По статистике, на Урале падает спрос на слабый алкоголь. Ритейлеры уверяют, что в продуктовых сетях продажи алкоголя падают по всем группам. Только алкомаркеты удерживают клиентов за счет низких цен.
Согласно данным Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), розничные продажи водки в УрФО за первые 6 месяцев 2015 г. снизились на 3,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Всего в регионе было продано более 4,1 млн дкл водки (1 дкл равен 10 л). Однако, фактическое снижение продаж выявлено лишь в Курганской области — на 21,8% и в Челябинской — почти на 10%. В остальных регионах УрФО продажи водки остались почти на уровне 2014 г.
На заводах в Курганской, Тюменской, Свердловской областях в первом полугодии наблюдался рост производства водки в пределах 7%, передает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на данные ЦИФРРА. Тем не менее, в среднем по региону отмечается падение производства на 26% за счет снижения объемов в Челябинской области (так как весной была приостановлена работа на Златоустовском ликероводочном заводе).
В целом по Уралу на 4,1% увеличились продажи коньяка. Наибольший рост показали Свердловская и Челябинская области — на 6,1% и 10,1% соответственно. В то же время жители двух регионов стали употреблять меньше вина и пива — на 4% и 8% соответственно. Существенное падение продаж пива, по данным ЦИФРРА, зафиксировано в Челябинской области — 17% и Свердловской — 10%. Продажи слабоалкогольных напитков снизились более чем на 30% в целом по УрФО.
Ранее Александр Корякин, генеральный директор компании «Уралторгсервис», отмечал в комментарии DK.RU, что спрос стал перераспределяться не только в кризис, но и из-за роста культуры потребления спиртного в последние 10-15 лет.
«Рост культуры потребления, в свою очередь, привел к перераспределению спроса. Любители пива повысили градус — стали отдавать предпочтение вину. Наиболее консервативный потребитель — это любитель коньяков. Если человек предпочитал французский коньяк, то, несмотря на повышение цены, он от него вряд ли откажется. Что касается массового потребителя, скорее всего, он будет искать продукт подешевле, но с достаточным уровнем качества», — отмечал г-н Корякин.
Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз напротив — считает, что рост потребления крепкого алкоголя «самым ярким признаком кризиса».
«В это время, действительно, падают продажи слабоалкогольных напитков, а водка и коньяк идет в рост, — пояснил г-н Дробиз. — В регионах, где идет значительное снижение потребления водки, абсолютно точно меньше пить не стали — просто розничные продажи легальной водки заменили нелегальные. И их доля продолжит увеличиваться».
Ритейлеры подтверждают падение продаж, их слова приводит газета «КоммерсантЪ».
«У нас нет ни одной подгруппы алкогольной продукции, которая бы росла», — говорит президент торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин.
По словам совладельца сети «Кировский» Льва Ковпака, в настоящее время уменьшается само потребление алкоголя, в том числе — крепкого. Г-н Ковпак пояснил, что несмотря на то, что водку немного поддержала коррекция цены, ее продажи все равно сократились примерно на 10%.
«В рознице цены на импортный алкоголь выросли на 20-80%, а покупательская способность напротив — падает. Торговые сети вынуждены искать компромиссы: либо искать импортеров с запасом продукции по старым ценам, либо переходить на более дешевые товары», — говорил в начале года Александр Корякин.
Гендиректор группы компаний «Семь пятниц» Владимир Чамовских, напротив, сообщил, что продажи в сети за год выросли примерно на 15–20%.
«Рост происходит за счет количества покупателей пропорционально во всех сегментах. Мы связываем его с политикой низких цен, что актуально в кризисное время. Мы держим цены на 25–30% ниже, чем в локальных сетях, и на 10% ниже, чем в федеральных. Кроме того, ассортимент у нас больше, чем в обычном продуктовом магазине, в пять раз», — рассказал г-н Чамовских.
И добавил, что ассортимент за это время все же изменился. В частности, сеть сократила линейку элитного алкоголя и увеличила присутствие на полках товаров среднего и нижнего ценового сегмента.