«Возьмите 40 коз, получите с них 120-160 л молока или 12-15 кг сыра, умножьте на 1 тыс. руб. и вот вам оборот 12-15 тыс. руб. в день. Приличные деньги!» Кейс для начинающих фермеров от Ильи Бондарева.
В конце октября на Урал из Франции прибудет тысяча коз альпийской породы. Перевозить их будут в специальных трехэтажных машинах, в каждой — по 350 особей. Стоимость стада — около 1 млн евро, покупатель — УГМК-Агро. По словам гендиректора компании Ильи Бондарева, именно это стадо станет основой для развития молочного козоводства в Свердловской области. Подробности — в материале DK.RU.
УГМК-Агро уже имеет большой опыт в производстве и переработке молока (принадлежащий ей Верхнепышминский молочный завод занимает 5,5% регионального рынка продуктов из коровьего молока), но козье молоко появилось в сфере интересов только сейчас. Причины две.
Первая сугубо рациональная: в области практически нет козьего молока, а потребность огромна — 25% людей страдают аллергией на коровье молоко, козье же считается гипоаллергенным. Соответственно, тот, кто займет пустующую нишу, получит важное преимущество на формирующемся рынке. Да и производство свежего козьего сыра в условиях санкций выглядит привлекательно.
«Найти качественное козье молоко практически невозможно, — говорит Илья Бондарев. — В России всего несколько хозяйств с поголовьем свыше 1 тыс. коз, и все они находятся в европейской части».
Всего, подсчитали статистики, на начало 2014 г. в стране было 5,4 тыс. племенных коз, которые выдавали 2,5 т товарного молока в сутки. УГМК-Агро, завезя 1 тыс. коз, рассчитывает уже на первом этапе получать 1 тонну, а чуть позже — 3 тонны молока.
Выбор породы тоже не случаен. В России только одна молочная порода коз допущена к племенному разведению — зааненская. Она широко распространена, козы стоят недорого, несложно найти хорошее поголовье, но молоко зааненской козы, как выражаются профессионалы, «несыропригодно». Т.е. органолептические свойства, жирность не подходят для профессионального сыроварения. Альпийская же порода, напротив, дает хорошее сыропригодное молоко. Но в России она распространена мало, племенная работа ведется на любительском уровне, так что есть все шансы на волне санкций и дефицита сыров сделать породу популярной.
И из этого вырастает вторая причина, идеалистическая, — компания хочет собрать вокруг себя людей, желающих стать фермерами: продавать им коз, обучать сыроделию, закрывать с их помощью маленькие ниши, чтобы козье молоко и сыры были не только в крупных торговых сетях, но и в небольших точках. «Из местного молока вполне можно и нужно производить качественный сыр», — убежден г-н Бондарев.
«У меня есть личная амбициозная цель, я хочу, чтобы УГМК стала родоначальником этой породы в России. Мы сейчас большие вещи делаем, которые приближают нас к этой цели», — заявляет он.
Фото: УГМК-агро
Впрочем, идеалистическое желание популяризовать породу выросло из вполне прагматичных вещей. Альпийские козы считаются не только высокоудойными, но и высокопроизводительными. Одна козочка приносит от 2 до 5 козлят. При должном уходе поголовье рискует вырасти в геометрической прогрессии, и тут уж не до племенной работы. А значит, козочек и козлят придется продавать. Вопрос: кому? Ответ напрашивается сам собой: фермерам и владельцам личных подсобных хозяйств.
Уже в следующем году УГМК-Агро получит прибавление минимум в 600 голов. И если с половиной поголовья — козликами — проблем не возникнет (они сформируют новое перспективное направление — мясное), то реализовать единовременно 200-300 козочек — непростая задача, признают руководители компании.
Чтобы выполнить ее, УГМК-Агро создала опытно-экспериментальный научный центр для обучения козоводов: «Это будет маленькая точка роста всей подотрасли на Урале». Для этого УГМК-Агро выделила отдельное здание, оснастила его полуавтоматическим оборудованием для сыроварения, установила мультимедийные доски, провела переговоры с вузами, чтоб это обучение формализовать. Как говорит г-н Бондарев, на данном этапе уже подготовлено помещение для варки мягких сыров, в следующем году появится и для твердых.
Обучение будет длиться несколько недель, ориентировочная стоимость — 15-20 тыс. руб. Сотрудники хозяйства будут не только передавать технологию варки сыров и нюансы содержания альпийских коз в уральских условиях, но и предлагать исчерпывающий бизнес-план по созданию козьей фермы.
Идеальная картина сотрудничества фермеров и УГМК-Агро такова: будущий фермер проходит курсы, где получает теоретическую подготовку по содержанию коз и практические навыки по сыроварению. Параллельно здесь же он может купить козочек и оборудование для производства сыра (в этом случае, возможно, обучение будет зачтено в стоимость контракта). В последующем фермер сможет рассчитывать на ветеринарный сервис, консультации и даже помощь в осеменении животных.
Последний вопрос, правда, пока не проработан, но Илья Бондарев обещает хорошо над ним подумать:
«Все будет зависеть от спроса. Если мы увидим, что есть 100 руководителей хозяйств, которым неудобно держать у себя козла-производителя, то мы можем выделить несколько особей для таких случаев. Или привезти спермадозу на дом».
Цена, по которой УГМК-Агро станет продавать племенных животных, пока не определена, но г-н Бондарев предполагает, что она не будет отличаться от среднерыночной. Сейчас породистые зааненские козы стоят порядка 30-60 тыс. руб. Самой УГМК покупка племенного стада вышла дороже — в среднем по 90 евро за животное.
Ответ на вопрос о размере поголовья для успешного фермерства у Илья Бондарева тоже заготовлен: «Мы общались с французскими коллегами, в их понимании минимальное поголовье, при котором можно получать хорошую прибыль, это 40 коз».
При таком поголовье оборот составит почти полмиллиона рублей, обещает глава УГМК-Агро:
«Считаем грубо: 40 коз дают 3-4 литра молока в сутки, в день это 120-160 литров или 12-15 кг сыра, умножьте хотя бы на 1000 руб., получим оборот 12-15 тыс. руб. в день. Учитывая, что затраты в этом бизнесе составляют 50-60%, это приличные деньги, которые можно зарабатывать, занимаясь любимым делом».
Что касается затрат, то фермеру придется предусмотреть в бизнес-плане покупку оборудования (порядка 700 тыс. руб.), строительство помещений и обеспечить кормовую базу. Козы в плане питания животные привередливые — им необходимо сено с грубыми вкраплениями, сочные корма, а также комбикорм. Чтобы прокормить одну козу, требуется минимум 1 га земли, а значит, ферма на 40 голов должна будет разместиться на 40 гектарах. У УГМК-Агро для выращивания кормов есть собственные площади, а вот фермеру придется где-то их взять.
«И не говорите, что таких площадей в Свердловской области нет, — предупреждает Илья Бондарев. — Земля есть, просто все почему-то хотят в Сысертский район».
Впрочем, говорит он, фермеры могут и не заниматься созданием собственной кормовой базы, а покупать готовые корма. Если найдут, где.
Почему именно сейчас выгодно заниматься козами? Илья Бондарев напоминает: сельское хозяйство в России сильно зависит от господдержки. В 2014 г. молочное козоводство вошло в подпрограмму молочного животноводства. То есть теперь фермеры-козоводы наравне с другими сельхозпроизводителями могут рассчитывать на субсидии и другие льготы.
Конечно, получить господдержку непросто, признает г-н Бондарев:
«Многие из околофермерских кругов кричат, что это нереально, невозможно… Ну да, коллеги, получить бесплатные деньги сложно! Но 300 фермеров в области ежегодно этого добиваются. Значит, кто-то может?»
И перечисляет открывающиеся возможности: во-первых, начинающий фермер единовременно может получить порядка 1-1,5 млн руб. на развитие хозяйства, а если это семейная молочная ферма, то субсидия вырастает до 22 млн. Также фермер имеет право на субсидированные банковские кредиты по эффективной ставке 3% годовых. И он может получить до 30% прямых затрат, если войдет в план-график строительства и реконструкции животноводческих комплексов.
«Да, это непросто, потому что нужно готовить сложные проекты, проходить госэкспертизу, но это стоит того», — подытоживает г-н Бондарев.
Например, сама УГМК-Агро рассчитывает получить 30-процентную компенсацию прямых затрат. А это значит, что расчетный срок окупаемости, который в животноводстве составляет 9-10 лет, сокращается сразу на треть. И в этом случае козоводство становится инвестиционно привлекательным.
Пример для подражания
Основные пункты козоводческого направления в УГМК-Агро
Размер племенного поголовья: 1 тыс. голов на первом этапе
Объем производства: 3 т молока на первом этапе, 5 т молока при максимальной загрузке
Выход готового сыра: 10-15% от молока в зависимости от сорта.
Окупаемость проекта: 6 лет с учетом господдержки
Цена козьего сыра: 1100-1200 руб./кг
Инвестиции в проект: 2 млн 400 тыс. руб. — помещение и оборудование для опытно-экспериментального центра, 1 млн евро — покупка коз, 300 млн руб. — оборудование для сыроварения.
Сбыт: Сыр будет поставляться в крупные сети Екатеринбурга (Ашан, Метро) и трех ближайших городов-миллионников.
Сроки: первый сыр собственного изготовления появится весной, а обучение фермеров начнется в середине 2017 г.
Чистота породы: В 2018 г. планируется получить свидетельство племенного хозяйства, после этого совместно с Уралплемцентром начнется создание генофонда альпийской породы на Урале.
Мнение эксперта
Александр Спирин, один из основателей екатеринбургской сыроварни Fratelli Spirini («Братья Спирины»):
— Рынок натуральных сыров сейчас трансформируется. Есть ощущение, что сегменты «премиум» и «средний плюс» начали сжиматься, люди стали тщательнее считать деньги. Особенно это видно по сегменту HoReCa. Некоторые рестораторы уже готовы брать ненатуральный продукт. При этом — парадоксально! — в крупных сетях нет особого сырного изобилия, а работать с ними снова стало сложнее. Но, несмотря на переходный период, на новый продукт рынок всегда реагирует хорошо, и отлично, что есть возможность получать качественный продукт местного производства.