Незадолго до ареста министр продвигал идею сократить долю государства в нефтяной компании до менее 50%. Это ослабило бы позиции главы компании Игоря Сечина, полагают эксперты отрасли.
Экс-министр экономразвития Алексей Улюкаев в частных беседах убеждал коллег в необходимости вывести «Роснефть» из-под государственного контроля, пишет Reuters со ссылкой на два неназванных источника. По данным издания, Улюкаев продвигал эту идею до того, как был задержан 14 ноября по обвинению в коррупции, а днем позже арестован и освобожден от своего поста. Однако связи позиции экс-министра и его арестом в Reuters не нашли. Как сказали несколько чиновников правительства, задержание Улюкаева не мотивировано ничем, кроме демонстративной борьбы с коррупцией.
Любой план сократить долю государства в «Роснефти», которому через «Роснефтегаз» принадлежит 69,5% нефтяной компании, ослабил бы позиции Игоря Сечина, говорят эксперты отрасли. В Кремле и «Роснефти» на вопросы издания не ответили. Следователь СКР по делу отказался отвечать на вопросы, адвокат экс-министра также не смог дать ответов из-за конфиденциальности информации.
В этом году запланирована приватизация 19,5% акций «Роснефти», принадлежащих «Роснефтегазу». Ожидается, что компания сама купит этот пакет, но позднее акции должны быть проданы частным инвесторам. Улюкаев, по данным источников, предлагал продать еще один пакет, после чего доля государства снизилась бы до менее 50%. Такая мысль возникала у чиновников и раньше, но не сообщалось, что ее продвигал именно бывший министр экономразвития.
Улюкаев был арестован 15 ноября, его обвиняют во взяточничестве на сумму $2 млн у представителей «Роснефти» за положительную оценку сделки по приватизации госпакета «Башнефти». По версии следствия, экс-министр вымогал взятку и угрожал представителям нефтяной компании. Улюкаев не признает вины.
28 ноября суд отказался удовлетворить жалобу адвоката бывшего министра Николая Гриднева и оставил Улюкаева под домашним арестом, пишет «Коммерсантъ». На рассмотрении жалобы стали известны новые подробности задержания: по словам защиты, сотрудники ФСБ грубо нарушили уголовно-процессуальный кодекс и незаконно удерживали Улюкаева, пока на следующий день в 2 часа ночи следователь не возбудил в отношении него уголовное дело. Адвокат пытался добиться от суда разрешения экс-министру на прогулки, возможность дать интервью «Эху Москвы» и дать доступ к электронной почте. Суд условия домашнего ареста не изменил, а прокурор заявила, что нарушений при задержании не было.