По словам уральских бизнесменов, нестабильность внешних рынков, которая наблюдается в последние несколько месяцев, неожиданостью ни для кого не стала. Все понимали, что кризис не закончился.
Как говорит старший менеджер Уральского регионального центра КПМГ в России и СНГ Константин Антипов, в 2010 — начале 2011 г. рынки капитала и сырья стали показывать рост, многие компании вернулись к своим инвестиционным проектам. «Но в последние три месяца рынок стал турбулентным, произошла девальвация рубля и отток капитала из страны. Сказались и настроения в еврозоне, в частности в Греции, Испании, Италии, и в США. Все это привело к волатильности на рынке капитала и сырья», — комментирует г-н Антипов.
Как отмечает Артемий Кызласов, генеральный директор УК «Титановая долина», после того как острая фаза кризиса миновала, у многих бизнесменов «сформировался задел неоправданного оптимизма». «Сейчас происходит выравнивание: многие осознали, что правила игры системно изменились и нужно более осторожно относиться к планам развития. Поэтому руководители предприятий корректируют программы, рассчитанные на оптимистичные оценки роста рынка», — поясняет он.
Банкиры подтверждают: после кризиса все сделали выводы и научились работать в неблагоприятных экономических условиях. «По итогам ситуации 2008 г. мы осознали, что надо быть ближе к клиентам, более четко понимать их финансовое положение и риски. Сегодня мы предлагаем им сбалансировать долговой портфель по срокам погашения, а еще — более длинные кредиты и сложные продукты, связанные с возможностями всей Группы ВТБ. В принципе сегодня мы больше думаем не о росте своей доли на рынке, а о рентабельности», — говорит Андрей Волчик, управляющий филиалом банка ВТБ в Екатеринбурге. По словам Игоря Лисицина, управляющего Уральским филиалом ЗАО КБ Citibank, банк провел преобразования на глобальном уровне, чтобы максимально повысить свою эффективность. «Мы усилили финансовую мощь, капитал, резервы. Провели функциональную реконструкцию системы управления, сделали стратегические преобразования. Кроме того, начали программу оптимизации внутренних расходов под важнейшие задачи и продолжаем эту работу. Все усилия сегодня фокусируем на реализации задач клиента», — комментирует он.
Андрей Станкевич, вице-президент по корпоративному развитию AVS Group, рассказывает, что инвестиционная корпорация с большей осторожностью подходит к рассмотрению объектов вложения. «Мы продолжаем проекты, в которые уже инвестировали, но в новые пока предпочитаем не заходить. Потому что неизвестно, куда качнется экономика, — рассуждает г-н Станкевич. — Единственное — ведем переговоры о приобретении промышленного актива в другом регионе. Это новый для нас бизнес, сделка будет закрыта ближе к концу года». Однако, добавляет он, кризиса AVS Group не боится: оправдалась ставка на диверсификацию. Даже если часть компаний серьезно просядет, другие покажут рост и позволят компенсировать потери, считают в ГК. «Услуги авиакомпании «Авиакон Цитотранс» востребованы всегда: войны и стихийные бедствия происходят независимо от состояния экономики, — поясняет Андрей Станкевич. — Кроме того, AVS Group занимается оптовой торговлей алкоголем. Даже если цены на импортную продукцию вырастут и спрос на нее снизится, ситуацию выровняет российский алкоголь, который от девальвации рубля только выигрывает. В 2008-2009 гг. потребление российского алкоголя заметно выросло».
Тарас Крокос, генеральный директор УК «ЯВА», соглашается — холдингам проще: «Например, золото как защитный инструмент стремительно дорожает. На первый взгляд для нашего ювелирного завода это плюс. Но людям украшения становятся не по карману. А вот инвестиционная компания в рамках банка только выигрывает — зарабатывает на том же золоте». По словам Михаила Черепанова, директора дирекции региональных проектов ТМК, компенсировать риски компании помогает освоение новых рынков. «Мы корректируем приоритеты. В рамках новой стратегии ТМК будет развивать свое присутствие в Северной Америке, одновременно инвестируя в продукцию семейства премиальных резьбовых соединений, труб для офшорного бурения. Также есть планы развития финишных мощностей в Канаде, увеличения объема сбыта в Южной Америке, на африканском континенте и в Юго-Восточной Азии», — перечисляет он.
ТМК, говорит г-н Черепанов, намерена до 2020 г. выделять на инвестиции около $300 млн в год. Деньги пойдут на проекты компании в России, Румынии и США. Около 25-30% инвестиций ТМК будет тратить в США. «Речь идет об общей инвестпрограмме на поддержку существующих мощностей, научно-техническую деятельность в России и Америке, а также расширение и модернизацию финишных мощностей на предприятиях компании», — поясняет он. И дополняет: компания приняла ряд мер, чтобы обезопасить себя на случай финансовых потрясений: «Мы отказались от коротких займов, успешно занимаемся реструктуризацией долга, имеем достаточно диверсифицированный кредитный портфель». В частности, ТМК широко использует такие долговые инструменты, как облигации (рублевые и еврооблигации), конвертируемые облигации и банковские кредиты.
Лев Ковпак, вице-президент ГК «Супермаркет «Кировский», советует быть осторожнее с кредитами. Он убежден, что нужно подождать конца года — к тому моменту должна появиться ясность, куда движется мировая экономика. «У «Кировского» консервативная позиция — нет ни одного кредита, развиваемся на свои. Пока велика вероятность, что проблемы в Греции не закончатся, что страна не получит транш от Евросоюза. Тогда ее ждет дефолт, после этого возможен очередной кризис ликвидности. Банки могут потребовать досрочного возвращения кредитов, как это было в 2008 г.», — полагает г-н Ковпак.