Многоквартирные дома Екатеринбурга получат электронные паспорта, чтобы чиновникам было проще мониторить состояние жилфонда. По идее, о домах можно будет узнать все — от материала стен до тарифов ЖКХ.
Но УК и ТСЖ убеждены, что паспорта станут бессмысленной свалкой недостоверных данных.
«Деловой квартал» № 29 (887) от 19 августа 2013 г., стр. 14
Управляющие компании Екатеринбурга теперь обязаны составлять электронные паспорта многоквартирных домов и ежемесячно отправлять их в мэрию через систему электронного документооборота городского управления ЖКХ. Такой порядок работы утвердил на прошлой неделе сити-менеджер Александр Якоб. Как сообщили «ДК» в горадминистрации, ТСЖ, УК, жилищные и специализированные потребкооперативы должны будут заключить с администрацией города соглашение об обмене документами и раскрыть сведения о каждом доме. Среди прочего нужно указать год ввода в эксплуатацию, общую площадь, число жителей, материал стен, тип перекрытий, этажность, размер придомовой территории, класс энергоэффективности, степень износа, сведения о капремонтах и т. д. «Будет сразу видно, какие дома нужно вносить в городские и областные программы капремонта и переселения в первую очередь», — поясняют в горадминистрации.
По мнению участников рынка, для города электронная паспортизация домов — шаг вперед. Как отмечает Евгений Валентюк, заместитель гендиректора по автоматизации РЦ «Онлайн» (занимается разработкой облачных сервисов для начисления платы за ЖКУ), сейчас ясной сводной информации о домах в Екатеринбурге нет: «Поэтому реальную пользу получат все. Но вот как это будет реализовано — вопрос».
Правительство РФ распорядилось внедрить электронные паспорта домов весной 2013 г. Но в постановлении не были описаны ни параметры, ни формы. Кроме того, согласно документу, участники рынка ничего не получат взамен данных об объектах. «Неясно, как город будет заставлять УК и ТСЖ передавать информацию: ответственности за отказ не предусмотрено. Как и контроля за регулярностью и добросовестностью обновлений», — комментирует Антон Бондаренко, заместитель гендиректора УЖК «Урал-СТ» по экономике и финансам. Но в мэрии обнадеживают: «Сейчас только первый этап, становление системы. В ближайшие месяцы будут выходить дополнительные постановления, которые обозначат порядок работы». На сегодня известно: если у управляющей компании нет доступа в Интернет, придется приносить бумаги в МБУ «Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере». Всем остальным нужно получить электронные подписи и ключи проверки их достоверности.
Как считает Илья Сотонин, директор по развитию УК «Лига ЖКХ», в итоге ввод электронных паспортов потеряет смысл: «Прозрачность работы — конкурентное преимущество, она не должна быть навязанной сверху. Ведь если компания добровольно и открыто публикует отчеты — что сделано в доме, сколько средств потрачено, — для потребителя это стимул выбрать ее. Но до понимания этого участники рынка должны дорасти. Если же у УК нет желания быть прозрачной, ее не заставить отчитываться постановлением главы. Она нарисует любые цифры, все равно никто их проверять не будет».
Г-н Сотонин добавляет: УК уже размещают информацию о домах на федеральном портале «Реформа ЖКХ», есть риск, что новая система будет дублировать эти сведения. «Скоро компаниям придется набирать специальный штат, который будет заниматься только приготовлением отчетности. Это лишняя бюрократия», — говорит эксперт. Борис Штрикман, директор по развитию РЦ «Онлайн», соглашается: цели сведения информации о домах в единую городскую систему размыты, задачи неясны. «Непонятно, что будет с собранными данными, зачем они муниципалитету, какую пользу получат жители. Сам по себе электронный паспорт — это мертворожденный ребенок. Нужно говорить о его применении для контакта поставщиков коммунальных ресурсов, организаций ЖКХ и жителей, мэрии и контролирующих структур. Нельзя сначала собрать информацию, а потом думать, что с ней делать. В свалке будет тяжело разбираться», — предупреждает г-н Штрикман.
В мэрии уточняют: форсировать переход на электронные паспорта никто не будет — подготовка к выводу системы на полную мощность займет время. «Не удивлюсь, если в конце концов эта система заглохнет, так и не начав работать», — возражает Илья Сотонин. Тем не менее, Евгений Валентюк считает, что тендер на разработку электронных паспортов может заинтересовать екатеринбургские IT-компании. Поучаствовать в нем планирует и РЦ «Онлайн», но на победу не рассчитывает. «Мы создали комплексную систему — она полностью реализует электронные паспорта, интегрирована с сервисом по начислению платы за ЖКУ и позволяет всем участникам процесса использовать собранную информацию. Технологии есть и у других IT-компаний. Но обычно подобные аукционы проводятся в пользу структур, близких к власти», — резюмирует г-н Валентюк.
Авторы: Сергей Дружинин, Екатерина Стихина