Меню

Украина и Узбекистан взбунтовались против утилизационного сбора

Украина и Узбекистан просят власти РФ снизить для их производителей утилизационный сбор, который они платят за ввоз иномарок в Россию. Однако у правительства на утилизационные деньги большие планы.

В конце декабря 2012 г. Украина и Узбекистан выступили с запросом о снижении для их производителей утилизационного сбора, который взимается с юридических и с физических лиц, ввозящих в Россию иномарки. Напомним, сбор введен с 1 сентября 2012 г. и распространяется как на новые, так и на подержанные автомобили всех категорий (легковые, коммерческие, грузовые). В сентябре российские власти поясняли: утилизационный сбор поможет улучшить экологическую обстановку в стране и повысить безопасность движения. Со вступлением России в ВТО снизились таможенные пошлины на ввоз иностранных автомобилей, поэтому ожидался возможный наплыв поддержанных иномарок, которые представляли ли бы угрозу окружающей среде и повышали бы риск аварийных ситуаций на дорогах. Cредства утилизационного сбора правительство планирует направлять в специальный фонд, из которого деньги должны будут перераспределяться организациям, осуществляющим утилизацию отслуживших свой срок машин.

«В России сейчас формируется новая отрасль – утилизационная. По данным экспертов, минимальная инфраструктура уже создана в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах. Сейчас действует девять предприятий, способных полностью утилизовать автомобиль (применяется такое понятие – «шредеровать автомобиль»). Однако мощностей по переработке стекла и пластика пока еще практически нет», - комментирует директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании Владимир Добровольский. И уточняет: пункты приема машин для утилизации сейчас формируются. Так, у АвтоВАЗа есть 266 таких точек, созданных на базе дилеров Lada. Ford Sollers имеет 200 пунктов приема на базе дилеров и партнеров, имеющих лицензию на утилизацию, Renault располагает 120 пунктами на базе дилеров Renault, Nissan и АвтоВАЗа, КАМАЗ - 115 пунктами на базе дилеров, сервисно-технических центров и привлеченных организаций. У ГАЗа около 100 пунктов преимущественно на базе дилеров, у Toyota - 86 пунктов, так же преимущественно на мощностях дилеров, у Volkswagen - 90 точек приема, созданных на базе партнерских организаций.

«В Европе практика утилизации автомобилей действует уже несколько лет. Так, например, в Великобритании работают около 2,5 тыс. разборочных площадок и 37 перерабатывающих заводов, которые ежегодно утилизируют около 2 млн. авто. В Германии перерабатываются в год около 3,5 млн. старых автомобилей на 47 шредерных заводах и 16 разборочных предприятиях, в США в год перерабатываются около 12 млн. машин», - говорит г-н Добровольский. Однако эксперт слабо представляет, как российские власти будут стимулировать автовладельцев передавать устаревшие машины в утилизацию: «Я не могу прогнозировать, какие действия предпримет правительство в этом вопросе. Но Минпромторг сейчас прорабатывает мотивационную схему, предлагающую корректировку ставки транспортного налога и ОСАГО в зависимости от экологического класса и возраста автомобиля, а также ограничение срока эксплуатации транспорта».

Добавим, что никаких решений по утилизационному сбору между Россией, Украиной и Узбекистаном пока не принято. Тем временем, по словам экспертов, его введение уронило импорт иномарок в страну. Так, по данным Федеральной таможенной службы, в сентябре 2012 г. объем ввозимых в Россию легковых и грузовых машин снизился. Ввоз автомобилей ZAZ и «Богдан» ИЗ Украины упал на 67%, импорт из Узбекистана (в основном Daewoo) снизился на 93% до 297 машин. Наряду с этим в сентябре снизились продажи Daewoo на 17% до 7 тыс. машин, продажи ZAZ на 61% до 651 штук. Что касается грузовых автомобилей, то их ввоз из Южной Кореи упал на 97%, из Китая – на 89%, из Таиланда - практически в 3,5 раза, из Германии - более чем в 3 раза, до 336 грузовиков, из Италии - почти в 5 раз, до 226 машин, из Франции - почти втрое, до 162 автомобилей, из Испании - вдвое, до 256 машин, из Швеции - в 4,5 раза, до 20 машин. «Однако снижение объемов ввозимых автомашин в сентябре было связано в основном с большим объемом импорта машин в июле-августе. Несколько компаний даже успели оперативно воспользоваться десятью днями после присоединения к ВТО, когда пошлины снизились, а утилизационный сбор еще не был введен», - комментирует Владимир Добровольский.

И прогнозирует: утилизационный сбор может повлечь увеличение стоимости легковых машин, по разным оценкам, на 1,5-3%. Причем рост будет плавным, так как дилеры и импортеры пока располагают автомобилями, ввезенными до введения утилизационного сбора. Однако ряд экспертов прогнозируют рост цен на некоторые автомобили на 20-40%.