Депутат гордумы Григорий Вихарев ушел с поста директора МУП «Спецавтобаза» — на его взгляд, он выполнил все поставленные перед ним задачи, подготовив предприятие к старту «мусорной реформы».
Как сообщили на предприятии, Григорий Вихарев написал заявление об увольнении по собственному желанию. По словам топ-менеджера, за те пять месяцев, что он руководил МУПом, ему удалось выполнить все поставленные перед ним задачи. В частности — подготовить «Спецавтобазу» к началу «мусорной реформы». У этой задачи было два аспекта, передает Ura.ru. Первый — экономический.
Предыдущие руководители «Спецавтобазы» представляли интересы ранее работавшей в мэрии управленческой команды. Они планово и организованно разрушали предприятие, уничтожали необходимую для сбора твердых бытовых отходов и их вывоза инфраструктуру. Предприятию был нужен антикризисный менеджер, способный в самые сжатые сроки выявить все мешающие нормальной работе проблемы. И найти простые, но эффективные пути их решения. Наша команда смогла предложить такие решения за минимально возможные сроки, — пояснил Григорий Вихарев.
На предприятии добавляют: после назначения Вихарева директором были подписаны графики вывоза мусора из частного сектора 34 городов области, оформлены договоры об обслуживании более чем с 15 тыс. компаний, разработана система контроля выполняемых операторами работ по транспортированию и захоронению твердых бытовых отходов, расторгнуты договоры с неэффективными подрядчиками. Несмотря на мрачные прогнозы, собираемость по начислениям уже в январе составила 37%, в мае превысила 50%. Но более важным как для власти, так и для жителей стал политический аспект.
В декабре прошлого года все понимали, что «мусорная реформа» — угроза для политической стабильности региона. Горожанам никто не объяснял ее суть. Наоборот, оппоненты губернатора и мэра разжигали страхи и недовольство в массах, провоцируя их на уличные протесты. С первого дня мы понимали, что должны ежедневно объяснять людям суть происходящего и своей работой показывать, что мы на стороне людей. И поэтому занимались просветительством, проводили сотни и тысячи разговоров, не просиживали штаны в кабинетах, а с утра до вечера лично работали в гаражах и на несанкционированных свалках, — подводит итоги своей работы Григорий Вихарев.
Временно исполняющим обязанности директора «Спецавтобазы» стал действующий исполнительный директор МУПа. Григорий Вихарев, в свою очередь, планирует вернуться в политику.
Ухожу с чистой совестью и большим багажом новых знаний в сфере экологии. В данное время я работаю председателем комиссии по экономическому развитию в гордуме. Планирую сосредоточить свои силы на законотворчестве и работе на благо Екатеринбурга и его жителей, — пояснил депутат.
Тем временем Федеральная антимонопольная служба России потребовала исключить из тарифа «Спецавтобазы» сумму в 983 млн руб. В предписании Региональной энергетической комиссии антимонопольщики указали на допущенные ошибки при установлении предельного единого тарифа для регионального оператора, передает 66.ru. ФАС считает, что основная часть затрат МУПа — 73,35% — приходится на транспортировку отходов, которой занимается единственный подрядчик — фирма «Транссервис». При этом в трех тендерах на вывоз мусора на 2,7 млрд руб., которые «Спецавтобаза» заключила с «Транссервисом», надзорные органы заметили целый ряд нарушений.
Во-первых, МУП нарушил правила проведения торгов. Вместо того чтобы опубликовать информацию о грядущих торгах во вкладке для торгов по ФЗ-44 (основной закон о закупках, по которому проводится большинство торгов), информация появилась во вкладке, предназначенной для торгов по федеральному закону № 223 («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). Это, заявляют в ФАС, ограничило круг участников. Кроме того «Спецавтобаза» провела три крупных лота, ограничив тем самым возможности операторов, которые вывозят ТКО меньшими объемами. В ФАС считают, что регоператор мог бы заявить более трех лотов меньшими объемами и тем самым увеличил бы круг участников аукциона. Цена транспортировки по итогам торгов не была снижена от начальной максимальной цены. В итоге Генпрокуратура и УФАС заставили «Спецавтобазу» искать новых подрядчиков на вывоз мусора.
В документе указан и ряд других нарушений при формировании тарифа для «Спецавтобазы» в 686 руб. Согласно выводам антимонопольщиков, из затрат регионального оператора на 2019 г. нужно вычесть все экономически необоснованные расходы на транспортировку отходов (601 млн руб.), на оплату труда сотрудников (212 млн руб.), на профессиональное обучение персонала (0,313 млн руб.), на амортизацию (1,43 млн руб.), на приобретение пакетов для сбора отходов (75 млн руб.), на административные расходы (91,85 млн руб.), расходы на расчетно-кассовое обслуживание (0,15 млн руб). В итоге ФАС рекомендует РЭК до 1 июня установить для «Спецавтобазы» необходимую валовую выручку на 2019 г. на уровне 2,1 млрд руб., а не 3,19 млрд руб., как сейчас.
Как писал DK.RU, мусорная реформа стартовала в России в начале 2019 г. Исключительное право на вывоз твердых бытовых отходов во всех регионах передали региональным операторам. Они должны вывозить мусор на строго отведенные полигоны, в том числе и из частного сектора, который впервые начинает платить за вывоз мусора. По мнению федеральных властей, реформа должна будет решить проблему появления несанкционированных свалок. Самым крупным предприятием на Урале, работающим с отходами и содержащим полигоны ТБО, является ЕМУП «Спецавтобаза». Также в области работают «Экосервис» и «Рифей».
С 1 апреля в пересчете на одного человека тариф на вывоз мусора в регионе составляет 146 руб. 12 коп. в месяц вместо ранее заявленных 148 руб. 60 коп. При этом тариф в Свердловской области один из самых высоких по стране, в год жители региона заплатят 8,6 млрд руб. за эту услугу. Больше только в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае. После запуска реформы РАНХиГС и аналитическая группа Wasteconsultin провели исследование и составили индекс «мусорной напряженности» в 33 регионах РФ. Свердловская область заняла в этом рейтинге второе место.
Известно, что «Спецавтобаза» через суд пытается оспорить предписание Федеральной антимонопольной службы. Согласно картотеке Арбитражного суда Москвы, 14 мая регоператор подал заявление о признании предписания незаконными. 20 мая суд отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнения предписания. Предварительное судебное заседание назначено на 18 июня.