Уральские компании решительно намерены работать в Крыму, даже если там в итоге не создадут особую экономическую зону.
Крым может стать для России второй глобальной стройкой после Олимпиады в Сочи. О возможности создать на полуострове ОЭЗ с освобождением резидентов от уплаты налогов на несколько лет объявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Пристальное внимание правительство обращает на развитие туристического бизнеса (основной источник доходов Крыма на сегодня). Проект федеральной программы развития должен быть подготовлен к 15 апреля, точный объем расходов пока не озвучен. Прежде сообщалось, что Россия уже в этом году может единовременно выплатить Крыму $1 млрд, а еще $5 млрд — вложить в развитие его инфраструктуры в последующие несколько лет.
Вывод Крыма из-под юрисдикции Украины и обещания правительства о поддержке его инфраструктурных проектов подогрели интерес к региону. Уральские бизнесмены не остались в стороне. Как рассказал «ДК» генеральный директор ТК «КИТ» Михаил Попов, сразу после оглашения итогов референдума о присоединении Крыма к России они наладили грузоперевозки в республику, используя в том числе и ресурсы местных компаний в качестве партнеров, что позволит им сохранить свой бизнес и рабочие места.
«После референдума Украина установила экономическую блокаду, перекрыла въезды и выезды в Крым, над бизнесом крымчан нависла угроза разорения: резко разрушились долголетние хозяйственные связи, необходимо срочно налаживать новые, а значит и новые маршруты доставки. У нас есть огромный опыт, знание Российского рынка, необходимые ресурсы, а главное - большое желание помочь крымчанам в этой сложной обстановке. Снять с их плечь хотя бы одну проблему (поиск способов доставки необходимых им товаров), оказать помощь в налаживании новых хозяйственных связей путем предоставления информации им о возможностях наших клиентов, а нашим клиентам об их потребностях - это наши первоочередные цели. Буквально на днях открываем в Крыму офис, а груз туда уходит уже в пятницу».
Одними из первых о крымско-уральском сотрудничестве заговорили представители свердловского Минстроя. По мнению замглавы ведомства Дмитрия Нисковских, большой туристический поток и потенциальный статус ОЭЗ делают Крым привлекательным для развития бизнеса небольших уральских застройщиков и девелоперов. Впрочем, само сообщество, хотя и отмечает всплеск предложений от крымских компаний — купить землю, жилье, построить или достроить объекты в Крыму, — от резких движений пока воздерживается.
«Нам поступают такие предложения, но пока мы не рассматриваем участие в конкретных проектах», — рассказала глава ГК ЦН «Северная казна» Татьяна Деменок.
Если уральские строители и девелоперы решатся выйти на крымский рынок, за ними последуют и производители стройматериалов.
«Мы готовы прийти в Крым вслед за нашими заказчиками, — рассказала «ДК» генеральный директор фирмы Bergauf Ирина Невзорова. — Но пока что останавливает слишком большой риск и трудности с логистикой — этот вопрос надо будет решать в первую очередь».
Президент ГК «Пенетрон-Россия» Игорь Черноголов оценивает перспективы Крыма очень оптимистично:
«У нас сейчас уже действует там три дилера, и мы намерены участвовать в госпрограммах по развитию крымской инфраструктуры, когда они будут приняты и запущены. Строить и исправлять там надо очень много. Пока что планируем и дальше работать по дилерской схеме. Но если надо будет построить завод — не вопрос. Это стоит не так дорого, как может показаться».
Представители уральского турбизнеса, профильной отрасли для Крыма, выбрали тактику наблюдения. По словам одного из участников рынка, ситуация с ценообразованием этим летом в Крыму утратила ясность:
«Мы намерены выждать как минимум месяц, чтобы понять, в какую сторону будут двигаться цены. Кроме того, пока непонятна и судьба санаторных комплексов на территории Крыма, которые юридически принадлежат Украине».
Большинство предпринимателей и руководителей, опрошенных «ДК», ждут одного — охлаждения политической ситуации. Тем, кому интересен этот регион, предстоят маркетинговые исследования рынков Крыма — они долгое время находились в тени Украины.
«Пока прошло слишком мало времени, чтобы делать какие-то содержательные выводы относительно перспектив этого рынка, — считает директор по маркетингу УБРиРа Константин Дятлов. — По большинству характеристик Крым для нас не отличается существенно от других регионов. При входе на любой новый рынок его нужно оценивать с точки зрения рисков, проникновения и востребованности услуг, конкурентных предложений. Пока мы такой анализ не проводили».
Между тем генеральный директор СК «Северная казна» Александр Меренков рассказал, что сейчас страховщик прощупывает почву в Крыму и налаживает контакты с представителями местной страховой индустрии:
«Нам важно понять, последуют ли санкции против России со стороны ЕС и как вообще будет развиваться ситуация. Мы уже неделю разведываем обстановку, выясняем, чем Крым может быть привлекателен для нашего бизнеса. Безусловно, в его пользу говорит то, что это курортный район, востребованный у россиян. А если мост из России в Крым действительно будет достроен в сокращенные сроки, это тоже добавит привлекательности. Но пока смотрим, какими будут санкции».
Интересно, что в Крыму может быть испытана и новинка в сфере гидроэнергетики — волновой генератор, разработанный первоуральской компанией Ocean RusEnergy. По словам ИТ-продюсера Евгения Шароварина, фонд RedButton Capital как потенциальный инвестор проекта рассматривает крымское побережье в качестве варианта площадки для испытаний.
«Нам нужен доступ к морю, чтобы тестировать там генераторы, так почему бы не организовать все в Крыму, — прокомментировал «ДК» г-н Шароварин. — Это будет дешевле той же Турции. Мы не рассматриваем Крым как преимущественный вариант. Если, допустим, ЕС выделит грант на эти испытания и предоставит нам площадку, то мы можем рассмотреть и такое предложение. Но вообще это не капиталоемкая вещь, нам для этого нужен буквально 1 кв. м моря».