которых состоится в 2018 году.

Особое значение работам придает тот факт, что все 28 проектов непосредственно связаны с действующими производствами УГМК и ставят своей главной целью получение экономического эффекта. Результаты научного поиска, расчеты и выводы с нетерпением ждут не только преподаватели ТУ, но и топ-менеджеры технической и энергетической служб УГМК, директора предприятий. Новизна восприятия привычных проблем, интеллектуальная встряска, которую получают руководители действующих производств в стенах УГМК, дает уверенность в перспективе развития компании, соответствии ее требованиям времени. Потому что на фоне мощного развития информационных технологий, робототехники, особый спрос возникает на «чисто человеческие» навыки: гибкость мышления, производство неординарных идей, нестандартную аналитику.

«Смелое нестандартное мышление студента способно сформироваться там, где преподаватель сам лишен страха...». 

Этим же педагогическим посылом руководствовался ТУ УГМК и в эксперименте со студентами-очниками. Группу вчерашних школьников мы отправили на обсуждение проблем регионального энергетического рынка, в котором приняли участие топ-менеджеры отрасли. Это был формат молодежного энергофорума, но с очень представительными экспертами. За круглый стол с боссами от энергетики мы и «подсадили» своих студентов. Ребята могли делать все, кроме одного – безучастно кивать и поддакивать выступающим топам. Я лично не сомневалась в их активности и не прогадала: студенты на равных влились в дискуссии форума – обсуждали, спорили, убеждали, но и – мотали на ус. Вернулись окрыленные, с массой идей и проектов. Особым интересом они воспылали к теме альтернативной энергетики, строительству подземных атомных станций. Удалось бы добиться того же в академической тиши аудиторий? Вряд ли.

О чем я думаю под конец этого экспериментального для ТУ УГМК года? О том, что смелое нестандартное мышление студента способно сформироваться там, где преподаватель сам лишен страха быть наказанным за новизну и инициативу. Что современным миром эффективно управляет не иерархия, но воодушевление и задор. Наконец, что сама по себе система образования не менее абстрактная сущность, чем электрический ток, но результат у нее должен быть вполне конкретный: умный, энергичный, свободный человек, устремленный в будущее.