2014 г. был непростым, но следующий год ожидается еще более сложным. Тем не менее екатеринбургские предприниматели нашли поводы для оптимизма. Хотя даже если их нет, бизнесмены готовы рваться в бой.
От ежегодного послания Владимира Путина Федеральному собранию все ждали позитива. Аналитики — что выступление главы государства повлияет на курс рубля и укрепит цену нефти; бизнесмены жаждали поддержки. Отчасти ожидания оправдались, но валютному и сырьевому рынкам оптимизма не хватило. DK.RU поинтересовался, с каким настроением заканчивают год уральские бизнесмены.
Константин Ванеев, директор филиала БКС Премьер в Екатеринбурге:
— Есть — как минимум, для нашей сферы бизнеса. То, что мы сейчас наблюдаем в экономике России, заслуженно называют кризисом, а кризис — это всегда время возможностей. Так как мы специализируемся на инвестициях, то сейчас получаем приток новых клиентов, которые хотят заработать на падении рынков, разнице курсов валют. В стабильное время, конечно, о сегодняшней доходности на фондовом рынке и рынке облигаций можно не мечтать. Поэтому можно сказать, что нам кризис только помогает.
— Да, есть. 2015 г. — это точка бифуркации для России. Падение цен на нефть, от которых зависит вся экономика, заставит государство обратить внимание на малый и средний бизнес. Крупные компании оптимизируют затраты и сократят часть персонала. А куда идти этим людям, как не в МСБ? Поэтому этот сегмент получит от властей зеленый свет на заключение госконтрактов. За счет кризиса мы усилим МСБ, и по его окончании этот сектор станет сильнее, чем сейчас. Плюс импортозамещение может дать толчок для развития местных производителей.
— Поводов для оптимизма насчет экономики у нас нет совсем. Ждем, когда движение под откос остановится, и мы окажемся в стабильной, пусть даже и плохой ситуации. Но настроение — боевое. Мы проделали большой объем дел, и в маркетинге, и во внутренних процессах, — это должно сработать на нас. Большие надежды возлагаем на концепцию «бережливого производства»: такие технологии — то, что доктор прописал в кризисной ситуации.
Ольга Ошуркова, директор компании «ДиваОра Групп»:
— Да, есть. Потому что в кризис для нашей компании открываются новые возможности. Крупные бизнес-структуры меньше средств тратят на маркетинг, и компаниям вроде нашей становится намного легче достучаться до обычного потребителя. Мы производим инновационные продукты, и сейчас именно для них открываются перспективы. Реальный сектор экономики востребован всегда, плюс государство понимает, что в тяжелой ситуации нужно поддерживать производство, чтобы резко не сокращались поступления в бюджет.
Владимир Рябухин, директор межрегиональной дирекции СК «Цюрих»:
— Объективно, 2015 г. для страховщиков будет непростым. Можно прогнозировать, что многие из них уйдут с рынка, но мы встречаем этот год подготовленными и в достаточно хорошем настроении. Последний год мы «чистили портфель», наращивали немоторные виды страхования, оптимизировали бизнес процессы. Это уже дало некоторые результаты, о чем свидетельствует положительная динамика финансового результата текущего года.
Опрос подготовили Михаил Старков, Александра Прыткова, Сергей Дружинин и Андрей Пермяков.