«У нас в магазине (ТРЦ, банке или др.) нельзя снимать фото и видео!». Какую реакцию ждать от того, кто держит в руках камеру? Почему запрет будет иметь только негативные последствия — на DK.RU.
Татьяна Аржаева, директор «ТСК, лаборатория развития» (г. Новосибирск):
— Давайте сначала разберемся в том, кто и почему ведет съемку на фото- или видеокамеру.
1 | Покупатели — снимают товар, чтоб согласовать покупку с близкими. Очень удобно, позволит избежать проблем из-за неправильно купленного товара.
2| Конкуренты — занимаются мониторингом ассортимента и качества, цен, акций, продвижения, обслуживания и пр.
3 | Тролли, блогеры, журналисты — собирают компроматы или материалы о торговой точке. Используют для черного пиара, судебных разбирательств и пр.
4 | Операторы от отдела маркетинга самой торговой точки — готовят кадры для рекламного ролика о магазине, компании.
5 | Операторы от отдела маркетинга арендаторов в торговой точке, поставщиков, подрядчиков и т.д. — опять же готовят кадры для рекламного ролика, но своего.
А теперь поговорим о возможных реакциях персонала торговой точки — от частых к редким:
1 | Запрет со ссылкой на частную собственность, внутренние распоряжения торговой точки и пр.
При этом все понимают, что с точки зрения закона даже ссылка на частную собственность откровенно притянута за уши.
2 | Угрозы — сломать камеру, телефон, вплоть до физической расправы. Как правило, жестят охранники. Женщины — сотрудницы магазина — больше и громче кричат.
3 | Реализация угроз — порча камеры и телефона, драка легкой или средней формы тяжести.
3 | Вызов полиции, правда, с дипломатическим отсутствием памяти сотрудников магазина о том, что конфликт начался по их инициативе.
4 | Сотрудники магазина не замечают или делают вид, что не замечают.
5 | Сотрудники магазина помогают в проведении видеосъемки или фотосъемки, советуют, как и что лучше сделать. Но это редкость.
И главное — последствия для тех, кто снимает, и для магазина, если последний выбрал первые четыре реакции:
Если съемку делает покупатель в потребительских целях. Запреты, угроза и реализация угроз приводят к яркой выраженной антилояльности, как минимум, негативному сарафанному радио, трансляции съемок или ее остатков в социальных сетях, Youtube, Flamp, вплоть до судебных разбирательств в связи с нарушением целого ряда законов. Нужный товар не куплен, настроение испорчено, а может, еще и здоровье!
Конкуренты могут поступить как покупатели. В их руках сейчас потрясающий компромат — вы сами им его дали! И жестить они будут больше, чем реальный покупатель.
К тому же важно иметь в виду, что если конкуренты озадачились съемкой, то, с учетом современного оборудования, это будет незаметно. Поэтому серьезно стоит задуматься на тему, что не просто так товарищи палятся…
Так что лучше им покажите пример достойной реакции и влюбите их в себя (о чем позже). Что может быть изящней, чем влюбить в себя своего противника?
Тролли, блогеры, журналисты — будут жестить еще больше, чем предыдущие! Ведь для них это — рейтинг, просмотры, популярность, деньги, восстановление справедливости и т.д. Да и законы они знают лучше, чем покупатели. А тут такой подарок! Сложно влюбить в себя тролля или блогера, хотя и можно. Достаточно его обезвредить — сократить по максимуму поводы для негативных публикаций. Не грубите, не дерзите, не прикасайтесь ни к нему, ни к его оборудованию для начала!
Операторы свои — возможно, если не предупредили персонал точки. Потом, конечно, будут извинения. Но осадок останется со всеми вытекающими. Опять же нет гарантии, что не злопамятны.
Операторы партнеров — возможно, если не предупредили персонал точки. Потом, конечно, будут извинения. Но осадок останется. К тому же согласия точка может не дать, или даст один отдел, а другой предупредить забудет. В итоге раздражение и испорченные отношения… Оператор ведь обязательно расскажет о таком заказчику. И не только ему.
Причины негативных реакций магазина и их обоснованность:
1 | «Не хотим, чтоб о нас узнали что-то конкуренты». Вы правда верите, что в 21-м веке о вас могут конкуренты что-то не знать? Особенно о том, что находится в общедоступном месте?
2 | «Не хотим, чтоб нашли нарушения». Просрочку товара, отсутствие ценников, нарушения в проведении акции и т.д. Не по адресу копаете. Не по адресу! Надо бороться не с теми, кто снимает, а с теми, кто эти нарушения у вас в магазине (компании) допускает.
То есть нерадивыми сотрудниками, лоботрясами — родственниками, службой безопасности, неверно трактующей и исполняющей свою работу, хозяевами, делающими бизнес по принципу «пипл и это схавает / рабы и этому пусть будут рады».
3 | «Не хотим судебных разбирательств, жалоб в проверяющие инстанции и их проверок». Смотрим п.2.
4 | «Не хотим, чтоб стало достоянием общественности». Смотрим п. 2. Лучше признать и исправить, чем запрещать и угрожать. На первом имидж можно построить, а на последнем — испортить. Первое — сложнее, второе — попроще.
5 | «Чтобы не узнало начальство». Нерадивые сотрудники пытаются себя обезопасить, а то оштрафуют, уволят. Опять же не по адресу проблему решают. Надо начать работать хотя бы нормально… Но это, конечно, сложно. Проще косячить и запрещать съемку возможных нарушений.
Вывод:
Смысл запрещать? Пользы никакой. Для умного и находчивого человека это является намеком на то, что здесь что-то не так, надо копнуть, тут что-то нарушается! Ваши запреты — красная тряпка для быка! Особенно, если это тролль, блогер, журналист или конкуренты.
Что делать? Давний и весьма гениальный русский вопрос…
Помогать! Покажите свою клиентоориентированность и открытость на деле. Устройте тем, кто снимает, экскурсию, покажите лучшие места, объясните, расскажите. Демонстрируйте свою внимательность и доброжелательность, заинтересованность в большем предоставлении информации. А если косяк, тут же исправьте! Покажите свою готовность видеть ошибки и тут же их исправлять. Ценны не те компании, у кого нет ошибок, ценны те, кто их готов и умеет исправлять. Ведь вы можете направить внимание снимающих в нужную вам сторону всего лишь при помощи доброжелательности, которую ожидают меньше всего.
А профессионалу в бизнесе или конкурентной разведке не надо и снимать… Ему достаточно посмотреть на ваши полки и станет понятно:
А) какие бизнес-процессы у вас страдают,
Б) к чему это приводит,
В) какая у вас выручка с квадратного метра,
Г) сколько и кто у вас воруют
и... Д) когда вы закроетесь.
Станьте открытыми на деле, ведь в ваших и так уже публичных стенах ничего секретного нет. Более того, начните съемки поощрять. От таблички «снимать у нас можно» до организаций ярких композиционных выкладок, акций, дегустаций, мастер-классов, флешмобов и пр.
Инструментов масса. Было бы желание.
Материал подготовила Светлана Жигалова,
«Деловой квартал — Новосибирск»