В России за 2019-й год ушло с рынка более 12% всех коммерческих организаций. При этом число индивидуальных предпринимателей незначительно выросло. У этого тренда есть как минимум две причины.
За 2019 г. количество коммерческих организаций в России упало на 12,4% с 3,46 млн до 3,08 млн. Об этом говорится в исследовании компании СКБ Контур. При этом количество индивидуальных предпринимателей выросло на 2%, с 3,98 млн до 4,06 млн.
Сильнее всего число компаний сократилось в Орловской области — на 13% (с 10,6 до 9,3 тыс.), в Москве и Санкт-Петербурге — на 12, с 727 до 647 тыс. и с 280 до 250 тыс. соответственно. В ряде регионов коммерческих организаций стало больше, но несущественно: в Ингушетии на 4%, Ленинградской области — на 3%, Бурятии — на 1%.
Падение числа коммерческих организаций оказалось неравномерным. Сильнее всего оно сократилось в сфере воздушного и космического транспорта — сразу на 51%, с 2,7 по 1.8 тыс. Компаний по трудоустройству и подбору персонала стало меньше на 18%, страховщиков — на 13%, как и предприятий по оптовой торговле. Розничных ритейлеров стало на 10% меньше. Снижение количества юрлиц на фоне роста ИП может объясняться «дроблением бизнеса и уходом от налогов», предполагают в «СКБ Контур».
Бизнес в России закрывается в два раза чаще, чем открывается. Зарабатывать все труднее
Что касается ИП, то сильнее всего их количество упало в Чеченской республике — на 7%, и Кабардино-Балкарии — на 6%. Одновременно в Ингушетии индивидуальных предпринимателей стало больше на 12%, в Москве — на 10%, Петербурге — на 9%. Если рассматривать по отраслям, то в секторе «строительство инженерных сооружений» ИП стало сразу на 25% больше. На втором и третьем месте — деятельность по обслуживанию зданий и территорий, а также «производство кино- аудио- телепродукции» (на 15% с 13,1 по 15,4 тыс.).
Количество закрывающихся предприятий в России превышает количество новых с 2016 г. У этого тренда есть целый ряд причин, от падения покупательской способности до плохого делового климата и снижения рентабельности, говорил Владислав Корочкин, первый вице-президент «Опоры России».