Меню

УК «Система» построит мебельный гипермаркет

Решение о размещении в третьей очереди площадью 15 тыс. кв. м мебельного гипермаркета руководство УК «Система» (управляет торговым комплексом «Сибирский трактъ» , принадлежит собственникам ТК) прин

Собственники ТК «Сибирский трактъ» разместят в третьей очереди комплекса специализированный мебельный гипермаркет. Инвестиции в объект составят 300 млн руб., открытие запланировано на конец 2006 г. Как отмечают организаторы проекта, это будет первый концептуальный мебельный центр в городе. Основные игроки рынка пока не торопятся с оценкой его успешности. В ближайшие два года площадь мебельных ТЦ удвоится и главным критерием в конкурентной борьбе будет удачно выбранная концепция.

Решение о размещении в третьей очереди площадью 15 тыс. кв. м мебельного гипермаркета руководство УК «Система» (управляет торговым комплексом «Сибирский трактъ» , принадлежит собственникам ТК) приняло в мае текущего года, когда уже была возведена половина здания. До этого момента выбирали, какой именно направленности делать ТЦ. «Торговых центров с традиционным наполнением в городе появляется все больше, и они уже высокого уровня. Строить подобное для нас было бы губительно», — отмечает Алексей Караваев, директор УК «Система». Свободную нишу руководители управляющей компании увидели на рынке мебельного ритейла. По словам г-на Караваева, в пользу этого варианта говорили и нехватка качественных торговых площадей, и большое количество ритейлеров и производителей мебели, которые в них нуждались. «Проблема существующих площадок в том, что они создаются в зданиях иного назначения — на заводе, в столовой, в детских садиках, которые уже имеют сложившуюся архитектуру и которые переделать достаточно сложно. Концептуально проработанных мебельных ТЦ в городе нет». Первой ласточкой качественно иного подхода к мебельному ритейлу стал магазин «Мартин» на Ботанике, построенный компанией «Фолис» (торговые бренды «Новая квартира», «Офис-комплект»), — комментирует директор УК «Система».

Еще один довод для размещения мебельного гипермаркета в ТЦ — успешные продажи магазина «Элефант», ориентированного на средний класс (торговый бренд компании «Центромебель») во второй очереди ТК «Сибирский трактъ». Алексей Караваев: «Пошла волна звонков от мебельщиков, которые хотели бы тоже открыться в ТК «Сибирский трактъ». И мы решили заполнить третью очередь такими арендаторами. Мы начали вести консультации и нашли понимание у ритейлеров и сетевых мебельных структур». Для разработки концепции привлекли Вадима ­Митрофанова, председателя совета директоров группы компаний «Элекком». Пояснить свой интерес к проекту г-н Митрофанов отказался. Согласно концепции мебельный гипермаркет будет нацелен на средний класс. «У нас идет четкое позиционирование на людей с доходом от 8 до 60 тыс. руб. на члена семьи. Такой существенный разброс объясняется большими площадями нового ТЦ. Если бы мы сузили сегмент, то нашим арендаторам пришлось бы конкурировать «лоб в лоб» и занимать просторные площади с низкой арендной ставкой. В нашем ассортименте не будет откровенных «дров» — товаров низкого качества и товаров премиум-класса», — поясняет Алексей Караваев. В разработке проекта мебельного гипермаркета учитывался и опыт IKEA — признается руководитель УК «Система»: «Мы хотим приблизиться к стандартам IKEA по сервису, по навигации, по выстраиванию внутренних покупательских потоков, по информационному обеспечению посетителей и т. д. Если все это сделать на российском ассортименте, то получится очень сильный игрок нашего рынка, который будет интересен, несмотря на присутствие IKEA. Бороться с IКЕА на поле товаров для дома — это самоубийство, никогда таким ассортиментом не насытить ни один ТЦ в России. А дополнить их мебельный ассортимент — вполне реально». Еще одной особенностью нового мебельного ТЦ станет отсутствие бутиковой системы: вся торговля будет вестись на едином пространстве, а товарные группы будут четко зонированы, для всех покупателей начнет работать общий кассовый узел.

Александр Потапов, директор НП «Союз арендаторов», считает, что идею мебельного ТЦ руководство УК «Система» заимствовало у НП «Мебельщики Урала», которые начнут возводить свой мебельный центр площадью 20 тыс. кв. м на Амундсена — Краснолесья. До того как проект перешел в руки Вадима Митрофанова, компании вели переговоры о возможности совместной работы. «До разговора с нами у руководства УК «Система» не было стройной концепции, — заявил г-н Потапов. — Они нам предложили взять ТЦ в субаренду целиком, наполнить арендаторами и заниматься его управлением. Мы согласились. Нам был интересен этот вариант, поскольку у нас уже была готова концепция. Третья очередь сдается в этом году, а мы свой ТЦ построим года через два. Нам хотелось быстрее воплотить свои планы». Однако «Мебельщикам Урала» отказали в сотрудничестве без объяснения причины. Александр Потапов: «Позднее по своим каналам мы узнали, что в проекте участвует г-н Митрофанов, один из авторитетнейших людей в нашем бизнесе». Алексей Караваев сообщил «ДК», что переговоры с НП «Мебельщики Урала» действительно велись, но эта организация была не единственным возможным партнером: «Мы проводили тендер среди потенциальных партнеров и предпочли самого, на наш взгляд, опытного и достойного». Впрочем, как утверждает г-н Потапов, от неудавшегося сотрудничества с УК «Система» проект «Мебельщиков Урала» даже выиграет: «Да, считаю, что они воспользовались той идеей, которую мы продвигаем уже два года. Но мы не в обиде. Нам опыт УК «Система» дает возможность увидеть ошибки в создании концептуальных ТЦ. А они будут, скорее всего, хотя бы потому, что это первый подобный проект. Когда мы начнем возводить наш торговый центр, то промахов уже не допустим».

Г-н Караваев, в свою очередь, не спешит с оценками проекта «Мебельщиков Урала», мотивируя это тем, что ТЦ находятся далеко друг от друга как географически, так и по времени создания. «Что будет через два года — это нас пока никак не ограничивает, мы не можем ориентироваться на этот проект», — отмечает Алексей Караваев. Вероятным конкурентом гипермаркета для мебельщиков г-н Караваев считает проект мебельной улицы «Идея» в рамках ритейл-парка «Оборонснабсбыта» (сейчас на рынке работает два мебельных центра «Идея» общей площадью 3,8 тыс. кв. м, еще четыре МЦ откроются в октябре. — Прим. ред.). «Вряд ли мы разойдемся с ними по ценовым сегментам. Невозможно работать в узкой ценовой нише, когда площадь ТЦ 15-20 тыс. кв. м. Мы станем выстраивать свои конкурентные преимущества по ходу, когда они тоже запустят свой проект. Если сейчас оглядываться на соперников, то не сконцентрируемся на своем проекте. Мы осознаем преимущества нашей концепции: когда рядом откроется достойный конкурент, то будем делить покупателя. Компании на многих рынках уже соперничают между собой «лоб в лоб» и тем не менее процветают. Возьмите хотя бы фирмы, торгующие электроникой», — поясняет директор УК «Система». Надежда ­Кобзева, директор мебельного центра «Идея», также не может оценивать проект конкурентов однозначно: «Говорить о том, какими преимуществами мы обладаем перед этим игроком до того, как он выйдет на рынок, — сложно. По сути, для нас сейчас это «кот в мешке», и пока мы не знаем, с кем имеем дело». По ее мнению, наметившаяся в городе тенденция к увеличению торговых площадей для мебельщиков, с одной стороны, оправдана стремлением обеспечить удобство покупателю, но, с другой стороны, без четкой структуры таких ТЦ есть риск «утопить» покупателя в «гектарных» площадях гипермаркетов. «Сказать, какое число мебельных ТЦ способен вместить в себя Екатеринбург, непросто: все зависит от того, насколько разнообразным и востребованным будет предложение рынка. Естественно, с появлением таких игроков, как IKEA, другие участники мебельного рынка начнут искать свои ниши, будут стараться уходить в другие сегменты, корректировать стратегии и конкурировать на уровне концепций», — полагает г-жа Кобзева.

 

Текст: Ольга Рябова. dk@apress.ru

 

 

ПОДПИСЬ:

ХОСЕ ЛОПЕС: «До принятия федерального закона активно инвестировать в развитие на российском рынке рискованно, поскольку правила игры неясны. Хотя в дальнейшем мы намерены наращивать сеть салонов, но их формат и количество — коммерческая тайна».