Госдума предложила сделать обязательным соблюдение профстандартов. Екатеринбургские бизнесмены отмечают: инициатива недоработана, а сами они не всегда обращают внимание на дипломы даже топ-менеджеров.
До конца 2014 г. Госдума России может принять поправки к Трудовому кодексу, согласно которым будет введено обязательное применение профессиональных стандартов, сообщает «Коммерсантъ». К работникам будут предъявлять определенные требования по уровню образования, стажу работы и набору умений. С 2016 г. им должны будут соответствовать госслужащие, а с 2020 г. — все остальные.
Екатеринбургские бизнесмены расценили инициативу в предложенном виде как глупость, однако на самом деле это серьезный вопрос, который должен быть проработан. Так, генеральный директор компании «Интерра» Виталий Листраткин отмечает: любого сотрудника на нормальных предприятиях ценят за реальные знания и навыки, нежели за формальную бумажку. Схожее мнение выражает Антон Гиренко-Коцуба, учредитель сети фитнес-центров Powerhouse Gym:
«Инициатива неплохая, на первый взгляд, но явно недоработанная. Не раз встречал людей, которые не имеют профильного образования, но профессиональнее многих с профильным в разы! Более того, я всегда был против «причесывания всех под одну гребенку», тем более в частном секторе. Работодатель сам вправе выбирать, подходит ему кандидат или нет. С таким поверхностным подходом я инициативу, конечно, не поддерживаю. Это очень серьезный вопрос, требующий доскональной проработки», — сказал бизнесмен DK.RU.
Зачастую некоторые хорошие сотрудники вовсе не имеют высшего образования. Так, Антон Халиков, директор и владелец компании NetAngels, отмечает: в компании работал ведущий системный администратор, который потом уехал в московский «Яндекс», где занимает достаточно высокую должность, но при этом он не закончил институт. При найме сотрудников профильное образование также играет далеко не самую важную роль, отмечают предприниматели.
«Если честно, я даже не знаю, какие дипломы у моих топов — для меня гораздо важнее их практические таланты», — говорит г-н Листраткин.
С ним согласен и г-н Халиков:
«Я разговариваю с человеком и спрашиваю его реальные знания, задаю вопросы и смотрю, что он думает и как отвечает на них. Что у него написано в дипломе и на кого он учился — мне все равно, хоть на медсестру. У нас в техподдержке есть люди с филологическим образованием — человек прекрасно работает: разбирается и в технических вопросах, и в общении с людьми», — рассказывает директор NetAngels.
Учредитель Powerhouse Gym при найме на топовые позиции отмечает высшее образование как обязательное условие приема на работу. Для всех остальных позиций — все зависит от данных каждого конкретного человека, говорит он.
Сами бизнесмены также зачастую работают не по полученному образованию. Так, г-н Листраткин окончил СИНХ по специальности «инженер-технолог пищевых производств», при этом он 14-й год руководит телекоммуникационной компанией. Г-н Халиков получил образование на электротехническом факультете УГТУ-Упи. Г-н Гиренко-Коцуба отмечает, что имеет высшее образование и является кандидатом экономических наук.
Напомним, в Екатеринбурге есть и другие примеры предпринимателей, которые работают не по образованию. К примеру, Евгений Новосёлов, генеральный директор агентства недвижимости «Новосёл», окончил Екатеринбургский театральный институт.
Между тем, когда приходит время выбирать профессию, многие еще не знают, кем хотят работать, добавляет Антон Халиков.
«Представим: 18-летний человек пошел в институт. У него еще нет понимания, что он будет делать в жизни. Я, к примеру, по специальности должен был заниматься пусконаладкой станков с ЧПУ. Еще до института начал заниматься программированием, но в 18 лет работать программистом мне казалось не очень хорошей идеей. Когда окончил институт, у меня даже мысли не было пойти по специальности — точно знал, что буду заниматься программированием. В наших институтах в 80-х и 90-х годах учили в первую очередь учиться, думать и получать знания, а не специальным техническим навыкам», — говорит бизнесмен.
В случае принятия поправок произойдет одно — их просто никто не будет соблюдать, считает директор «Интерры». Принятие поправок в таком виде никак не отразится на ситуации, полагает Антон Гиренко-Коцуба.
«Появится куча сомнительных учебных заведений (да и сейчас их навалом), которые будут в короткие сроки выдавать корочки об образовании. Что будет формальным соблюдением принятого законопроекта, но работодатель всё равно будет опираться в первую очередь на профессионализм, опыт, личностные характеристики соискателя», — говорит он.
Люди будут каким-то образом покупать дипломы или получать специальное образование, полагает г-н Халиков, отмечая: сложно представить, как будет работать госсектор.
Позднее Минкомсвязи РФ выступило против принятия поправок в Трудовой кодекс, сообщает ТАСС со ссылкой на замглавы ведомства Алексея Волина.
«Мы уверены, что не дело государства определять критерии сотрудников для приема на работу в частные компании. Мы также уверены в том, что главный редактор государственного СМИ лучше Минкомсвязи, Минтруда и всех иных ведомств вместе взятых знает, кто ему нужен и кто не нужен для работы», — заявил г-н Волин.
Внесение поправок в Трудовой кодекс и жесткая привязка человека дипломом к единственному разрешенному виду деятельности и месту работы сродни крепостному праву, передает пресс-служба Ассоциации адвокатов России за права человека мнение правозащитницы Марии Баст.
По данным рекрутингового портала Job.ru, опросившего 1291 человека, лишь 23% респондентов работают строго по полученной специальности. Ещё почти столько же (21,1%) респондентов трудятся в смежных областях и согласны с утверждением, что полученное образование пригодилось им в работе. Более четверти (27,9%) участников опроса по специальности не работают, но считают, что полученное образование им пригодилось.
Авторы: Андрей Пермяков, Сергей Дружинин.