Низкий покупательный спрос и большие возможности, слабая платежная инфраструктура и красивые пейзажи – вот с чем сталкиваются выходцы из УрФО, делая бизнес в Крыму.
Интернет-издание ЕТВ нашло троих уральцев, перебравшихся в Крым в поисках лучшей доли, и рассказало их истории. Кто-то, как, например, Павел Воронцов из компании Flykit, ехал на полуостров в поисках клиентуры. На Урале компания, занимающаяся модной сейчас съемкой с квадрокоптеров, не смогла выйти на достаточный объем заказов.
«Причина очень простая — у нас не снимают кино, отсутствует поток проектов, — рассказывает г-н Воронцов. — Мы провели несколько лет в попытках выйти на необходимые объемы работ, чтобы понять это. Кроме того, все время появляются доступные, но сомнительные по качеству решения для новичков, что в некотором смысле дискредитирует отрасль аэросъемки. Естественным сценарием развития для нас стал выбор: либо сворачивать деятельность, либо уезжать ближе к Москве».
Переезд стартовал этой весной, и на текущий момент, по словам г-на Воронцова, компания, дислоцируясь в Крыму, уже получила подряды на нескольких крупных проектах: в кино, сериалах и рекламе.
В истории челябинки Натальи Ларионовой, которая переехала на полуостров развивать партнерскую сеть компании «СКБ Контур», отношения с клиентурой оказались куда сложнее. По словам г-жи Ларионовой, услуги, которые оказывает «СКБ Контур», пока не особенно востребованы в Крыму, к тому же, здесь уже работает несколько конкурентов компании.
«Сравнивать Крым и Урал по возможностям для развития бизнеса нельзя, — говорит она. — Хотя на Урале рынок уже поделен, там есть куда продавать. В Крыму же живет суммарно всего 2 млн человек, покупательная способность очень низкая, некоторые наши продукты вообще не востребованы, на другие пришлось установить самые низкие цены по России. Я думаю, Крым еще не скоро выровняется, ведь в него долгое время ничего не вкладывали, и теперь ему потребуется, возможно, не один десяток лет».
Из трудностей работы в Крыму г-жа Ларионова отметила медленный переход на российский документооборот, из-за чего сложности могут возникнуть, например, с оформлением счетов-фактур при покупке оргтехники.
Строитель Игорь Махненко, в Екатеринбурге монтировавший освещение для ЖК «Репин» и «Крылов» и БЦ «Саммит», как раз рассчитывает на быстрое развитие полуострова.
«К переезду подтолкнули соображения о том, что сейчас на этой территории будет много строительства; соответственно, есть куда приложить руки и на чем подрасти», — говорит г-н Махненко, нашедший новую работу на сайте объявлений и в этом октябре приехавший в Крым.
Он полон оптимизма, но отмечает, что здесь сложно, например, с безналичным расчетом: во многих магазинах отсутствуют терминалы для карт, а операции со счетами в банках могут занимать до часа. Впрочем, он все же намерен остаться здесь надолго, если его расчеты по дальнейшему профессиональному развитию оправдаются.
Сейчас любой бизнес, который планирует развиваться в Крыму, очень ограничен тем обстоятельством, что для работы любая компания должна быть здесь прописана, резюмирует глава Larixon Limited Евгений Островский.
«Один из плюсов Крыма заключается в том, что на его территории действуют налоговые льготы, но к местным компаниям есть определенные требования, — говорит он. — Главное: нужно быть юридически зарегистрированным на полуострове, а это очень ограничивает. Что касается людей, которые туда поехали, то таких я не знаю. Но я знаю людей, которые наоборот туда не поехали, потому что не захотели наткнуться на большое количество санкций. В Европе к россиянам сейчас относятся очень настороженно».
Автор: Николай Ежов.