эксперты Леонид Блинов заместитель директора компании «УралВЭС» Вячеслав Кульков директор уральского представительства компании «ТехноСерв» Сергей Осадчиков генеральный директор компании «Галактик
эксперты
Леонид Блинов
заместитель директора компании «УралВЭС»
Вячеслав Кульков
директор уральского представительства компании «ТехноСерв»
Сергей Осадчиков
генеральный директор компании «Галактика-Урал»
Борис Степанов
генеральный директор компании «Универсальные системы»
Как заказчики ERP-проектов перевернули рынок
Сколько независимых провайдеров останется на рынке
Отличительная особенность ИТ-рынка — странное отношение к прогнозам. С одной стороны, есть законы, описывающие рост и изменение технологий, и они работают десятилетиями (как, например, закон Мура, описывающий рост производительности процессоров), с другой — никто не знает, какая технология появится в следующем году и как именно она перевернет мир. Примерно так же обстоит дело и с развитием рынка. Вчера казалось, что региональные системные интеграторы уже практически потеряли возможность конкурировать с федеральными структурами, а сегодня на рынке появляются две новые уральские фирмы, сразу обслуживающие крупные заказы.
Екатеринбургский рынок системной интеграции в 2007 г. пережил целых два потрясения. Во-первых, в начале года активно заработала новая компания «Универсальные системы», близкая к «Уралсвязьинформу» и получившая самые интересные контракты крупнейшего регионального оператора связи. Она же перевернула весь местный кадровый рынок, спровоцировав волну карьерных перемещений. Перераспределение контрактов больнее всего ударило по подразделениям федеральных компаний «Микротест» и «Открытые Технологии», имеющих в Екатеринбурге не просто представительские офисы, а полноценные филиалы с большим числом инженеров: они лишились крупных заказов и потеряли часть квалифицированного персонала. На фоне всех этих потрясений появилась еще одна новая компания — «Уральский центр систем безопасности», созданная бывшим руководителем уральского офиса «Открытых Технологий» Андреем Антипинским, который, собрав команду профессионалов, смог получить несколько крупных контрактов.
Вторым громким событием стала продажа старейшего уральского системного интегратора — компании «Корус», которая вошла в состав группы «Ланит». Это прецедент для рынка — до сих пор бизнес системных интеграторов считался неотделимым от личности руководителя. Однако Борису Шимановичу, президенту ИТ-холдинга «Корус», удалось грамотно разделить бизнес на несколько направлений. Еще в прошлом году «Голден Телеком» купил интернет-провайдера «Корус ИСП», затем из бизнеса выделилась компания «Эй-Си-Эс», занятая системной интеграцией и разработками в интересах крупнейших федеральных заказчиков. Остальной бизнес в области системной интеграции продали москвичам. В составе ИТ-холдинга остались только компании «Корус-сервис» (обслуживание техники) и «Корус-центр» (участие в федеральных тендерах).
Тем временем продолжали приходить новые игроки. В начале года в Екатеринбурге появился офис питерской компании BCC («Бизнес Компьютер Центр»), а в ближайшее время должно открыться представительство компании «КОРУС Консалтинг» (никак не связана с уральским ИТ-холдингом «Корус»). По мнению Вячеслава Кулькова, директора уральского представительства компании «ТехноСерв», сейчас стало окончательно ясно, что федеральным игрокам практически бессмысленно держать производственные офисы в регионах: «Крупный бизнес выстраивается в жесткую вертикаль, с принятием решений в Москве. Роль филиала как продающего подразделения сводится к анализу регионального рынка и к выходу на руководство холдингов, в 80% случаев находящееся в столице. Это выгодно: квалифицированные сотрудники из регионов в течение 4 часов могут добраться до московского заказчика и отработать с ним все вопросы. И для компании это оптимальнее, чем задействовать свои столичные ресурсы». Борис Степанов, генеральный директор компании «Универсальные системы», утверждает, что москвичи окончательно утвердились на уральском рынке и контролируют не менее 50%.
Однако ставить крест на уральской системной интеграции еще рано. Г-н Степанов: «Определяющую роль на рынке играет наличие или отсутствие кадрового ресурса. Если собрать команду профессионалов, то можно рассчитывать на хорошие контракты с крупными заказчиками, поскольку договоры заключаются под компетенцию и заказчику не столь важно, где штаб-квартира исполнителя, главное — чтобы он мог обеспечить качество работ на месте». На долю уральских компаний, не способных конкурировать с москвичами по уровню компетенции, всегда хватит работ по сервису и эксплуатации, так как здесь важна близость к объекту. По прогнозам аналитиков, структура российского рынка системной интеграции будет постепенно меняться — доля от продаж оборудования начнет снижаться за счет роста спроса на сервис и аутсорсинг.
На рынке ERP конфронтация между местными и федеральными игроками не так заметна, поскольку собственно уральских компаний на нем осталось не так уж много, за исключением сегмента внедрения 1С (по поводу этой программы многие аналитики не пришли к единому мнению, включать ли ее в число ERP-систем). Бизнес интеграторов стабильно рос весь год и наконец перестал зависеть от воли случая. «Раньше спрос носил непредсказуемый характер, спрогнозировать количество новых контрактов было невозможно. Сейчас проекты стали крупнее и идут довольно ровным потоком», — рассказывает Петр Васильев,управляющий по коммерции компании «Акроним».
Однако главные изменения на рынке происходили в головах потребителей этих систем. Сергей Осадчиков, генеральный директор компании «Галактика-Урал»: «Отношение к автоматизации бизнеса стало более зрелым. Люди начали мыслить земными понятиями и оценивают эффект от внедрения, а не то, какие преференции даст им система на Лондонской фондовой бирже. Все просят ответить на простой вопрос: что это мне даст как собственнику предприятия?» Г-н Васильев: «На рынке пройден некий переломный момент: компании стали воспринимать автоматизацию как серьезный бизнес-проект. Его уже не отдают ИТ-службе. Предприятия предпочитают создавать для этих целей проектные офисы, привлекать внешних консультантов. Раньше это было редкостью, а сейчас практически стандарт. Все чаще заказчики, выбирая интегратора, учитывают его опыт в конкретной отрасли».
Последний факт получил ряд далеко идущих последствий. Перечень секторов экономики, в которых у местных внедренцев бизнес-систем есть богатый опыт, не так велик. Поэтому заказчики, выбирая подрядчика, нередко даже не рассматривают уральские компании, а ищут интегратора с конкретными наработками в узкой области. Часто выбор сводится к одной-двум фирмам. Именно поэтому многие автосалоны Екатеринбурга сотрудничают с московской компанией «Интеллект-сервис», которая адаптировала для России одну из лучших программ для автобизнеса Incadea. «Хороший вкус», принимая решение о внедрении ERP, практически сразу ориентировался на «Ланит», имеющий в портфеле отработанное решение для автоматизации мясокомбинатов, а ИД «АБАК-ПРЕСС», выбирая поставщика по внедрению CRM-системы, рассматривал предложения трех-четырех компаний, наработавших опыт автоматизации издательских домов.
В подобных условиях у екатеринбургских интеграторов только два пути — либо специализироваться, либо заниматься обслуживанием уже внедренных москвичами систем.
Завершающийся год для местного интернет-рынка может войти в историю под именем поворотного. В начале 2007 г. в Екатеринбурге появился третий магистральный игрок — компания «Ростелеком» (РТК), владелец одного из двух каналов, по которым, собственно, и подается Интернет в город. До этого рынок делили между собой «ТрансТелеКом» и РТКОММ (работает на арендованных у РТК каналах связи). Цены на магистральный трафик достаточно активно снижались и до этого, но приход третьего игрока, заинтересованного в резком приросте абонентской базы, сильно ускорил процесс. В итоге за год стоимость трафика упала более чем в два раза и пересекла наконец рубеж экономически обоснованных безлимитных тарифов. Де-юре подобные предложения были и раньше, но для этого провайдерам приходилось выдумывать сложные схемы с использованием ресурсов спутниковой связи либо искусственно урезать скорость доступа для пользователей. Теперь же на рынке началось развитие настоящих безлимитов, и их станет еще больше, когда запустит свой магистральный канал компания «Голден Телеком». Фактически его строительство уже закончено — вопрос только в согласовании нового объекта связи с административными органами.
Появление безлимитных тарифов выводит услугу доступа в Интернет на иной уровень и изменяет саму модель использования Интернета в быту. Теперь пользователь не задумывается над тем, сколько информации ему можно выкачать, и чувствует себя значительно свободнее. С одной стороны, это стимулирует все сопутствующие виды интернет-услуг (реклама в Сети, создание сайтов, онлайновые сервисы и т. д.), но с другой — затрудняет жизнь провайдерам.
Раньше все они вели, по сути, простой бизнес — покупали трафик дешевле, продавали дороже. Леонид Блинов, заместитель директора компании «УралВЭС»: «Со временем само понятие стоимости трафика исчезает. В Екатеринбурге, как и во всем мире, пользователи будут платить только за скорость». В подобной ситуации чувствовать себя комфортно могут только первые пять-шесть провайдеров города — конкурентоспособность остальных резко падает, поскольку они не способны обеспечить достаточные объемы для того, чтобы магистральщики продавали трафик не помегабайтно, а сразу полосой пропускания. В перспективе выход у небольших фирм только один — становиться агентами крупных игроков и работать как сервисная компания. Это возможно, учитывая, например, что РТК время от времени заявляет о своих интересах на розничном рынке. Выходить на него она будет именно через агентов.
Распространение безлимитных тарифов означает общее снижение рентабельности продажи трафика. В поисках новых путей заработка провайдеры начинают активно внедрять дополнительные сервисы — IP-телевидение, телефонию и т. д. Многие из них находятся в стадии экспериментов. На рынке большой дефицит внятных бизнес-моделей таких допсервисов, но ни у кого не вызывает сомнения, что за ними будущее.
Постепенный переход услуги доступа в Интернет в категорию массовых сделал рынок привлекательным для федеральных компаний. Из всех крупнейших телекоммуникационных холдингов страны в Екатеринбурге представлены все, кроме «Синтерры». Построить собственную сеть она уже не успеет — конкуренция растет. В каждом доме по два-три провайдера, а на Ботанике — до десяти. Поэтому в ближайшее время «Синтерра» купит одного из местных игроков.
Несмотря на рост конкуренции, насыщения рынка еще не видно. «Клиентов хватает всем. Во-первых, уровень проникновения еще недостаточно высок, во-вторых, все больше клиентов начинают пользоваться услугами сразу нескольких операторов связи — у каждого они выбирают оптимальные предложения. Не редкость, когда в квартире два-три кабеля», — констатирует г-н Блинов. Однако рынок не бесконечен. Об этом свидетельствует постепенный рост числа переподключившихся в массе новых клиентов. Пока их немного, но постепенно становится все больше.