Нестабильность мировой экономики вынуждает бизнес на время забыть о развитии и до минимума снижать кредитную нагрузку. По словам членов бизнес-сообщества, сегодня все предпочитают «сидеть в окопах».
В отличие от изобильных предкризисных времен, сегодня уральские компании предпочитают сокращать расходы до минимума и тщательно взвешивать каждый потраченный рубль, заявили участники Дискуссионного клуба «ДК», посвященного финансовым стратегиям на 2013 г. «Сейчас мы так боимся кризиса и настолько к нему готовы, что именно эта готовность кризис и отодвигает, - рассказал финансовый директор компании «Менеджмент Апгрейд» Алексей Зайцев, - Я на ближайшие два года планирую развитие всех проектов, заранее закладывая вероятность нового коллапса. И продумывая, что с этим буду делать». Сейчас лучше обойтись без взрывного роста и экспансии, соглашается с ним финансовый директор ГК «Агора» Владимир Заболотский: «Можно склад или уже действующее производство чуть расширить, открыть пару небольших точек продаж. Точно не стоит набирать кредитов, даже если есть такая возможность».
Впрочем, в бизнес-сообществе есть и другое мнение: в условиях стагнации и спада небольшие фирмы могут сделать рывок и отвоевать себе часть рынка у его лидеров, которыми, как правило, выступают крупные компании. «Средние и малые компании с агрессивной политикой лучше ощущают границы и тупики рынков, на которых они работают, - поясняет директор компании «Управление и учет» Олег Филатов. - Крупные компании в силу своей инерции хуже чувствуют пределы развития, поэтому они, как правило, не предпринимают резких движений, когда их положение начинает ухудшаться. Для мелких игроков это отличный шанс отвоевать себе позиции на рынках, где лидируют консервативные игроки».