«На полке стоят в ряд и подделка, и оригинал». После раздела бизнеса два шоколатье не смогли поделить права на использование бренда и упаковки легендарных конфет. Потребители в замешательстве.
На Facebook активно обсуждают, что на полках в магазинах Екатеринбурга появился двойник легендарных конфет «Свердловский метеорит». Блогер Людмила Иванчина рассказала, что ровно в такой же упаковке продается «Уральский метеорит», только вкус у конфет совсем другой:
«Свердловский метеорит» отлично зашел. Мы с мамой так обрадовались, что обнаружили отличный шоколад, что заказали его сразу же на 3 тыс. с сайта. Пока ждали доставку, купили еще одну коробку в новом магазине «Трюфель». И тут нас ждал облом. Оказалось, что это нечто, на вкус политое бензином.
Дальше блогер рассказывает, что упаковка конфет была практически одинаковая, отличие в одно слово, производитель же оказался разный. Знаменитый «Метеорит» изготавливает «Первая шоколадная фабрика» и фирма «Настоящий шоколад». При этом шрифт, иллюстрация, размер коробки — все одинаковое, чего нельзя сказать о вкусе.
На следующий день каким-то чудом, в результате серфа по фб, я наткнулась на аккаунт производителя этих конфет. И выяснила, что был рейдерский захват бизнеса и на захваченных площадях, оборудовании и по технологическим картам производят вот это... Я правда не понимаю, зачем производить такое фу!? Какой в этом смысл? Это какая-то особая маркетинговая стратегия, наверное. Ведь все понимают, что чем лучше подделка по качеству, тем круче. Но не в этом случае. Неужели товароведы не в курсе ситуации? А если в курсе? То вот как они думают о нас, простых потребителях? Потому что эти конфеты невозможно есть, коробки целиком летят в мусорное ведро! Более того, на полке стоят в ряд и подделка, и оригинал.
В комментариях многие отметили, что тоже перепутали упаковки двух производителей:
Вот теперь все встало на свои места, я тоже облажалась, когда купила на подарок «Уральский метеорит» и понять не могла, почему не понравились конфеты зарубежным друзьям.
Упаковки Свердловского и Уральского метеорита очень похожи. Первый вариант — производство ООО «Настоящий шоколад». Вторая упаковка — ООО «Первая шоколадная фабрика».
Неразбериха на полках магазинов является продолжением конфликта двух шоколадных фабрик. DK.RU рассказывал, что в январе этого года на кондитерской фабрике «Настоящий шоколад» произошла смена собственников. Основатели Андрей и Сергей Денисов искали инвесторов для развития фабрики и расширения производства. В итоге в компанию вложили деньги частные лица:
По сути, у нас юридически грамотно отжали бизнес. При посредничестве бывшего подполковника полиции на нас вышли партнеры, владельцы одной строительной фирмы, мы договорились о сотрудничестве, закупке оборудования и начале работы. Бизнес потихоньку раскручивался, но наших партнеров не устроила скорость, с которой они «отбивают» свои деньги, и в конце прошлого года партнеры попросили нас вернуть вложения. Как раз в это время мы с братом (моим партнером и основным технологом нашего производства) договорились с другим инвестором, и он готов был выкупить долю строителей и вложить в бизнес сумму в несколько раз большую, чем нынешние рейдеры (порядка 42 млн руб.). Те почему-то сначала поменяли решение и передумали получать свои деньги, а после Нового года вовсе организовали захват предприятия.
В итоге компания «Настоящий шоколад» оказалась в руках новых владельцев, а главный технолог, создатель конфет «Рыжик», «Уральский метеорит» и «Мамина проказница» Андрей Денисов вместе с братом Сергеем были отстранены от бизнеса, который сами и создали. Судебные разбирательства не помешали братьям создать новое предприятие «Первую шоколадную фабрику». Сергей Денисов рассказывает, что в кратчайшие сроки им удалось запустить новое производство:
В итоге удалось вновь наладить производство конфет, нашли инвестора, закупили оборудование в Италии, итальянская сторона очень нам помогла, они поставили оборудование, которое обычно приходится ждать по полтора года. За четыре месяца удалось полностью выстроить предприятие с нуля. Все наработки у нас были, мой брат Андрей разрабатывал все рецептуры, дизайн упаковки, технологические карты — все разрабатывали мы. Так мы снова появились на полках в магазинах.
Получилось, что обе фабрики стали выпускать конфеты «Метеорит». Поскольку торговая марка не зарегистрирована ни одним из производителей, фабрики не нарушают закон, выпуская каждый свой «Метеорит». Однако возникает вопрос по поводу использования идентичной упаковки. Сергей Денисов рассказывает, что очень удивился, когда увидел на полке две одинаковые коробки конфет, он утверждает, что все права на использование упаковки принадлежат «Первой шоколадной фабрике»:
Нам очень жаль, что действия конкурентов уничтожают нашу уральскую торговую марку, наш бренд «Уральский метеорит». У них совершенно иная рецептура, люди видят знакомую упаковку, покупают конфеты, а на вкус они им не нравятся, в итоге негатив на все конфеты. Понятно, что люди начали свое производство на принадлежавшем когда-то нам оборудовании, используют придуманный нами с братом бренд, взяли нашу технологию. Но они даже технологию повторить не могут, потому что вкус у конфет совершенно другой. Не будем называть конкретную торговую сеть, но могу сказать, что появление на полках магазина конфет, один в один похожих на наши, — странное явление. Я первый раз вижу, что в магазины завозят идентичную продукцию. Конечно, все права на упаковку принадлежат нам с братом, мы придумывали дизайн. Очень большой вопрос к торговым сетям, которые ставят на полки копии наших конфет.
В магазинах соседствуют конфеты разных производителей, это путает покупателей. Например, «Свердловский метеорит» изготавливает Первая шоколадная фабрика, а «Умку»— фирма «Настоящий шоколад». Внешне кажется, что производитель конфет один и тот же.
Между тем, сотрудники торговых сетей рассказывают, что на прилавках магазинов не может оказаться случайный продукт без соответствующих документов, со всеми компаниями ТС заключает договор. При этом, по мнению Сергея Денисова, на полках не могут стоять товары в идентичной упаковке от разных производителей:
То, какой товар попадает на полку, зависит от категорийного менеджера. Обычно производитель приносит категорийному менеджеру продукцию, торговая сеть устраивает дегустацию, менеджеры проверяют товар: внешний вид, упаковку, вкусовые качества и тд. Но, если ты знаешь категорийного менеджера торговой сети, то никакие отборочные этапы проходить не нужно. Я не верю, что в торговой сети не обратили внимание на идентичную упаковку.
Печатает коробки для конфет обеим фабрикам одна и та же типография «Астра». Там рассказали DK.RU, что работают по договору с обеими фабриками:
Обе фабрики заказывают у нас упаковки. Но ответственность за то, что на полках появились конфеты разных производителей в одинаковых коробках, мы брать на себя не можем, мы ведь по договору работаем: что нас просят печатать, то мы и изготавливаем. Упаковки действительно очень похожи, мы понимаем, что покупателям порой сложно разобраться, нам самим не очень приятна такая ситуация, но там ведь еще идут судебные разбирательства. Кроме того, мы знаем, что одна из компаний готовится к ребрендингу, потому что им тоже не очень нравится, что товар похож на другой. Вместо «Настоящего шоколада» будет «Шоколадная мануфактура Корнилов», упаковка у них будет иная, пробную партию мы уже печатали, скоро на полках появится.
У представителей «Первой шоколадной фабрики» информация иная. Сергей Денисов объясняет, что с типографией был заключен договор, согласно которому печатать идентичную упаковку для «Настоящего шоколада» компания не может:
Я могу сказать, что типография ввела вас в заблуждение. Буквально этой весной с типографией был заключен договор, в котором сказано, что они не имеют право делать идентичную упаковку другой фабрике. Они в курсе, что произошло разделение бизнеса, хотя это и был откровенный рейдерский захват. И мой брат Андрей договорился с типографией, чтобы они только нам печатали коробки для конфет. Но видите, что произошло? По сути, если бы не было одинаковых коробок, не было бы и этой проблемы, не было бы негативных отзывов в адрес «Свердловского метеорита». Из-за этих коробок запутали всех покупателей. 7,5 лет никто нам не предъявлял претензии, все были довольны качеством, а за последние полгода, когда на полках этот фальсификат появился, столько негатива в адрес бренда посыпалось.
Старший юрист юридической компании «Legal Jazz» Зинаида Малыгина рассказала DK.RU, что очень похожая упаковка двух товаров вводит покупателей в заблуждение и может нарушать их права:
Дизайн упаковки — объект авторского права и какой-либо отдельной регистрации произведение не требует. Право возникает автоматически и для коммерческих целей. Никто иной, кроме правообладателя, использовать данный дизайн не может. Если дизайн был разработан для компании, то у компании должен был остаться договор передачи исключительных прав или авторского заказа. Правообладатель может выйти с защитой своего права на дизайн. Сложность в том, что дизайн копируется не полностью, отдельные детали изменены. Но если у потребителя складывается мнение о том, что это одни и те же конфеты, то экспертиза должна подтвердить сходство до степени смешения. И конечно же необходимо говорить о том, что наличие двух видов конфет в одинаковой упаковке вводят потребителя в заблуждение, а также портят деловую репутацию правообладателя. Наравне с судом можно обратиться и в УФАС.
Вторая сторона конфликта отказалась от комментариев.
Сергей Денисов признается, что скандал с потерей фабрики серьезно ударил по имиджу торговых марок, эксклюзив на часть из них и вовсе потерян, речь идет о «Свердловском метеорите» и «Рыжике»:
Кто-то скажет, ну разве это масштаб? Всего лишь конфеты. Но подождите, это ведь тоже бизнес! Причем нам никто не помогал его организовать, никакие дурацкие общественные организации, никто. Мы с братом вложили все свои деньги, взяли кредит и инвестировали все в фабрику. А потом ее увели и бренд загубили. Конечно, обидно. В Свердловской области есть шоколадное производство по итальянской технологии, где производят конфеты, которые не стыдно вручать в качестве презента иностранным делегациям! Правительство Свердловской области часто в качестве презента дарит наши конфеты почетным гостям, мы очень рады этому.На уровне правительства знают о ситуации, которая произошла у нас, но сделать ничего не могут.
Основатели знаменитых уральских конфет не собираются уходить с рынка и намерены развиваться. Сегодня Сергей Денисов отошел от операционного управления бизнесом на шоколадной фабрике, но по-прежнему болеет за дело, которое продолжает его брат Андрей Денисов:
Чтобы показать, что предприятие живо, очень символичным был выпуск конфет с фундуком под названием «Прометей», рецепт которых разработал Андрей. Это такой маркетинговый ход, которым он хочет сказать, что фабрика жива и будет выводить новинки на рынок. Сейчас «Первая шоколадная фабрика» может спокойно обеспечивать торговые сети.
Сергей Денисов также рассказал, что буквально на днях поступило предложение от государственного федерального предприятия построить в Екатеринбурге шоколадную фабрику с парком развлечений:
Федеральная структура предложила нам площадку с коммуникациями в черте Екатеринбурга под строительство шоколадной фабрики. Нам дают 160 га с выплатой стоимости земли на 10 лет. Они не хотят входить в долю, но готовы предоставить землю для строительства. Стоимость проекта 1,5 млрд руб. У нас есть идея, есть опыт запуска шоколадного производства и теперь есть земля, остается найти инвесторов. Я думаю, что в нашем городе есть от 8 до 10 человек владеют финансами, достаточными для инвестиций в уникальный детского шоколадного парка развлечений. У нас есть концепция, это будет единственный такой проект в России, я думаю, что инвесторам должно быть интересно.