Минпромторг составил список машин, которые обложат налогом на роскошь. В перечне 34 модели BMW, 28 — Mercedes-Benz, по 21-ой версии Audi и Porsche и др. Бизнесмены города считают новшество бредом.
В число роскошных попали 187 моделей авто стоимостью свыше 3 млн руб. — их владельцы будут платить транспортный налог по повышенным коэффициентам. В частности, в списке 9 версий Aston Martin, по 21 модели Audi и Porsche, 8 — Bentley, сразу 34 версии BMW, 3 — Bugatti, 7 — Ferrari, 6 — Jaguar, 10 — Land Rover, 28 — Mercedes-Benz. Кроме того в списке есть представители Maserati, Cadillac, Nissan и др. Автоконцерны Hyundai, Jeep и Toyota представлены в перечне всего одной моделью.
Напомним, закон о повышенных коэффициентах транспортного налога президент России Владимир Путин подписал в конце июля прошлого года. Поправки в Налоговый кодекс РФ вступили в силу 1 января 2014 г. Согласно документу, для владельцев авто дороже 3 млн руб. увеличивается сумма транспортного налога:
- Сумма умножается на 1,5 — для авто стоимостью 3-5 млн руб., с момента выпуска которых прошло не более года.
- Сумма умножается на 1,3 — для авто стоимостью 3-5 млн руб. возрастом 1-2 года.
- Сумма умножается на 1,1 — для авто стоимостью 3-5 млн руб. возрастом 2-3 года.
- Удвоенный сбор платят владельцы авто стоимостью 5-10 млн руб., с момента выпуска которых прошло не более пяти лет.
- В три раза транспортный налог увеличится для хозяев машин стоимостью 10-15 млн руб. и свыше 15 млн, если с момента выпуска авто прошло не более 10 и 20 лет соответственно.
Екатеринбургские бизнесмены, опрошенные «ДК», заявили, что считают налог на роскошь несправедливым и вредным для экономики. Алексей Васильев, председатель совета директоров ГК Arctic Group (владелец Nissan Patrol), убежден: транспортный налог должен быть заложен в цену топлива:
«Какая разница, что за авто ездит по дорогам, — все машины, и дорогие, и дешевые, так или иначе влияют на состояние асфальта, на экологию. В этом смысле вазовская «шестерка» или КАМАЗ куда вреднее иномарки за 3 млн руб. К тому же мне непонятно, почему люди, которые работают более эффективно, создают новые рабочие места, должны еще и платить больше налогов. Этот социализм до добра никогда не доводил».
Гендиректор аукционного дома «Суворовъ» Валерий Суворов (хозяин автомобиля Jaguar) соглашается:
«Хорошая машина портит дорожное покрытие и окружающую среду гораздо меньше, чем плохая. И облагать дорогие авто налогом на роскошь просто нелогично. Но деваться некуда, буду платить повышенную ставку транспортного налога».
Однако Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО» (владелец Toyota Land Cruiser), считает, что не все обладатели дорогих авто будут честно платить налог на роскошь:
«Обеспеченные люди, которые могут себе позволить новые дорогие машины, очень дотошно считают деньги. И, возможно, смогут найти схемы для оптимизации транспортного налога — например, будут владеть машинами через Белоруссию или Казахстан. Или оформлять авто на юрлица. Схемы могут быть разные. В итоге вряд ли государству удастся получить с граждан больше 500 млн руб. — за счет налога на роскошь».
Как пишет в блоге независимый автоэксперт Сергей Асланян*, владельцы машин, цена которых рано или поздно может вызвать вопрос о доходах, уже давно регистрируют их на юридические лица:
«Это выгодней и спокойней. Поэтому все дорогие машины всегда числятся за организациями, взяты в лизинг либо находятся в собственности инвалидов и детей. Лизинг как раз для того и придуман, чтобы три года кататься на чужой новой машине, по истечении которых остаточная стоимость объекта лизинга близка к нулю. А операционный лизинг у нас в стране и подавно не регулируется законами и оформляется арендой. Но законами регулируется имущественное право детей. Ребенок имеет право на собственность, но не имеет права работать. А паспорт у него с 14 лет. Поэтому лучший подарок дочке или сыночку на 14-летие — Aston Martin, Bentley, Rolls-Royce, в худшем случае Mercedes. И у нас государство стоит горой за инвалидов. Поэтому бабушке инвалиду Первой группы съездить за творожком проще не на трамвае, а на Bugatti, Ferrari, Lamborghini, официально приобретенном через органы социальной защиты населения или имеющем наклейку «Инвалид» на стекле. А еще есть Посольство Молдавии и прочие красные номера, временный воз для сезонных машин, на которых можно кататься пару месяцев в году, прямая аренда, прокат».
Г-н Головченко добавляет: поправки в налоговый кодекс власти приняли из популистских соображений:
«Вместо того чтобы заниматься реальной поддержкой предпринимательства, банковского сектора, чиновники придумывают такой вот бред. Просто для галочки — показать электорату, что «долбят» богатых людей. Это очень неприятно. Грязное нововведение. Кроме того, по всей видимости, властям нужно восполнять бюджет после грандиозных строек. При этом всем ясно, сколько на этих проектах было украдено. И от этого неприятно вдвойне».
Добавим, что российский авторынок в прошлом году упал на 6%. При этом, по данным агентства «Автостат», в премиальном сегменте наблюдался рост. Так, в 2013 г. продажи машин в ценовом диапазоне $25-50 тыс. выросли более чем на 20%, тогда как продажи автомобилей дешевле $15 тыс. снизились на равную величину (20%). Автодилеры Екатеринбурга прогнозируют, что в этом году тенденция к более активному росту более дорогих сегментов в сравнении с более дешевыми сохранится. Вадим Менаджиев, гендиректор УК «Оками»:
* - выполняет функции иностранного агента«Одна из основных причин этого состоит в том, что границы цен в массовом и премиальном сегментах ощутимо сблизились. А потребители оказались готовы заплатить больше, чтобы получить высокое качество, которое удовлетворило бы их потребность в комфорте».