«Масса людей судит других по количеству подписчиков в Instagram. Даже отношения начинаются с этого: «А что тебя в ней привлекает?» — «У нее 7000 подписчиков». Смешно и дико». Колонка Олега Кузина.
Рубрика «Сохрани себя» на DK.RU
Олег Кузин, заведующий отделением № 2 (Психосоматический центр) Областной клиники неврозов «Сосновый бор»:
— Каких только определений не придумали для молодого поколения, особенно после прокатившихся по всей России в марте протестных акций, а я бы назвал его поколением рейтингов. И я тут даже не о политике говорю. Выборы Трампа наглядно показали, как виртуальная реальность может преодолеть физические границы Интернета и управлять нашей обыденной жизнью. Я о том, что происходит с эмоциями, с любовью.
Стремление заработать лайки и фолловеров нередко превалирует над отношениями.
Недавно ко мне на прием пришла девушка с жалобой — молодой человек стал ограничивать ее в общении с друзьями, пошли разборки, слезы, ссоры. Вроде бы в отношениях все было в порядке, и тут ни с того ни с сего он пытается ограничить ее свободу. Я задал встречный вопрос: «Подожди, а что его побуждает тебя ограничивать? Ты как-то всему обществу сигнализируешь, что принадлежишь этому человеку, что ты с ним? Подаешь ли примитивные сигналы? Взять за руку, положить голову на плечо. Это те знаки, которые говорят — я занята». И она понимает — нет, она таких сигналов не подает. Она, будучи в отношениях, не прекращает собирать лайки с окружающих, более того, если она поставит себе статус «занята», то ее популярность сразу резко упадет.
Чтобы построить отношения, требуются усилия с обеих сторон, постоянные и ежедневные. Но зачем находить способы выхода из конфликтов, если у тебя есть несколько тысяч подписчиков и к тебе выстроилась очередь? Проблема одна — выбрать, кто следующий. Раньше в одного мальчика или девочку влюблялись всем классом, сейчас масштаб куда больше — влюбляются районами, городами. И не в конкретного человека, а в образ из Сети. Напрягают отношения с одним? Всё, свободен — кто там следующий? Получается, что рейтинги, стремление быть хорошим в чужих глазах препятствуют нормальным искренним чувствам. Человек может позволять себя любить, но теплые близкие отношения подспудно воспринимает как опасность, они ведь сразу снизят его рейтинг. Возникают даже не любовные треугольники, а какие-то любовные массивы данных, пирамиды рейтингов. В последнее время я разговаривал не с одним, не с двумя, а с массой людей, для которых потенциальная возможность увлечься кем-то начинается с количества подписчиков в Instagram.
Вроде бы смешно, вроде бы дико, но это так. Спрашиваю: «А что тебя в ней привлекает?» Ответ: «У нее 7000 подписчиков».
Cейчас наши чувства и эмоции, интересы и привычки пытаются оцифровать, систематизировать и загнать в какую-то стройную предсказуемую систему. Мы уже перестали удивляться, если нас преследует реклама товара или услуги, которую мы однажды нашли в поисковике. Машины делают выбор за нас. Дальше — больше, есть нейросети, есть аппаратура, которая считывает реакцию по движению зрачка. Такое бурное развитие технологий совсем скоро приведет к тому, что роботы будут понимать наши чувства, даже те чувства, которые мы, возможно, не хотели бы раскрывать, делать достоянием общественности. Мы станем открытой книгой для электронных устройств. Представьте такой мир, когда все враз начнут говорить всю правду. Страшно? И все идет к тому, что роботы будут нас знать лучше, чем другие люди, и, возможно, мы это примем за настоящую любовь, так как нас реально будут понимать без слов. Машины могут стать нам дороже людей, ведь нам не придется себя ломать под них — они подстроятся сами. Пока еще в нормальных отношениях сохранялось недостижимое для роботов преимущество — близкий телесный контакт, но и это научились восполнять. Не так давно читал, что в Японии уже создали костюм для занятий сексом, который передает всю механику, воздействует на те самые точки.
Кроме потери какой-то человеческой приватности, виртуализация сознания вызывает падение способности критически оценивать информацию. Где правда, где ложь? Где настоящее, где мнимое? Одно дело, когда мы сами участвовали в событиях, видели их своими глазами, то есть реальность была осязаема. Другое, когда получаем информацию в виде готовых оцифрованных решений, и нам трудно отличить, где правда, а где вымысел.
Получается, в современном мире можно вот так запросто создать аккаунт, пускай даже выдуманный, накрутить рейтинг, запустить массовый флешмоб, спровоцировать моду на что-то, и дальше — управляй сознанием, куда хочешь веди.
Понятно, что процессы не остановить, из Интернета людей не вытянуть, да и незачем. Но одновременно с продвинутостью в Сети важно повышать продвинутость в технике безопасности эмоциональной сферы. Все таки иметь высокий рейтинг и что-то значить в Сети — это история про удовольствие, власть, про что угодно, но не про счастье. Кнопку удовольствия можно жать бесконечно и кайфовать от этого, но время от времени нужно себя пощипывать, проверять — не свернул ли я с дороги искренних чувств, настоящие ли эмоции я испытываю, или я просто включился в флешмоб 7000 подписчиков. Мы пропадем, если забудем, что любовь — это активная заинтересованность в развитии другого.
Маитериал подготовила Наталья Валюгина,
архив журнала «Бизнес и Жизнь»