Меню

«Улучшение на 1% кажется небольшим, но со временем становится определяющим»

Иллюстрация: pixabay.com

Почему японские автопроизводители десятилетиями удерживают лидирующие позиции? В стране практикуют кайдзен — стремление к постоянному улучшению. Как учит бизнесу культура Страны восходящего солнца?

В каждой культуре — свои секреты, в том числе и свои способы саморазвития и улучшения продуктивности. Консультант по продуктивности Адриан Шеперд поделился с Business Insider неожиданными уроками по улучшению производительности, которым он научился в Японии.

— Последние 24 года я называю Японию своим домом. За это время я узнал, что в это стране все по-другому. Я успел поработать с руководителями транснациональных корпораций, таких как Panasonic, Komatsu и Takeda, и обнаружил, что их подход к бизнесу выглядит нелогичным для тех, кто никогда не бывал в Японии.

Впрочем, это касается не только бизнеса. Будь то диета или наведение порядка дома: все в Японии отличается от того, к чему привыкли на Западе. Япония научила меня смотреть на продуктивность на более глубоком уровне. Вот чему я научился:

1. Понять кайдзен

В переводе с японского кайдзен — постоянное улучшение. Именно поэтому японские автомобилестроители много лет были лучшими в отрасли. Кайдзен — это сложный эффект в действии. Улучшение на 1% может показаться не таким уж большим, но со временем он может стать определяющим.

Эта философия пронизывает все сферы жизни. Джиро Оно, шеф-повар суши, объясняет:

Я делаю одно и то же снова и снова, постепенно улучшаясь. Всегда есть стремление достичь большего. Я продолжу подниматься, пытаясь достичь вершины, но никто не знает, где она находится.

2. Обращать внимание на детали

Путешествуя по Японии, сложно не заметить, насколько японцы внимательны к деталям. Изысканная упаковка, аккуратность, организация, еда — все на высоком уровне.

Лучше всего все это можно описать словом «забота». Японцы заботятся о мелочах. Да, дополнительная работа занимает много времени, но хорошая репутация со временем дает прекрасные плоды. Японцы никогда не скажут о какой-то части своего бизнеса: «Это не так важно». Значение имеет все.

3. Еда — это топливо

Ужин в Японии не подают, его выставляют. Гости, приходящие в японские дома, часто удивляются, обнаружив перед собой пять или шесть блюд на ужин, при этом обязательно в наличии суп мисо и рис. Их дополняют два или три овощных блюда, рыба и мясо.

Несмотря на такое разнообразие блюд, вы редко покидаете стол с ощущением полной сытости. В Японии популярна такая поговорка: «Тому, кто сыт только на 80%, не нужен доктор». Суть не в том, чтобы наесться до отвала, а в том, чтобы удовлетворить голод.

Ограничивая потребление калорий, люди продлевают свою жизнь. Японская диета оказала большое влияние на мое здоровье. Я очень редко простужаюсь, у меня больше сил и энергии, чем было в 20 лет.

4. Ванна помогает решить проблему со сном

Говоря о производительности, никогда не стоит упускать из виду состояние здоровья. Как говорил мой наставник Джим Рон, «некоторые люди чувствуют себя плохо, потому что не чувствуют себя хорошо». Как большинство американцев, я обычно принимал душ утром, перед работой. Но в Японии куда чаще принимают ванну перед сном.

Я сопротивлялся этой традиции, но в итоге сдался, теперь я точно не вернусь к утреннему душу. Теперь сначала я моюсь в душе, а затем отмокаю в ванне при заранее запрограммированной температуре минимум 15 минут. Стресс улетучивается.

Читайте также: «Быть собой — всегда риск. Но вам не стать лидером без проявления эмоций»

С учетом того, как много работает наше тело, отдых в теплой ванне — идеальный способ завершить день. По данным Национального института неврологических расстройств и инсульта, «хроническое недосыпание или плохой сон повышают риск таких заболеваний, как высокое кровяное давление, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, депрессия и ожирение».

После принятия ванны я отлично сплю, что положительно сказывается на здоровье.

5. Научиться наводить порядок

В Токио и Осаке у людей нередко бывают квартиры площадью 20 квадратных метров или меньше. Пространство ограничено, поэтому людям нужно тщательно продумывать пространство. Неудивительно, что Мари Кондо с ее бестселлером «Магическая уборка» стала  в стране культурным феноменом.

Уборка касается не только индивидуального уровня. В компаниях часто также хранится много ненужных вещей. Устаревшие учебные материалы, дела клиентов копятся в офисах год за годом.

Применяя философию Кондо, я заставляю клиентов либо выбрасывать, либо оцифровывать материал, чтобы очистить рабочее пространство. Очищая все вокруг, вы даете себе свободу, которая приводит за собой рост производительности.