Среди молодежи, которая не работает и не учится, долгое время доминировали бывшие школьники, с 2015 года в группе много выпускников вузов. «Спасибо» тотальном высшему образованию.
Молодежи в развитых странах все меньше, при этом все реже эти парни и девушки стремятся оказаться на рынке труда. Кто и почему выбывает из сферы деятельности и образования, изучили Нина Вишневская, заместитель директора Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ, и Анна Зудина, научный сотрудник ЦеТИ НИУ ВШЭ, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ. Исследование основано на данных зарубежной статистики и Росстата, эксперты сопоставили ситуацию в государствах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и России за 20 лет (1995–2015), пишет IQ.HSE.RU.
Возраст и труд
Молодежью традиционно считается население от 15 до 29 лет, при этом выделяют три группы: 15-19 лет, 20-24 года и 25-29 лет, которые разнятся показателями вовлеченности в занятость и обучение.
В странах ОЭСР ситуация такова:
Возраст 15-19-лет
Экономически активных молодых людей в этой категории в 2015 году было 27%. Показатель устойчиво сокращается с 1995 года, в основном из-за того, что многие подростки оставались в образовательной системе. Продолжению учебы после 17 лет способствует рост предложений программ, совмещающих общее образование и профподготовку.
Возраст 20-24 года
Стремятся учиться дольше и оказываются в сфере труда все реже. За 15 лет обучающихся в высших и средних профессиональных учебных заведениях стало больше, а экономически активных меньше (с 68% — в 2000, до 65% — в 2015).
Возраст 25-29 лет
Стабильно высокая занятость (79-80%), что выше показателей остальных молодежных групп и даже всего трудоспособного населения (60%).
В пространстве ОЭСР самая экономически активная молодежь живет в Германии, Австрии и Швейцарии. Ниже всего показатели в Южной Европе и бывших социалистических странах (работают только 55% 20-24-летних).
В половине случаев молодые люди в странах ОЭСР заканчивают обучение в 21 год, но возраст, как и потребность студентов работать, могут существенно отличаться в зависимости от практик (моделей) перехода от учебы к трудоустройству:
«Учись и делай перерыв на работу»
Модель, характерная для скандинавских государств (кроме Швеции), Нидерландов и Словении.
Молодые люди позже, чем в среднем по ОЭСР, перестают учиться и выходят на рынок труда, при этом доля сочетающих образование и работу — не менее одной трети.
«Учись и работай одновременно»
Система популярна в Швеции и англосаксонских странах (Великобритания, Австралия, США).
Молодежь раньше заканчивает учиться, в странах высок спрос на вакансии с неполным рабочим днем и временной занятостью.
«Сначала учеба — потом работа»
Западноевропейские и некоторые центральноевропейские государства.
Учиться заканчивают позже 21 года, работающих студентов не больше 10-15%.
Дуальная модель профобучения
Схема характерна для Германии, Австрии, Швейцарии, Чехии, Словакии.
Молодежь поздно выходит из системы образования, работающих студентов не больше 33%, при этом парни и девушки не самостоятельно ищут работу, а получают ее в рамках ученических контрактов.
Самый гладкий переход от учебы к работе и самая высокая экономическая активность молодежи наблюдается в странах с дуальной моделью. Контракты на обучение, заключенные с конкретными фирмами, с одной стороны, позволяют получить определенный объем общего образования, а с другой — дают навыки работы в условиях реального производства.
Те самые NEET
Отток молодых из образования может наблюдаться в периоды подъема экономики. Например, в начале 2000-х это массово случилось в Испании вслед за строительным бумом и развитием туристической отрасли. Но пришел кризис, и молодые люди, переметнувшиеся от учебы к работе, остались и без того, и без другого.
Молодежи, которая не работает и не учится, около 20 лет дали «имя» NEET (Young People Not in Employment, Education or Training). Сегодня в этой группе, как правило, относят 16-24-летних, которые:
- краткосрочно безработные (30% в составе NEET) — официально зарегистрированные как безработные и пребывающие в этом статусе менее года;
- длительно безработные (22%) — без работы более года;
- возвращающиеся (7–8%) — временно неактивные, имеющие договоренность о работе или учебе и приступающие к ней в ближайшее время;
- отчаявшиеся (около 6%) — прекратившие активные поиски нового рабочего места;
- экономически неактивные в связи с выполнением семейных обязанностей (15%) — в первую очередь молодые матери;
- экономически неактивные по причине болезни или инвалидности (7-8%);
- прочие неактивные (12,5%) — те, кто находится на социальном дне, либо не пытается трудоустроиться или продолжить обучение, а предпочитает заниматься хобби, самообразованием, путешествовать или просто вести праздный образ жизни.
В странах Евросоюза NEET-молодежи больше всего в Восточной Европе (Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Прибалтика).
В России в структуре NEET преобладает не безработная молодежь, та которая ищет варианты занятости, а экономически неактивные, находящиеся вне рынка труда парни и девушки.
Общие показатели NEET в РФ среднеевропейские: 12% среди молодежи 15-24 лет (2015). С 1995 года, по подсчетам Росстата, произошло снижение на 7 п.п., как и в других странах, — из-за растущей вовлеченности в образование.
Главной причиной попадания в группу NEET при этом остается недостаточный уровень и плохое качество образования. В группе долгое время доминировали бывшие школьники, но к 2015 году до 31% (в 1995 — 4%) увеличилась доля выпускников вузов. Это произошло из-за тотального распространения высшего образования: выпускники школ массово направились в вузы низкого качества, в итоге их диплом ничего не стоит на рынке труда.
NEET в России (характеристики молодежи в составе NEET, 2015 г., на основе данных Росстата):
Средний возраст — 21,4 лет
Мужчины — 40,9%
Женщины — 59,1
Жители городов — 65,2%
Жители сел — 34,8%
Состоят в браке — 33%
Уровень образования:
высшее профессиональное – 31,4%
среднее профессиональное – 13,5%
начальное профессиональное – 34,4%
среднее (полное) общее – 12,7%
основное общее и ниже – 4%.